научная статья по теме ОТ «ФЕДЕРАЦИИ» К «СЛАВЯНСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ИДЕЙ А. И. ГЕРЦЕНА В 1825-1849 ГГ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОТ «ФЕДЕРАЦИИ» К «СЛАВЯНСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ИДЕЙ А. И. ГЕРЦЕНА В 1825-1849 ГГ»

УДК: 94(415)" 1825/1849"

FEIHAITING

Postgraduate student, Department of Russian History of the XlX-early XX centuries, History Faculty, Moscow State University.

119234, Russian Federation, Moscow, Leninskie Gory, 1, MSU, J-405.

E-mail: mr.lamont@mail.ru

From «Federation» to «Slavic federation» -analysis of federative ideas of A.I. Herzen, 1825-1849

The article is dedicated to the emergence and development of the theory of «Slavic federation» in the works of Russian writer, philosopher, publicist and revolutionary Alexander Herzen, one of the forerunners of Russian populism of the second half of the XIX century.

The importance of the theory of «Slavic federation» is reflected in its impact on the concept of «state» and a number of projects of the late Russian «narodniks». This article examines the concept of «federation» in works of Herzen in the early 1836-1849 and emerging process and development of the project «Slavic federation» since 1849. In connection with it the article aims to explore the process, find out the causes of this transformation and analyze a number of related concepts such as «state», «nationality» and «commune».

The author of this article tries to show three main sources of the Herzen concept of «federation»: the theory of federalism in the French Revolution, the practice of the federation in Switzerland and original historical condition of the Slavic people.

Federation is a form of state. Within the study of the Herzen concept of «federation» this article has raised a problem of essence of the state, nationality and commune, which played a prominent role in his argument.

The article focuses on the Herzen philosophical approach to studying the contradiction between individual and state and author attempted to show the proper originality of Herzen views on the role and functions of state as a one whole interethnic community, which is also the essence of the Slavic federation.

The author provides an analysis of certain important Herzen articles such as «Russia», «Russian people and socialism», «Old World and Russia» and others for illustrating these problems.

Article also includes earliest diaries and correspondence of Herzen. Alexander Herzen is one of the predecessors who tried to combine theory of Western federalism and Russian tradition - he got knowledge of federalism from France and Switzerland, and then tried to explain the ancient Russian history using federalism.

Keywords: A.I. Herzen, Narodniks, federalism, Slavic federation, state, nationality, commune, individual and state, polish problem, the Slavs.

ФЭЙ ХАЙТИН

Аспирант, кафедра Истории РоссииXIX-начала ХХвв., исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

119234, Россия, Москва, Ленинские Горы, ГСП-1, МГУ, Ж-405.

Тел.: 8 (985) 778-78-49; e-mail: mr.lamont@mail.ru

Статья посвящена возникновению и развитию идеи славянской федерации в работах русского писателя, философа, публициста и революционера Александра Ивановича Герцена, идейного предшественника русских народников второй половины XIX в. Герценовская концепция панславянского федеративного государственного устройства оказала серьезное влияние на трактовку роли государства и ряд других идей в теориях поздних русских народников.

Цель работы - проследить зарождение идеи федерации в работах А.И. Герцена 1836-1849 гг., а впоследствии -развитие и продвижение им идеи славянской федерации; выяснить причины трансформации герценовского взгляда на федеративное устройство государства, а также в целом его взгляд на государство, национальность и общину - ряд понятий, использованных им в изучаемых работах.

В обзоре акцентированы три важнейших источника герценовской идеи славянской федерации: идеи федералистов эпохи Великой французской революции, повседневные наблюдения Герцена за функционированием механизма федеративного устройства Швейцарии и исторически сложившаяся у славянских народов самобытность общинного устройства. Будучи предтечей философов-народников, А.И. Герцен пытался найти общее в пришедшей с Запада идее федерации и традиционном общественном устройстве России; изучив французскую теорию и швейцарскую практику федерализма, он попытался интерпретировать историческое развитие России в свете федеративных идей.

Отмечен философский подход Герцена к противоречию между личностью и государством и предпринята попытка показать самобытность понимания им роли и функции нового, идеального в его понимании, государства, федеративного межнационального сообщества - славянской федерации.

В качестве источников в обзоре использованы важнейшие статьи А.И. Герцена по заявленной теме - «Россия», «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия» и другие, а также ранние дневники и письма.

Ключевые слова: Герцен, народничество, федерализм, славянская федерация, государство, национальность, община, личность и государство, польский вопрос, славянские народы.

От «федерации» к «славянской федерации» -анализ развития федеративных идей А.И. Герцена в 1825-1849 гг.

Самобытное сочетание западнических и славянофильских идей в мировоззрении А.И. Герцена давно привлекает внимание ученых. Выступая на конференции, посвященной 200-летию А.И. Герцена, академик А.А. Гусейнов характеризовал этот интерес так: «Здесь, на мой взгляд, кроется тайна Герцена: и его особой объединяющей роли в русском революционном движении и противоречий его мировоззрения. Мы знаем и помним, что в России были славянофилы и были западники. Но мы забываем, что в России был еще и Герцен» [1, с. 5]. Это стремление к выработке единой идеологической платформы при нарастании внутренних логических противоречий является особенностью герценовской мысли; мы еще вернемся к этой теме в нашем анализе.

Исследователи по-разному относятся к наследию Герцена, видя в нем то либерала, то социалиста, иногда причисляя даже к анархистам: «Кем был Герцен? Западником или националистом, социалистом или либералом, революционером или реформистом, анархистом или государственником? Ответить однозначно на эти вопросы затруднительно - во-первых, потому, что он развивался, меняя свои взгляды, вплоть до самой смерти; во-вторых, отчетливо понимал, что ни одна из существующих теоретических моделей в одиночку не дотягивается до понимания условий и проблем исторической жизни его времени» [2, с. 181]. В этом очень верном замечании И.К. Пантина нам важен момент постоянного идейного поиска в работах Герцена, так как данная статья посвящена изучению герценовской федеративной теории в динамике ее развития.

Герцен первым среди ранних народнических мыслителей стал постоянно использовать термины «федерализм» и «федерация», причем в его текстах 40-х гг. они использованы чаще в критическом ключе. Как многим современным ему революционным мыслителям, Герцену был близок не столько конструктивный подход к философским проблемам, сколько критический: рассуждая о предмете, он предпочитал критиковать существующие теории и подходы, поверяя их своими наблюдениями действительности, политической и социальной.

Впрочем, самые ранние по времени случаи упоминания о федерации в текстах Герцена не имели ни критической, ни политической окраски: речь шла лишь о празднике времен Великой французской революции (ВФР) - празднике Федерации, состоявшемся 14 июля 1790 г. Данный факт тоже интересен для исследователей: во-первых, он свидетельствует об интересе Герцена к революционным событиями во Франции, в частности к французским федералистам (жирондистам), которых он неоднократно упоминал в своих произведениях; во-вторых, он указывает на один из ранних источников теории федерализма Герцена - это полемика между Горой и Жирондой в Национальном конвенте.

Главным предметом упомянутой полемики, в сущности, был выбор между национализмом и федерализмом. Якобинцы (Герцен любил называть их «горцами») стремились реализовать на практике теорию государства Руссо. Они считали, что суверенитет единого государства принадлежит единому народу (в этом случае трудно разграничить понятия «народ» и «нация») и данный суверенитет является неделимым. Власть как суверенитет, по идее якобинцев, может быть только делегирована сверху вниз, поэтому якобинцы настаивали на высшей власти всенародно избранного парламента. Законодательный орган, с точки зрения якобинцев, тоже должен был избираться всенародно. Исполнительным органам власти полномочия делеги-

ровал все тот же парламент. Жирондисты же полагали, что суверенитет народа должен быть суммой суверенитетов департаментов и делегироваться снизу вверх (за что и получили в те непростые времена ярлык «федералистов»). В связи с этим жирондисты полагали правильным представительство в парламенте от департаментов, представители в законодательное собрание также должны избираться по департаментам.

Последовательными выразителями взглядов якобинцев были Робеспьер и Сен-Жюст; отношение к ним Герцена однозначно выражено в статье «С того берега» (Цюрих, 21.12.1849): «Робеспьер и Сен-Жюст - монархисты». Совсем иначе он характеризовал жирондистов, казненных в октябре 1793 г, - «блестящие, красноречивые, самоотверженные». Безусловно, полемика между Горой и Жирондой и отношение к ней Герцена указывают нам одну из отправных точек для изучения его собственных федеральных идей.

Теперь отметим второй любопытный контекст, в котором в ранних работах Герцена упоминается термин «федерация». В этом контексте - критическом - федерация не мыслится принципиально новым политическим устройством, ведь она зародилась еще в Средневековье; Герцен лишь использует этот термин для противопоставления союзного государственного объединения жестко централизованному; существенным признаком федераль-ности в этом контексте является разнообразие составных частей: «Федеральность - в самой земле, в самой природе итальянской. Какая огромная разница в характере Пиэ-монта и Генуи, Пиэмонта и Ломбардии; Тоскана нисколько не похожа ни на северную Италию, ни на южную; переезд из Ливурны в Чивита-Веккию не меньше резок, как переезд из Террачины в Фонди. Ливурна кипит народом, город шумный, оппозиционный, деятельный

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком