научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ ШВЕДСКОГО НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА В 1920-1930-Е ГОДЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ ШВЕДСКОГО НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА В 1920-1930-Е ГОДЫ»

© 2012 г.

Е.В. КОРУНОВА

ОСОБЕННОСТИ ШВЕДСКОГО НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА В 1920-1930-е годы

Фашизм как явление подробно изучен в научных трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей1. Однако о шведском национал-социализме межвоенного периода в России знают немногие специалисты, хотя в этой скандинавской стране уже в начале 1920-х годов сложились условия для восприятия нацистских идей.

Как и другие страны, в первой четверти XX в. Швеция "бурлила". Послевоенные годы были омрачены глубоким экономическим кризисом. Возникали волнения из-за нехватки продовольствия. Под воздействием революций в России и Германии в Швеции вот-вот должно было начаться строительство баррикад: столкновение народа с властью казалось неизбежным. В Швеции возникали революционные настроения. Буржуазные партии имели различные взгляды на важнейшие вопросы развития государства и сменяли друг друга у власти, пока социал-демократы в 1930-е годы не утвердились во власти. Швеция пострадала и от экономического кризиса 1929 г. На рынке труда вспыхивали конфликты с растущей безработицей и снижением заработной платы.

В Швеции рано появились праворадикальные националистические движения. История их возникновения имеет глубокие корни и связана не столько с появлением и установлением фашизма в Италии или нацизма в Германии, как принято в последнее время считать, сколько с исторически сложившейся склонностью шведов к великодержавию и восприятию себя носителями богатых культурных традиций. В некоторых слоях шведского общества идеи реванша были еще живы даже после Первой мировой войны, когда Швеция убедилась в правильности своей политики нейтралитета. Другой вопрос, что Швеции не представлялось возможным реализовать великодержавные амбиции в одиночку, без надежных союзников. Поэтому шведские националисты с надеждой следили за "пробуждением" Германии, впитав в качестве так называемой "организованной" идеологии близкие им идеи германского нацизма.

Данная статья посвящена деятельности шведских национал-социалистов в 19201930-е годы. Задачей исследования является определение особенностей их деятельности и выявление причин, по которым фашистские партии в Швеции не смогли прийти к власти и застряли на политической периферии, превратившись в 1930-е годы в маргиналов шведской партийно-политической системы.

Корунова Евгения Валерьевна — кандидат исторических наук, научный сотрудник кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

1 Gregor A.J. Interpretations of Fascism. Morriston, 1974; Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977; История фашизма в Западной Европе. М., 1978; Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика. М., 1985; Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989; Weinberg G.L. Germany, Hitler and World War II. Cambridge, 1995; Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины ХХ века: отечественная историография 1945-90-х годов. Кемеро-во,1999; Griffin R., Feldman M. Fascism. v. I—III. London, 2004; Paxton R. The Anatomy of Fascism. New York, 2004.

В чем же причина того, что ультраправые партии Швеции были слабы, раздроблены, в большинстве своем копировали итальянский или немецкий варианты партийной организации и идеологии; они не добивались серьезных результатов на выборах: их отвергало большинство шведского общества.

Анализ деятельности шведских национал-социалистов позволяет ответить на вопрос о внешнеполитической стратегии Швеции накануне Второй мировой войны. Через неприятие обществом нацистских идей, а также через противоречия внутри шведских национал-социалистических, антисемитских, прогерманских организаций и партий проявляются мотивы, которые позволяют в определенной степени понять, что побудило шведов сохранить доверие к государственной власти и политике нейтралитета. И это несмотря на то, что в начале XX в. в Швеции возник интерес к радикальным идеям, которые стали основой нацистской идеологии.

Например, вопросами евгеники в Скандинавии заинтересовались еще задолго до прихода к власти в Германии Гитлера, позже подменившего это учение расизмом. В Швеции, в отличие от Норвегии и Дании, существовало организованное евгеническое движение; сообщество генетиков там было весьма многочисленным. Евгеникой занимались во многих европейских странах, в частности в Австрии, Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Франции. В Швеции обсуждение проблем евгеники вышло за рамки научно-популярных публикаций и было передано в ведение правительственных органов.

В Стокгольме в 1909 г. группа ученых образовала общество расовой гигиены. Годом позже в Швеции появилось первое объединение генетиков - общество Менделя2. Примерно в это же время возник селекционный центр в Свалефе - один из первых в мире, в котором началось соединение селекции и генетики. К началу 1920-х годов ведущие университеты страны - в Упсале и Лунде - уже были готовы направить свои знания на пользу государству. На основе неопровержимых научных фактов ученые доказывали, что племена низкорослых и черноволосых лаппов и финнов, населявших в основном северные районы Швеции, были вытеснены племенами высоких, белокурых и голубоглазых арийцев. Генетически самым чистым из арийских народов назвали све-ев3, подаривших Швеции свое имя и высокоразвитую нордическую культуру.

13 мая 1921 г. решением риксдага (парламента) в г. Упсала был открыт первый в мире государственный институт расовой биологии, главная задача которого определялась как исследование проблемы дегенерации человека, вызываемой смешением рас. Идея создания такого исследовательского института, где бы проводились расово-биоло-гические опыты, впервые была высказана в парламенте членом нижней палаты риксдага социал-демократом В. Бьёрком с подачи В. Хульткрантзона4, Р. Ларссона5 и Х. Лунд-борга6. Инициативу создания такого учреждения поддержали в обеих палатах риксдага; проект был одобрен лидером правых сил А. Линдманом, премьер-министром социал-демократического правительства Я. Брантингом и другими видными политическими деятелями.

Институт расовой биологии возглавил Лундборг, занимавшийся антропологическим изучением потомства от межрасовых браков. Он был убежден в том, что такие браки наносят вред обществу и влекут за собой упадок традиционных шведских ценностей. Первые результаты работы института были представлены в 1926 г. В сжатом виде они

2 Общество получило название в честь Г. Менделя (1822-1884) - австрийского монаха-естествоиспытателя, основоположника учения о наследственности.

3 Свеи - германское племя, родственное гётам, проживавшее на территории современной Швеции. От этнонима "свеи" происходит название Швеции - "государства свеев".

4 Хульткрантзон Вильгельм (1938-1962) - врач-анатом, антрополог, сторонник расовой теории.

5 Ларссон Роберт (1920-1954) - редактор научного журнала о генетике.

6 Лундборг Херман (1868-1943) - врач-психиатр, в 1921-1935 гг. директор Института расовой биологии в г. Упсала.

вошли в школьный учебник под названием "Шведские знания о расах". В обществе создание института и научные труды его сотрудников в целом не встретили отторжения.

"Расовая гигиена" в Швеции нашла свое выражение и в антисемитизме; она не только сопровождалась проявлениями "религиозного" антисемитизма, но и имела экономический аспект: в Швеции во второй половине XIX в. существовала "экономическая теория" антисемитизма. Однако эта теория не стала популярной. Шведские евреи не представляли собой консолидированной экономической прослойки и были разрознены географически и социально. К кому же в Швеции, в отличие от Германии, не было бытового антисемитизма. И хотя неприязнь к евреям проявлялась в обеих странах, она имела различную природу и, как следствие, в дальнейшем нашла выражение в принципиально отличных подходах к решению задач, связанных с теорией "расовой чистоты" нации. Ещё в 1925 г. в Стокгольме усилиями шведского священника и архиепископа Упсалы Н. Сёдерблюма была проведена Всеобщая христианская конференция, на которой присутствовало 600 делегатов из 37 стран. На конференции обсуждалось единое экуменическое учение и проблема достижения всеобщего мира. В 1930 г. Сёдерблюму была присуждена Нобелевская премия мира7. Уже тогда наметился нейтралистский вектор во внешней политике Швеции, что во многом объясняет настороженное отношение в обществе к национал-социалистическим взглядам, которые в дальнейшем могли бы привести к втягиванию Швеции во Вторую мировую войну на стороне Германии.

После 1933 г. к евгеническим идеям, которые органично слились с расистскими установками фашизма, в Швеции стали относиться с опаской. Социал-демократическое правительство Швеции не хотело оказаться в глазах мировой общественности заодно с Гитлером и поэтому стремилось держаться подальше от всего, что было связано с нацизмом. Правительство демонстративно подвергало критике работу Института расовой биологии и настаивало на сворачивании его деятельности. Г. Дальберг, возглавивший институт в 1936 г., свернул экспедиционные исследования и работы в области физической антропологии и вместо расовой биологии углубился в изучение наследственных болезней. Началась работа в больницах и архивах, эксперименты над животными с целью определения наследственной природы ряда соматических заболеваний.

В истории Швеции был еще один эпизод, позволяющий упрекнуть шведов в подыгрывании нацистам: это политика стерилизации. Автором предложений по стерилизации был медик по образованию, один из инициаторов создания Института расовой биологии А. Петрен8; руководил процессом стерилизации Лундборг. Несмотря на тот факт, что принятие закона о стерилизации риксдаг отклонял дважды (в 1922 г. и в 1933 г.), в 1934 г. такой закон был принят в обстановке консенсуса, не встретив оппозиции ни среди законодателей, ни в обществе, ни среди ученых и врачей. Парламент, таким образом, поддержал добровольную стерилизацию и фактически дал разрешение в "определенных случаях" проводить операции над людьми без их согласия. По этому закону допускалась стерилизация людей, которые счи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком