научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СИСТЕМЫ РОДСТВА У ДАУРОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СИСТЕМЫ РОДСТВА У ДАУРОВ»

ЭТНОГРАФИЯ СЕМЬИ

ЭО, 2012 г., № 6

© Б.Д. Цыбенов

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СИСТЕМЫ РОДСТВА У ДАУРОВ

Ключевые слова: дауры, семейно-брачные отношения, терминология родства, свадебный церемониал, сватовство

Статья посвящена изучению истории семейных и брачных отношений у дауров. В ней на основе отечественных и зарубежных источников излагаются следующие вопросы: описание большой патриархальной семьи дауров, терминология родства, некоторые формы заключения брака, свадебные обряды и церемонии. При написании данной статьи использовались также материалы этнографических экспедиций 2004-2005 гг. в Хулун-Буирский городской округ Автономного р-на Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики. Хронологические рамки изучения обусловлены доступными источниками и охватывают период с XIX до середины XX в. В работе освещаются особенности развития семьи и брака у этнотерриториальных групп хайларских, бутхаских и цицикарских дауров.

Дауры, численность которых в настоящее время составляет более 120 тыс. чел., проживают компактными группами в Автономном р-не Внутренняя Монголия (АРВМ) и пров. Хэйлунцзян Китайской Народной Республики. Небольшая часть дауров обитают в Синьцзян-Уйгурском автономном р-не (СУАР), неподалеку от границы Китая с Казахстаном. Известны следующие основные этнотерриториальные группы: 1) "хайлар даур"; 2) "батхан даур" (их называют также "муочи даур", сокр. от "Моли-дава-ци" - Морин-Дава-Даурский автономный хошун АРВМ); 3) "котон даур" (или "чичихаар даур"), в основном проживают в Мэйлисы-Даурском национальном р-не пров. Хэйлунцзян; 4) "синьцзян даур" (другое название - "урумчи даур"), расселены в автономном уезде Тачэн СУАР. Имеются также мелкие локальные группы "айгун даур", "хулан даур", проживающие компактно в районе рек Сунгари и Амур. По свидетельству самих дауров, они делятся на 18 исконно даурских родов; также в состав народа в разное время вошли эвенкийские и китайские этнические группы.

В XIX - начале XX в. у дауров существовала большая патриархальная семья, состоявшая из нескольких поколений кровных родственников, ведущих общее хозяйство. На основе этой семейной общины возникло большинство даурских селений. По преданию, все большие семьи вели свое происхождение от одного общего мужского предка, традиционного основателя селения (Народы... 1965: 669). Например, предками трех родов хайларских дауров и, соответственно, селений Манна, Дэнткэ, Алак-чаан явились прибывшие в 1732 г. в Хулун-Буир из Бутха для охраны границы дауры Го Куйсу из рода говол, патронимическая группа манна, Ао Пэнкэбуу, род аола, патронимическая группа дэнткэ, и Мэн Юшан, род мэрдэн, патронимическая группа алакчан фауиг... 1989: 84).

Базар Догсонович Цыбенов - к.и.н., научный сотрудник Института монголоведения, буддоло-гии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ); e-mail: bazar75@mail.ru

Сохранились также старинные сведения об основании некоторых близлежащих селений родными братьями. В роде онон насчитывалось семь групп, произошедших соответственно от семи братьев ("аг дэу"). Их селения в Бутха располагались на расстоянии 3-4 км, самые дальние находились в 10 км (ПМА 2: И Сун). В подроде доогин рода аола насчитывалось семь патронимических групп (айлов): курээчеэн, дэнткэ, дискаан, куийлчеэн (долоон куийлчеэн), дуилгээн, лаарчеэн, якса (ПМА 1: Аруун-Баяр). Всего в роде аола было 20 патронимических групп, включая дэнткэ, искан, гоон, куийлчен, исэр, кумуо куийлчен и др. (ПМА 1: Билгэ). Каждая из них имела общее для ее членов название и место проживания, единое патрилинейное происхождение. Все семьи этих групп, независимо от места поселения, носили одно общее родовое название - аола (сокр. "ао") и принадлежали к указанному роду.

Упоминание о большой патриархальной семье у дауров, вероятно, имеется еще в отписке якутских воевод от 26 мая 1650 г. о походе Е.П. Хабарова на р. Амур. В частности, в разделе, описывающем Лавкаев городок, отмечено, что "в городе устроены [глинобитные] светлицы [...] а в одной светлице живут человек по шестьдесят и больше" (Встречь солнцу 1987). Как известно, большая семья у многих народов насчитывала до нескольких десятков членов. Даурские семьи и в исследуемый период были такими же многолюдными - состояли из трех-четырех поколений и нескольких брачных пар, имели значительные площади обрабатываемой земли и большое количество скота. Круг людей, входивших в традиционную большую семью, был обширен и обычно включал брачные пары четырех поколений: 1) прадед и прабабка; 2) дед и бабка; 3) отец и мать; 4) сын и невестка. Зачастую в силу разных причин в состав могли входить и отдаленные родственники по отцовской линии. Согласно даурским обычаям сыновья обязаны были заботиться о престарелых родителях, проживать с ними в одном доме. Если сыновей было несколько, то престарелого отца в хозяйственных делах заменял старший сын. В случае смерти последнего обязанности по хозяйству переходили к среднему сыну. Если умирал отец, семью возглавлял старший по возрасту и братья продолжали совместное проживание, ухаживая за матерью. Выделение сыновей из большой семьи могло произойти лишь в случае многочисленного мужского потомства (ПМА 2: Тумуртэй).

При выделении из большой семьи женатый сын получал равную с другими сыновьями часть общесемейной собственности. По обычаю эту собственность наследовали только мужчины. Если в семье были только дочери и отец умирал, не разделив предварительно всего имущества между ними, то оно делилось между ближайшими родственниками отца по мужской линии и никогда не переходило к семье его жены (Народы... 1965: 668).

Малые семьи в XIX - начале XX в., вероятно, существовали, но в виде исключений - как результат эпидемий, высокой смертности членов семьи и других социальных и биологических причин. В первой половине XX в. начался процесс перехода большой патриархальной семьи в промежуточную форму неразделенной семьи, которая состояла из двух брачных поколений: отца с матерью и женатых сыновей. В силу социально-экономических различий регионов Китая развитие данного процесса у даурских этнотерриториальных групп, разбросанных на широком пространстве от пров. Хэйлунцзян на востоке до Или и Тарбагатая на западе, было неодинаковым. Можно предположить, что в экономически развитых регионах, например в бассейне р. Сунгари, в обозримый период проходил переход к малой индивидуальной семье.

Во главе даурской семьи стоял отец, которому беспрекословно подчинялись все ее члены. Он мог единолично распоряжаться семейной собственностью, руководил всеми хозяйственными работами. Никто из членов семьи не имел права перечить ему или ослушаться его слова. Дети вели себя по отношению к нему с крайним почтением, никогда не смотрели прямо в его лицо, старались отвести глаза. Запрещалось

также произносить вслух его полное имя. Запрет касался и всех мужских прародителей рода, даже старики дауры не упоминали имен своих отцов и предков. В целом большое влияние на внутрисемейные взаимоотношения оказывало традиционное почитание старших в семье. Неукоснительным являлось и соблюдение бытовых традиций. Нарушение традиционных норм каралось, некоторые случаи помнили по прошествии долгого периода времени. Например, в начале XX в. один мальчик без всякого умысла передал своему дяде нож левой рукой. Тот, чрезвычайно рассердившись, порезал руку мальчику. Когда он побежал с жалобой к своему отцу, тот сказал: "Если бы ты подал мне нож левой рукой, я поранил бы обе твои руки" (Humphrey, Onon 1996).

Даже достигнув зрелого возраста, сыновья в делах руководствовались отцовским мнением; все решения родителя подлежали неукоснительному исполнению. В целом на взаимоотношения между членами семьи большое влияние оказывали традиции глубокого уважения к старшим, что внешне выражалось в соблюдении традиционных норм этикета, исполнении особого приветствия "сайсообай" (др. назв. "сайачиябэй"). Старших по возрасту мужчин приветствовали, приседая, при этом приняв следующее положение: руки (ладонь правой руки на левой) опускались на левую ногу ближе к колени, правая нога отводилась примерно на один шаг назад. Глубина приседания в таком положении означала степень проявления уважения и почтения. Существовали такие понятия, как "хунд ес" - глубокое приседание-приветствие, "хунгэн ес" - легкое приседание-приветствие (Бороноева, Энхбат 2002: 101).

Вышеотмеченный запрет на произнесение имени отца и мужских предков касался также имен всех старших по возрасту родственников, включая родных братьев и сестер. Терминология родства у дауров представлена в табл. 1.

Уважительное отношение к старшим было обязательным требованием в даурском обществе. С почтением относились также к племянникам и племянницам, если они были старше по возрасту. В семьях, где имелось несколько сыновей, только самый младший, как будущий наследник семейного дома, пользовался некоторыми привилегиями. По достижении зрелости он чувствовал изменения в межличностных отношениях. С этого момента племянники и племянницы, независимо от возраста, оказывали ему знаки уважения (Humphrey, Onon 1996).

Внешним признаком особого положения было и его место за столом - на южной, почетной стороне кана (кан - отапливаемая П-образная лежанка из сырцового или обожженного кирпича), вместе с родителями, в то время как старшие сыновья, следуя традиции, принимали пищу немного позже и за другим столом. Невестки - жены старших сыновей - готовили пищу под руководством свекрови, накрывали на стол и садились после мужчин. Мать распределяла обязанности между ними и в целом возглавляла работы по домашнему хозяйству, включая шитье одежды, доение коров, работу в огороде, сбор ягод и др. Даже будучи престарелыми, родители продолжали руководить семейными делами; согласно данным Н.Н. Поппе, "...относительно старой бабушки: она вьет веревки, прядет нитки, заведует невестками. Что касается старого деда, то он ведает всем, заведывает всем житьем-бытьем, повелевает своими младшими и сыновьями" (Поппе 1930: 56).

Семья у дауров была моногамной, хотя имелись и случаи двоеженства. Причинами последнего являлись бездетность

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком