научная статья по теме Особенности соотношения культуры прав человека и конституционного правосознания Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Особенности соотношения культуры прав человека и конституционного правосознания»

Мазеина Ю.В.

особенности соотношения культуры прав человека и конституционного правосознания

В статье проанализированы особенности соотношения культуры прав человека и конституционного правосознания. Также выделяется специфика понятия культуры прав человека и конституционного правосознания, даются их общие и отличные черты.

Ключевые слова: культура прав человека, правосознание, конституционное правосознание, конституционно-правовая идеология, конституционно-правовая психология.

Mazeina Y.V.

the peculiarities of correlation of culture of the human rights and constitutional feeling for law and order

The peculiarities of correlation of culture of the mans rights and constitutional feeling for law and order are analysed in the article. The specific features of the notion of culture of the human rights and constitutional feeling for law and order are pointed out there, too. Their general and specific features are given there, as well.

Keywords: the culture of human rights, legal awareness, constitutional legal, awareness, constitutional and legal ideology, constitutional and legal psychology.

Мазеина Ю.В.

Соотношение культуры прав человека и конституционного правосознания является центральной проблемой настоящего исследования. Именно через правосознание как один из значимых элементов правовой культуры осуществляется её тесное взаимодействие с культурой прав человека. Наиболее отчетливо можно проследить соотношение культуры прав человека и правового сознания через одну из его форм - конституционное правосознание.

Понятию конституционного правосознания, его специфике, компонентам, месту среди других отраслевых форм правового сознания, функциям, позволяющим охарактеризовать его роль в механизме конституционно-правового регулирования, а также основным направлениям повышения конституционного правосознания в современном российском обществе в настоящее время в юридической науке уделяется пристальное внимание.

Конституционное правосознание можно в общем виде определить как разновидность правового сознания общества, социальных групп и личности, отражающую их знания и отношение к конституционно-правовым нормам и институтам, к практике их реализации, а также осознание роли Конституции в правовом регулировании.1

Конституционное правосознание имеет сложную многоуровневую структуру. Оно отражает представления субъектов об основах конституционного строя, о сущности, принципах, гарантиях и механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, о взаимодействии государства и общества, о значении Конституции в урегулировании современных общественных отношений.2

Необходимо обратить внимание на особенности соотношения и взаимосвязи конституционного правосознания и культуры прав человека. Рассматривая вопрос о соотношении данных категорий, прежде всего, необходимо выявить то общее, что их объединяет.

Во-первых, и культура прав человека, и конституционное правосознание являются составными элементами духовной культуры, процесс их формирования направлен

1 См.: Баринов Э.Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов н/Д, 2001. - С. 11.

2 См.: Никитяев В.В. Конституционное правосознание: вопросы теории и

практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2002. - С. 8.

на духовное развитие человека и общества, затрагивает, прежде всего, изменение мировоззренческих установок и ценностных ориентаций.

Во-вторых, обе категории имеют непосредственное отношение к оценке прав и свобод человека. Поскольку признание, соблюдение и защита прав и свобод человека зафиксированы в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, конституционное правосознание, так же, как и культура прав человека, предполагает осмысленное отношение к данной норме индивида, социальных групп и общества в целом.

В-третьих, и культура прав человека, и конституционное правосознание имеют сложную многоуровневую структуру и общие, прежде всего рациональные, элементы в ней.3

При этом культура прав человека и конституционное правосознание как научные категории имеют существенные различия.

Во-первых, в отличие от культуры прав человека, которая является комплексным понятием, отражающим состояние духовной жизни в целом, включает нравственно-этический, правовой, политологический и другие аспекты и выступает составным элементом предмета изучения различных областей научного знания, конституционное правосознание представляет собой исключительно юридическую категорию, характерную в первую очередь для науки и практики конституционного права, то есть имеющую отраслевой характер.

Во-вторых, культура прав человека охватывает все без исключения стороны и аспекты оценки прав и свобод человека, а конституционное правосознание - только конституционно-правовой аспект.

В-третьих, конституционное правосознание в области прав и свобод человека сосредоточено на конституционных основах взаимоотношений государства и личности, в то время как культура прав человека затрагивает всю совокупность отношений и взаимосвязей в обществе, государстве и международном сообществе.

В-четвёртых, в отличие от культуры прав человека, конституционное правосознание предусматривает оценку

3 См.: Философия права: Учебник / Отв. ред. О.Г.Данильяна. - М.: Просвещение, 2005. - С. 184.

Мазеина Ю.В.

не только прав и свобод, но и иных конституционных норм, принципов, институтов, в том числе принципа единства государственной власти и разделения властей, парламентаризма, суверенитета народа, местного самоуправления и т. п.4

Целесообразно проанализировать соотношение различных элементов и уровней конституционного правосознания и культуры прав человека, что позволит выявить более глубокие связи данных научных категорий.

Рациональный, аксиологический, психологический и прагматический аспекты культуры прав человека, безусловно, находят отражение в основных элементах конституционного правосознания: конституционно-правовой идеологии и конституционно-правовой психологии.5

Прежде всего, общими являются рациональные компоненты данных явлений общественной жизни. Так, конституционное правосознание служит внутренним регулятором юридически значимого поведения человека в конституционно-правовой сфере, источником претворения юридических норм в фактическую деятельность граждан и должностных лиц. Применительно к области прав и свобод человека это означает, что для их реализации, защиты и восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие в первую очередь рациональных компонентов в системе конституционного правосознания представителей государства, общественных структур, социальных групп и отдельных личностей: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, механизмах защиты прав и свобод и т. п. Эти элементы находят свое воплощение в конституционно-правовой идеологии и, как уже было сказано выше, являются также ядром культуры прав человека.

Правовая идеология призвана нести в себе духовные, моральные, гуманные потенции, быть сориентированной на общепринятые человеческие ценности, поэтому в конституционно-правовой идеологии, как и в аксиологическом компоненте культуры прав человека, отражаются важнейшие ценностные ориентации индивида, отдельных социальных групп и общества в целом. Общность оценок и осознания идеи прав человека в конституционно-правовой идеологии и в мировоззренческом элементе культуры прав человека обеспечивает взаимное влияние данных явлений общественной жизни и способствует постепенной гуманизации права.6

Формирование мировоззрения невозможно без психологических чувств, переживаний, эмоций. Конституционно-правовая психология и эмоциональный элемент культуры прав человека, безусловно, взаимосвязаны. Правовые эмоции человека выражаются в его отношении к праву в целом, к конституционным нормам в частности, в том числе к конституционному закреплению прав и свобод человека и гражданина, к правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государства, к осуществляющимся в стране конституционным реформам и т. д. Эмоциональный элемент культуры прав человека также выражает отношение к правовому закреплению и регулированию его прав и свобод. Так, уважение прав и свобод человека отражает определённый уровень как культуры прав человека, так и конституционного правосознания. Однако эмоции, рассматриваемые как элемент культуры прав человека, могут не соприкасаться с конституционно-правовой психологией, поскольку многие

4 См.: Там же. - С. 191.

5 См.: Пересыпкин А.С. Некоторые аспекты исследования конституционного правосознания // Государство и право. - 2005. - № 1. - С. 13.

6 См.: Философия права: Учебник / Отв. ред. О.Г.Данильяна. - С. 178.

проблемы прав человека характеризуются не только правовыми, но и иными (межличностными, морально-нравственными, религиозными и пр.) аспектами.7

Достаточно сложно проследить соотношение прагматического элемента культуры прав человека с элементами конституционного правосознания, так как конституционно-правовая идеология включает в себя лишь знания, взгляды, идеи и ценности, а конституционно-правовая психология предполагает только мотивацию человека, социальной группы и общества в целом к осознанному законопослушному и правомерному поведению, в том числе к соблюдению прав и свобод человека, но не формирование соответствующих конкретных навыков и умений, что характеризует культуру прав человека. Однако определённая зависимость всё же имеет место. Практическая ориентированность культуры прав человека, её способность к саморазвитию, особенно на индивидуальном уровне, за счёт осмысления и закрепления собственных навыков и умений, их передачи из поколения в поколение на групповом и общественном уровне, оказывает существенное влияние на развитие конституционного правосознания.

Типы и уровни культуры прав человека и конституционного правосознания также можно соотнести между собой. Культура прав человека и общества в целом, отдельных социальных групп и конкретной личности имеет тесную взаимосвязь соответственно с общественным, группо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком