научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА РЕЦЕПЦИИ ПРАВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА РЕЦЕПЦИИ ПРАВА»

Теория права и государства

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА РЕЦЕПЦИИ ПРАВА

ТКАЧЕНКО Сергей Витальевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры социальных технологий и права Самарского государственного университета путей сообщения. E-mail: rektor2@rambler.ru

Краткая аннотация: в статье говорится об особенностях механизма рецепции права. The article talks about the features of the reception.

Ключевые слова: право; рецепция права; правовая система. Right; front right; the legal system.

Современная российская наука в целом рассматривает рецепцию права исключительно как добровольный процесс по заимствованию и внедрению правовых ценностей иностранного происхождения. Однако такое определение, в силу своей обтекаемости, не отражает действительного характера рецепции права, который содержится в идеологическом компоненте. Здесь игнорирование целей и задач рецепции права, этой идеологической среды, сведение содержания рецепции лишь к «улучшению правовой системы» не позволяет разобраться не только с причинами рецепции как прошлого, так и настоящего, но и с действительным ее содержанием. Ведь история знает примеры, когда, в силу идеологического фактора, зачастую отвергались действительно более передовые иностранные правовые технологии и воспринимались архаичные правовые системы. Так, армянское право !У-У вв. реципировало древнееврейские законы Моисея, сформулированные в Ветхом Завете, отвергнув более развитую систему «языческого» римского права. Такая рецепция произошла вследствие того, что Моисеевы законы рассматривались как «божественные», возникшие на родине основателя христианства. Конечно, улучшение своей правовой системы с помощью такой рецепции представляется весьма сомнительным явлением. Но эта рецепция древнееврейского права позволила армянскому государству приобрести необходимый международный авторитет.

Другим примером служит современное Латвийское государство, в котором априорное неприятие всего советского, в том числе и

правового опыта, привело к тому, что в 1990 г., заявив о восстановлении своей независимости, Латвия из всех советских республик стала единственной, которая пошла по пути реставрации досоветской правовой системы, что выразилось в 1992 г. в восстановлении в силе Гражданского закона Латвийской Республики 1937 г., который, с точки зрения современных правовых реальностей и юридической техники, выглядит чрезвычайно архаичным. Гражданский закон 1937 г. был составлен на основе третьего тома Свода местных узаконений остзейских 1862 г., многие положения которого безнадежно устарели.1 Такой отказ продемонстрировал Западному миру отказ от советской модели развития и «возвращение» в лоно европейской цивилизации.

Подобные процессы характерны не только для седой древности, они происходят повсеместно, и настоящее время для них - не исключение. Так, показательна ситуация, связанная с современной рецепцией республикой Молдова румынского права, которое никогда не отличалось передовыми технологиями, а сама румынская цивилизация - какими-либо достижениями в экономике и необходимым для рецепции международным авторитетом. Однако известно, что все молдавское законодательство, от системы права до знаков препинания, не что иное, как полная рецепция права румынского. Судебная система Молдовы дословно воспроизводит структуру судебного строительства

1 Блинков О.Е. Общие тенденции развития наследственного права государств-участников содружества независимых государств и Балтии: Автореф. дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. М., 2009. С. 22.

румынской провинции1. Объяснять этот факт лишь улучшением молдавского права, его модернизацией воистину абсурдно. Принципиальное игнорирование идеологического компонента превращает такую рецепцию в гордиев узел для любого исследователя.

С учетом вышеизложенного, автором предлагается следующее определение содержания рецепции права, которое позволит снять существующие в российской научной литературе противоречия: рецепция права представляет собой заимствование и внедрение идей, правовых институтов, норм, терминологии иностранного права в целях модернизации правовой системы, приобретения международного авторитета либо закрепляющую политическую и экономическую зависимость от других стран.

Таким образом, мы уходим от упрощения содержания рецепции, которая представляет собой не просто технический перенос иностранных правовых норм, институтов, идей, терминологии, как это видится большинству специалистов. Механизм рецепции гораздо сложнее, его следует рассматривать как систему, позволяющую в соответствии с отечественным правом, осуществлять заимствования иностранного правового материала для инокуль-турного воздействия на правовую систему общества. При этом цель механизма рецепции права выражается в восприятии обществом инокультурного правового элемента в соответствии с заданными целями и задачами законодателя. Здесь не может иметь место так называемое «слепое», «механическое» копирование, упоминанием о котором пестрит юридическая литература.

Но перенос иностранных правовых идей, норм происходит вовсе не механически, как это представляется в литературе, наподобие «захотели, сделали и стали жить лучше». Лучшей иллюстрацией такого подхода служит рассуждение Р.В. Енгибаряна, отмечающего, что «правовое заимствование внешне сходно с медицинской хирургической операцией по трансплантации отдельных частей человеческого тела. В своей работе компаративист похож на хирурга в том смысле, что он берет

Киселев В. В режиме нуля // В.В. Киселев / www.nowopol.ru/phorum 334/Мт!.

часть чужой правовой системы и «пересаживает» ее в другую. Для достижения успешного результата правовой институт, взятый из системы А и перенесенный в систему Б, должен совмещаться со своей системой Б, а не отторгаться ею. Например, прежде чем позаимствовать институт суда присяжных из системы англоамериканского общего права и ввести его в кон-тинентально-европейскую правовую систему России, надо было понять, совместим ли такой институт с комплексным механизмом российского уголовно-процессуального или гражданского процессуального действия».2

Как безликое явление рецепцию права пытается описать ряд российских ученых. Так, Ю.А. Тихомиров «констатирует», что право новых европейских государств начинает тяготеть к континентальному или североамериканскому праву, к праву Европейского Союза и Совета Европы, на основании чего им делается вывод: «если государства «национализируются», то право, в свою очередь, «интернациализирует-ся»3. Однако не замечается истинных причин такой «интернациализации» права, которая выражается, прежде всего, в принуждении постсоциалистического общества к восприятию элементов западной правовой культуры под руководством этих же государств. Данный механизм уже получил свое обозначение как «режим экономического принуждения демократии»4.

Утилитарность такого подхода очевидна. В рецепции права всегда присутствует интерес того или иного государства, группы государств, полностью совпадающий с интересами политических элит. Это интерес зачастую не совпадает, а по многим параметрам просто противоречит желаниям гражданского общества. Поэтому инокультурный правовой элемент наполняется либо другим содержанием, либо блокируется другими правовыми институтами. Здесь российская правая действительность представляет собой показательный образец -присутствуют практически все идеи западной

2 Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М., 2007. С. 8-9.

3 Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С. 12.

4 Кулик А.Н. Многопартийность в электоральной демократии постсоветской России: в чем смысл ее существования // Россия. Политические вызовы XXI века: Второй всероссийский конгресс политологов. 21-23 апреля 2000 г. М., 2002. С. 206.

правовой традиции права, но их наполнение отечественным правопониманием законодателя и соответствующая реализация вызывает недопонимание не только у западных специалистов1, но и у российского гражданского общества.

Таким образом, в механизме рецепции права важное значение приобретают цели и задачи такой рецепции, идеологическая среда. По мнению автора, идеология реципиента, донора, а зачастую и совместная идеология донора и реципиента образует идеологический компонент рецепции, выражаясь в научном обосновании и целесообразности отказа от правового прошлого и заимствования «передовых» правовых технологий иностранного происхождения. Пресловутый идеологический компонент рецепции необходимо рассматривать как политико-правовой феномен. Именно здесь находится ключ к пониманию сущности политико-правовых и правовых преобразований, основанных на рецепции иностранного права.

Обоснование государством-рецепиен-том необходимости полномасштабной рецепции может быть выражено в попытках модернизации права и государства, в различных формах рецепции, сопровождающейся скрытым внутренним политическим «переворотом», скрытой или открытой экспансией донора, демонстрацией преемственности с могучей империей прошлого (Древний Рим) или демонстрацией близости к «цивилизованным» государствам современности (США, страны Европы).

В силу определенных причин, специалисты сознательно упрощают механизм рецепции права. Так, Е.Ю. Курышев убеждает, что механизм рецепции права стремится к оптимизации, к поддержке сбалансированной правовой системы, наряду с другими правовыми процессами он создает благоприятный правовой режим для развития содержания правовой системы2. Причем не приводится никаких доказательств такой оптимизации, создания благоприятного правового режима.

1 Билл Боуринг, юрист, лектор по проблемам прав человека в России и Восточной Европе (Эссексский университет). Вступление России в Совет Европы и защита прав человека: всерьез ли выполняются обязательства? // http://www.hrights.ru/text/b10/Chapter5.htm

2 Курышев Е.Ю. Рецепция в российском праве: Дисс. ... на соиск.

канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 83.

Механизм рецепции права выражается посредством своей структуры, под которой понимается взаимосвязь элементов, обеспечивающих процесс заимствования и внедрения инокультурных

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком