научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ РЫБОЛОВСТВА НА МАЛЫХ ВОДОЕМАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕСНЫХ НЕНЦЕВ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ РЫБОЛОВСТВА НА МАЛЫХ ВОДОЕМАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕСНЫХ НЕНЦЕВ)»

ПМА 2013 - Полевые материалы автора. Интервью в г. Магадане, 13 февр. 2013 г. Информанты: Алоло Евгений Геннадьевич, 1975 г.р.; Алоло (урожд. Телпелхут) Любовь Сергеевна, 1982 г.р.; Айван Владимир Александрович, 1956 г.р.

Хаховская, Куребито 2004 - Хаховская Л.Н., Куребито М. Современный похоронный обряд коряков // Материалы по истории Севера Дальнего Востока. Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 2004. С. 233-238.

Irimoto 2004 - Irimoto T. The eternal cycle: ecology, worldview and ritual of reindeer herders of Northern Kamchatka. Osaka, Japan: National Museum of Ethnology, 2004.

L.N. Khakhovskaya. The Funeral Rite of the Verkhnii Paren' Koryaks: An Unidentified Element of the Rite

Keywords: Koryak, Verkhnii Paren', Severo-Evenskii District, Magadan Region, funeral rite, taking a seat, horseman pose, step over

Drawing on her own field research data, the author describes an unidentified element of the funeral rite observed among the Koryak, namely the practice of taking a seat at the chest of the deceased in a horseman pose just before the body is taken out. She offers a number of possible interpretations of the rite that still remains an ethnographic mystery. The author discusses the state of research on sources for studying the Koryak funeral rites and the disciplinary practices of representation of field observations.

ЭО, 2014 г., № 5 © В.И. Сподина

ОСОБЕННОСТИ РЫБОЛОВСТВА НА МАЛЫХ ВОДОЕМАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕСНЫХ НЕНЦЕВ)

Ключевые слова: лесные ненцы, рыбный промысел, запорное и крючковое рыболовство, сетевой лов, видовой состав рыб, традиционные рыбные блюда, пищевые запреты, традиционные поверья, духи, покровительствующие рыбному промыслу

Данная статья посвящена роли рыболовства у аганской (варьёганской) группы лесных ненцев ХМАО-Югры, их представлениям о духах-покровителях рыболовства, специальным обрядам, направленным на их умилостивление; также в ней раскрывается преимущественная роль рыбных продуктов в их пищевом рационе, что в полной мере согласуется с точкой зрения, высказанной З.П. Соколовой в статье "Основные проблемы обско-угорской этнографии", опубликованной в № 4-2013 "Этнографического обозрения". В статье также уделяется внимание ненецким терминам анатомии рыб, которые водятся в бассейне р. Аган.

Виктория Ивановна Сподина - к.и.н., директор Обско-угорского института прикладных исследований и разработок; e-mail: vspodina@mail.ru

5 Этнографическое обозрение, № 5

Поводом к написанию этой статьи послужила публикация З.П. Соколовой (Соколова 2013), в которой отмечены основные дискуссионные проблемы обско-угорской этнографии, в том числе связанные с системами жизнеобеспечения, принципами хозяйствования, степенью устойчивости хозяйственно-культурных типов и др. В частности, соглашаясь с позицией Е.Г. Федоровой, "утверждающей, что модель питания у разных групп обских угров зависела от их ХКТ", З.П. Соколова указывает на огромную роль "рыбной пищи в рационе всех групп хантов и манси... даже оленеводов", что свидетельствовало о преобладающей роли рыболовства в системе жизнеобеспечения различных групп обских угров (и самодийцев). "По-видимому, - пишет З.П. Соколова, - оно было постоянным занятием, но развитым в разной степени в определённые периоды истории" (Соколова 2013: 40). Заслуживает внимания мысль, высказанная исследователем о том, что "почти везде рыболовство стало преобладающим занятием хантов и манси, что наблюдается и сейчас в тех местах, где можно ловить рыбу" (Соколова 2009: 117). Не составляют исключения локальные группы лесных ненцев, живущих по рекам Аган, Пур, Вынгапур и их притокам. Несмотря на то, что основными хозяйственными промыслами (в условиях таежно-самодийского промыслово-оле-неводческого ХКТ) были охота на дикого оленя, лося, мелкого зверя и дичь (Головнёв 1995: 47), занятие рыболовством было практически круглогодичным. Тем не менее, еще не всё в этом вопросе ясно, и многое требует дальнейшего изучения. Проблема развития рыболовства, его роли в жизни народов Западной Сибири, особенно в условиях интенсивного промышленного освоения территорий традиционного природопользования, не потеряла своей актуальности и в наши дни.

В качестве объекта исследования выступает территориальная группа аганских (варьеганских) лесных ненцев, живущих на северо-западе Нижневартовского района по реке Аган и ее притокам (Сургутское Приобье). Эта группа имеет замкнутый в речном бассейне ареал расселения, самоназвание географического характера, свой диалект (или говор), некоторые культурные особенности; для нее характерно значительное число внутригрупповых браков в территориальной группе (Соколова 1975: 186-210; 1990: 26; 2009: 312).

В этнической группе лесных ненцев Г.Д. Вербов отмечал четыре рода: Нгаэваща-та, Пяк, Вэла и Ивши, внутри которых имеются подразделения. "Нгаэващата делится на 1) d'jht 'запор для ловли рыбы', 2) ijahangj 'старинный', 3) d'jantouta 'дрожащий', 4) Noj sama 'суконная шапка'. Пяк делится на: 1) Sapa (=Hapa) 'сухое дерево', 2) ífagwahej 'головной' ('первый'), 3) Panhaj 'подольный' ('последний'). Вэла имеет (кроме собственного Вэла) лишь одно подразделение Tuhujla 'тканевый', 'матерчатый' " (Вербов 1939: 58). В настоящее время на исследуемой территории проживают лесные ненцы родов Иуси (Ивши), именующие себя Йиуси и Айваседа (Нгаэващата). Наиболее многочисленным является род Айваседа. М.А. Зенько указывает на наличие у некоторой части представителей этого рода (варьёганских лесных ненцев) "идентификационных настроений": "Все местные семьи, носящие фамилию Айваседа, подразделяют себя на две группы - "тётовцы" и (просто) Айваседа" (Зенько-Немчинова 2006: 22). Е.В. Переваловой и К.Г. Карачаровым представители подразделения тётт (d'jht) локализованы в районе притока р. Пур - Тётту-пур (Перевалова, Карачаров 2006: 173). Айваседа-Тётт славились искусством перегораживать речки запорами.

Каждый из родов лесных ненцев был под защитой своего духа-покровителя (кахэ). К примеру, Йиуси и Айваседа-Тётт поклонялись Тяпту-кахэ 'Гусь-Божество', часть рода Айваседа почитали Журавля (Ка'лу). "Большинство аганских ненцев Айваседа, -отмечают Е.В. Перевалова и К.Г. Карачаров, - относились к пыля (хант. сорт сирэп

- роду Щуки. Они почитали Пыляц кахэ (Щуку-бога)" (Перевалова, Карачаров 2006: 175). П.Я. Айваседа вспоминает, что Щучий бог был привезён на Аган с Казыма ещё в царское время. "Когда-то собравшиеся в Юильском городке для положения ясака самоедские старшины купили своих божков в русской церкви. Поп выставил всех

духов и указывает на них палкой. Главы родов выстроились спинами к изображениям и кричат, чей дух будет. Цайвашета тогда досталось изображение Щуки" (Перевалова, Карачаров 2006: 175). Щучьего бога хранили в священном лабазе на острове посреди оз. Пысуц шечеэй, затем на острове посреди оз. Вел,авшац шечеэй, а впоследствии на острове Камчой тяхац вел,авшац шечеэй. "В советское время боялись на святилище ходить, поэтому Пыляц кахэ поместили в ящик и стали передавать от старика к старику" (Перевалова, Карачаров 2006: 175). П.Я. Айваседа, которому было тогда 5 лет, хорошо запомнил, что этот бог "жил" в металлическом сундучке и описывает его как яркую разноцветную фигурку, наподобие попугая. В последнее время божок находился у дедушки Халы Айваседа. От Халы он перешёл к Кансмы. Когда тот неожиданно утонул, бога с чердака дома забрал Теклю Айваседа. Считается, у кого бог - у того и удача (ПМА 1: Айваседа).

* * *

Действительно, своеобразие культуры народов Севера в значительной мере определяется их хозяйственно-культурным типом (ХКТ), представляющим собой "исторически сложившиеся комплексы особенностей хозяйства и культуры, характерные для народов, обитавших в определенных естественно-географических условиях, при определенном уровне их социально-экономического развития" (Левин, Чебоксаров 1955: 4). Вопросы типологии традиционного хозяйства коренных народов Западной Сибири одной из первых стала исследовать З.П. Соколова. В своей работе "Преобразования в хозяйстве, культуре и быте обских угров" (1968) она выделяет четыре группы обско-угорского населения, к одной из которых - переходной - отнесены хозяйства средних течений большинства притоков Оби и Иртыша, где охота и рыболовство имели почти равное значение, а в качестве подсобных занятий выделены оленеводство, лесные промыслы, извоз (Соколова 1968: 26). Спустя несколько десятилетий, с учётом типологии хозяйственных комплексов А.В. Головнёва, З.П. Соколова данную группу характеризует как хозяйства с почти равным значением рыболовства и охоты, дополненные транспортным оленеводством, лесными промыслами (Соколова 1991: 51). Ещё в начале ХХ в. выдающийся исследователь Обского Севера А.А. Дунин-Гор-кавич писал: "Рыболовство составляет главное занятие и служит главным источником существования населения края... Все остальные промыслы: звериный, птичий, кедровый, лесной (заготовка дров) и даже оленеводство, имеют второстепенное значение" (Дунин-Горкавич 1995: 174).

Наиболее активное изучение культуры обских угров и самодийцев приходится на начало - вторую половину ХХ в. Рыболовству хантов и манси посвящены многие работы как зарубежных, так и отечественных исследователей (Сирелиус 1906, 2001; Дунин-Горкавич 1904, 1995, 1996а,б; Шульц 1913, 1924, 1926; Шатилов 1931). Одним из первых авторов, оставивших описание вод Сибири и видового состава рыб был П.С. Паллас (1788). Работы по изучению рыб и рыбных промыслов в бассейне р. Обь с 1895 по 1896 годы проводил Н.А. Варпаховский (2003), который детально исследовал ихтиофауну главной водной артерии Западной Сибири. О происхождении орудий запорного рыболовства писали В.И. Васильев (1962), Г.П. Визгалов и Е.Г. Фильчаков (1988). М.Ф. Косарев в своих работах исследовал влияние окружающей среды (изменения климата, особенности ландшафта) на миграции населения (Косарев 1979а, 1979в; 1984) и вызванную этим процессом смену типа хозяйства (Косарев 1986). В условиях севера таёжной зоны Западной Сибири, по мнению учёного, занятие рыболовством служило источником стабильного обеспечения пищевыми ресурсами (Косарев 1981: 21

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком