От "Философских проблем многозначной логики" до "Зияющих высот"
О.М. ЗИНОВЬЕВА*
В творческой деятельности Александра Александровича Зиновьева можно различить логический, социологический, публицистический и литературный аспекты. Они всегда действовали совместно и слитно, так или иначе влияя друг на друга, что и порождало затруднения у авторов, писавших о Зиновьеве, в отношении классификации его сочинений. Кто он - философ, логик, социолог, публицист, политолог, писатель, художник, поэт? И всё же в силу обстоятельств жизни различные аспекты его творчества проявлялись как различные этапы. Если принять за основу характер публикаций, то период до публикации "Зияющих высот" (1976 г.) можно считать логическим (1954-1976 гг.).
С 1976 г. началась публикация литературных, публицистических и социологических сочинений Александра Зиновьева. Хотя и позже печатались отдельные логические работы (например, в 1983 г. был опубликован курс лекций по логике, прочитанный в Оксфорде), тем не менее именно в 1976 г. в жизни и творчестве выдающегося мыслителя современности произошёл переход от логического этапа к литературно-социологическому. Это, пожалуй, был самый значительный перелом в его жизни. Мне довелось стать не только пассивным свидетелем, но и активным соучастником этого перелома. Как и почему произошёл этот перелом, подробно описано в книге Александра Зиновьева "Исповедь отщепенца" [Зиновьев 1990].
"Всё то, что писалось и говорилось о советском обществе, имело мало общего с тем, что я наблюдал сам. Чтобы понять, что из себя представляет это общество на самом деле, я для этого нуждался в общей научной социологической теории. Познакомившись с марксизмом и немарксистскими учениями об обществе, я установил, что они не годятся для достижения моей цели. Я должен был выработать подходящее учение сам. <...> но для этого нужны были методы познания, которые могли быть выработаны только в рамках логики и средствами логики. И я обратился к изучению логики" [Зиновьев 2002].
При этом его деятельность пошла по двум линиям. Первая - овладение достижениями математической логики и участие в разработке формального (математизированного) аппарата логики. И в этом направлении профессору Зиновьеву, по признанию несоветских логиков, удалось добиться значительных результатов, относящихся к сфере так называемой неклассической математической логики, а точнее - к многозначной логике и к теории логического следования. Результаты его работы получили международную известность, за
* Доклад на VI Российском философском конгрессе (Нижний Новгород, 2012 г.). © Зиновьева О.М., 2013 г.
них он был избран в академию наук Финляндии, а его логическая школа имела высокую мировую репутацию.
"По второй линии я начал разработку логической теории, радикально отличающейся от всего того, что было сделано в логике в прошлом и делается в настоящем. Я назвал её комплексной логикой. Суть этой теории заключается в пересмотре понимания предмета логики вообще, объёма рассматриваемых в ней объектов, методов самой логики (методов решения логических проблем, её собственного аппарата, рассчитанного не на какое-то внешнее применение, а на свои внутренние нужды). Состояние логики, уже обросшей предрассудками и ложными идеями (на мой взгляд) меня не удовлетворяло. Задуманная мною реформа логики, как я предвидел заранее, должна была породить негативное отношение в профессиональной среде. Так оно и произошло" [Там же].
Но вместе с тем надо признать и то, что, как говорил сам Зиновьев, "результаты моих исследований так или иначе давали о себе знать. Я замечал это в работах многих логиков, часто - без ссылок на мои работы <.. .> Думаю, что я опередил эволюцию логики лет на тридцать или пятьдесят. Например, я уже тридцать лет назад построил логическое исчисление, в котором не имели силы знаменитые гёделевские результаты, и решил все связанные с ним проблемы, включая проблемы полноты, разрешимости и непротиворечивости. К таким же результатам западные логики стали приходить лишь недавно. Кроме того, в этих исчислениях я ввёл оператор неопределённости" [Там же].
В выступлении на 1-й Международной конференции "Зиновьевские чтения" в 2007 г. академик РАН В.С. Стёпин сказал: "Александр Александрович был не только настоящим учёным, он был подлинным философом. Он работал в обоих аспектах философского знания - и художественно-образном и строго концептуальном. И он умел органично переходить от одного к другому. Большинству из нас этого не дано <...> Но у А.А. Зиновьева, с одной стороны, удивительно сочеталось его умение увидеть изменения в культуре, построить свои антиутопии, которые часто пророчески предсказывали будущее, развивать философские идеи в форме литературы, а с другой, создавать профессиональные философские работы, строго научно обосновывая каждое положение, чётко расчленяя смыслы, формулируя проблемы, что свойственно науке и что представлено в его логико-философских исследованиях. В этом отношении можно сказать: да, это был действительно великий философ" [Стёпин 2007].
Тот, кто хотел бы подробнее ознакомиться с этими и другими положениями А.А. Зиновьева, революционно обогатившего мировую логическую мысль, удостовериться в его научном приоритете, может сделать это, обратившись к книгам "Очерки комплексной логики" (М., 2000) и пятитомнику его логических работ, в предисловии к которому академик РАН В.А. Лекторский пишет: "Для А.А. Зиновьева смысл логики не в конструировании формальных исчислений, а в использовании формальных методов для выработки приёмов научного познания. Так было начиная с первых его работ, посвящённых исследованию логического метода в "Капитале" К. Маркса и кончая работами по логической физике и логической социологии <.> В последние годы жизни он разрабатывал программу интеллектологии, которая должна объединить логику, гносеологию и онтологию" [Лекторский 2010].
Прошло полвека. Мировая логическая наука шагнула далеко вперёд. И на этом фоне особенно хорошо видно, что этот прогресс был в огромной степени подготовлен идеями, которые были выдвинуты и развиты А.А. Зиновьевым в основном в период 1956-1976 гг. "Эта первая и пока единственная в мире систематически построенная логическая теория, ориентированная на методологию опытных наук, радикально расширила как сферу логики, так и арсенал познавательных средств самих наук. И не будет преувеличением сказать, что создатель системы комплексной логики совершил революцию в логической науке <...> Мировая известность пришла к А.А. Зиновьеву в первую очередь как к логику. Такие признанные авторитеты в этой области, как К. Айдукевич, Г. фон Вригт, В. Бохень-ский, были едины в оценке Александра Зиновьева как выдающегося логика ХХ столетия", - пишет Ю.Н. Солодухин, ученик профессора Зиновьева. "Революция, произведённая А.А. Зиновьевым в логике, состоялась. Основополагающие идеи комплексной логики,
касающиеся многозначной и модальной логики, логического и физического следования, нетрадиционной теории кванторов, логической методологии науки присутствуют в современной логической мысли, причём в качестве main stream" [Солодухин 2002].
К огромному сожалению, на родине Александра Зиновьева его имя, работы в течение двух с лишним десятилетий замалчивались или объявлялись не имеющими научного значения. Безусловно, этому способствовали политические гонения, которым он подвергся в конце 1970-х гг., его высылка из СССР. Но дело не только в этом. "Идеологическое и политическое табу на имя А.А. Зиновьева отвечало интересам определенной и влиятельной части отечественных логиков, интересам тех, кого раздражали его новаторские идеи, его нежелание вести себя в соответствии с правилами академической респектабельности, согласно которым степени и звания присуждались не столько за научные результаты, сколько за идейно-политическую и цеховую лояльность" [Там же].
С необходимостью подчеркну особо, что Зиновьев был исторгнут из советского общества той самой средой, которая впоследствии стала подпиткой и опорой горбачёвской перестройки и ельцинской контрреволюции. Это было доказано всем ходом разворачивания и исполнения гонений и беспрецедентной травли моего мужа по крайней мере на протяжении нашей совместной жизни. Бесталанная и злобно-агрессивная среда сделала всё возможное, чтобы выбросить из профессиональной деятельности ярчайшее явление отечественной мысли, использовав власть, создав ему репутацию антикоммуниста и антисоветчика. Причём, это не помешало той же самой среде, наспех успев перекраситься, инициативно сыграть антисоветскую и антикоммунистическую роль через какие-то десять лет, открыто заявив об отрицании коммунизма и советизма и представив Зиновьева, в свою очередь, используя перестроечный новояз, как закоренелого "красного" и "коммуняку".
Переход из логики в литературу явился проявлением глубочайшего душевного перелома в жизни Александра Александровича. Поэтому я отвергаю всякие параллели и сравнения его творчества и судьбы с судьбой тоже логика и тоже писателя Льюиса Кэролла. В судьбе последнего не было той драмы, через которую суждено было пройти автору "Зияющих высот".
Драма Зиновьева - это драма советского общества, драма советской интеллигенции, которая в значительной степени и определяла развитие и направление его душевного перелома. "Высоты" состоялись в тот момент, когда уже со всех сторон стало невыносимо плохо. Эта книга - крик души на всё, что накапливалось внутри страны, внутри профессиональной среды, в душе и сердце коллективиста, оказавшегося в звенящем одиночестве среди улюлюкающей толпы.
"Эта книга явилась одновременно и научным, и художественным открытием того, чем на самом деле является общество, в котором государство полностью подчиняло себе индивида, и каждый самый маленький коллектив, из которых, как из клеточек, состоит государственный организм, поглотило отдельную личность. Такая книга могла быть создана только человеком, прошедшим все круги тоталитарного ада, и не просто, сопротивляясь, физически сохранившимся, но сумевшим сформировать себя как самобытную, духовно богатую творческую личность. Именно та
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.