научная статья по теме ОТКУДА «ПОВЁЛСЯ» КУПЕЧЕСКИЙ РОД В КАЗАЧЬИХ СТАНИЦАХ ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ОТКУДА «ПОВЁЛСЯ» КУПЕЧЕСКИЙ РОД В КАЗАЧЬИХ СТАНИЦАХ ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО»

Культурология Теория и история культуры

Степаненко Л.Г., научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова

ОТКУДА «ПОВЁЛСЯ» КУПЕЧЕСКИЙ РОД В КАЗАЧЬИХ СТАНИЦАХ ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО

Автором собирательно описаны торгующие люди станиц и хуторов (купцы-мещане и купцы-казаки) Области Войска Донского на стыке 19-20 веков. Использовались данные документальных источников донских изданий, издаваемых в указанный период, и исторически достоверные и художественно ценные образы купца Мохова и казака Атепина из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Ключевые слова: Краеведение, Область Войска Донского, донская торговля, купцы, торговые казаки, М.А. Шолохов, роман «Тихий Дон».

Торговое дело Области Войска Донского на стыке 19-20 веков

Изучение краеведческой литературы по названной тематике (см. приведённый библиографический список) показало, что в отличие от общероссийского торгового предпринимательства (купечества), формирование торгового казачества на Дону имело свои особенности, обусловленные жизненным укладом, свойственным именно Области Войска Донского. Казачий уклад, в котором главная жизненная роль отдавалась службе казака во славу отечества, определял особое отношение к жизни, её распорядку, тем самым оказывая значительное влияние на торгово-предпринимательскую деятельность казаков. Однако начавшаяся в российской державе капитализация производственно-социальных отношений, стала внедряться и в, казалось бы, незыблемые устои Области Войска Донского. Появляются императорские, а затем и войсковые указы, и иные законодательные акты, направленные на развитие торгового дела на территории Войска. К числу таких законодательных инициатив относится создание Общества донских торговых казаков. Казалось бы, вот, они, возможности свободной торговли для любого казака, но в жизни всё было иначе. Порядок совмещения казачьей службы и торговли часто менялся. Вводились то весьма привлекательные льготы, то существенные ограничения:

- то торговому казаку давалось право льготного несения службы, вплоть до её отмены, в случае вступления в донское купеческое сословие;

- то такое право отменялось, и службу нужно было нести. Тогда вставал вопрос: куда девать торговое дело?

Но даже, несмотря на столь неустойчивую политику начальства Области Войска Донского, торговое дело среди казаков распространялось. Более того, со временем появилось (хоть и с ограничениями) разрешение заниматься торговлей на территории Области не только казакам, но невойсковому населению и даже иногородним. Такое разрешение способствовало развитию торговли, расширению рынков сбыта, увеличению доходов территории. И увеличивало возможность продажи продукции (излишков) казачьих хозяйств, тем самым удерживая основную часть казачьего населения в обычаях казачьей жизни, сложенных прадедами.

С развитием торгового дела в Области Войска Донского среди казачьих округов стали формироваться торговые специализации, в которых отражались основные сферы казачьего хозяйствования. Эти же специализации отражались и в ярмарках, проводимых на территории Области в течение года. Главными продуктами сбыта на ярмарках были зерно и скот. Некоторые ярмарки порой так и назвались - «хлебные», или «скотские». В Царской России более хлебного края, нежели территория Области Войска Донского, пожалуй, не было. Ну, а в са-

мой Области, в числе «житниц» были Донецкий и Усть-Медведицкий округа, в состав которых (в зависимости от переустройства округов) входила станица Вёшенская.

Хоть станица Вёшенская и не была «столицей» округа, но, судя по данным источника [1] была весьма крупным населённым пунктом: имела 1041 частных деревянных дома, 1 каменную церковь, 65 водяных мельниц и 6 ветряных мельниц. В её юрту было 64 хутора, в которых насчитывалось 1001 деревянный дом. В том же источнике станица описана так: «Вешенская, поселена на левой стороне реки Дона, вблизи озера Садового, на месте ровном и не наводняемом; обстроена без плана и порядка, впрочем, в ней довольно находится хороших домов; сия станица есть самая наибольшая, не только по сему округу, но и по всему ведомству войска Донского...» [1] (По данному источнику Вёшенская входила в состав Усть-Медведицкого округа. Прим. автора.)

Количество мельниц говорит об основном занятии населения, а немалое количество хороших домов указывает на достаток станичников. Свидетельство источника [2] подтверждает такой вывод:

«Станица Вёшенская (Усть-Медведицкий округ) также играла значительную роль в донской торговле. В ней было 49различных лавок и одна хлебная ссыпка. Особенно крупными торговыми заведениями были магазины Хренниковых М.С. и И.В, Мохова К.В. и др. Среди торговцев были 24 мещанина, 16 крестьян, 7 казаков, 1 дворянин и 1 купец». [2]

На основании данного источника нам становится известно, что в Вёшенской было занято торговлей 49 человек, причём занято удачливо, коли станица играла «...значительнуюроль в донской торговле». [2] Известен и сословный состав торгующих. И то, что кто-то из них, был победнее и владел лавкой, а кто-то был побогаче и имел магазин. А ещё, что кто-то из них имел хлебную ссыпку. Но одна часть данного описания, в которой упоминается владелец магазина, Мохов К.В., привлекает особенное внимание. А вот, почему, ответ следует искать в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Откуда «повёлся» купеческий род в казачьих станицах

В романе «Тихий Дон» М.А. Шолохов с документальной подробностью описывает, откуда в казачьих станицах «повёлся» купеческий род. Даже вводит в текст романа фамилию купца, на самом деле, жившего в станице Вёшенской - «Мохов». Напомню: лихой Гришка Мелехов с бесшабашно нагловатым Митькой Коршуновым идут к станичному купцу рыбу торговать:

«— Куда с рыбой?

- Нонешняя добыча. Купцам несу.

- Моховым, что ли?

- Им...» [3, стр. 15]

«Посмеиваясь, Григорий подошел к крыльцу моховского дома. Перила - в густой резьбе дикого винограда. На крыльце пятнистая ленивая тень.

- Во, Митрий, живут люди...

- Ручка и то золоченая.

Митька приоткрыл дверь на террасу...» [3, стр. 17]

«. Сам хозяин, Сергей Платонович Мохов, мягко шаркая шевровыми просторными ботинками, с достоинством пронес мимо посторонившегося Митьки свое полнеющее тело». [3, стр. 19]

В приведённых цитатах интересно всё, но более всего привлекает внимание фамилия купца. Как и в документальном источнике [2] - Мохов. Только у шолоховского Мохова инициалы С.П., потому как он - Сергей Платонович, а у Мохова, жившего в Вёшенской - К.В. Не один раз убеждаюсь - голого вымысла у великого писателя нет. Жизненность, научность и правдивость - основы основ его гениальных произведений. Вот и образ купца в казачьей станице выписан настолько жизненно, что даже представлен со всей родословной. И недаром

Шолохов уделяет этому своё, а следом и наше внимание. Так можно понять, как в казачьей жизни образовывались торговые люди - купцы. Начинается рассказ о Мохове с петровских времён: «Сергей Платонович Мохов издалека ведет свою родословную». [3, стр. 102]

Далее описывается воровское дело казаков городка Чигонаки, ограбивших царёву баржу, расправа войск Петра с разбойными теми казаками и, исторически продвигаясь по времени вперёд, писатель описывает, как восстанавливается казачья жизнь в тех местах. И тут появляется фигура прадеда купца Мохова. Человека не разбойного, не пришлого с иных мест, а царева посыла:

«Вновь выросла и опоясалась боевыми валами станица. С той-то поры и пришел в нее из Воронежского указа царев досмотрщик и глаз - мужик Мохов Никишка. Торговал он с рук разной, необходимой в казачьем обиходе рухлядью: черенками для ножей, табаком, кремнями; скупал и продавал краденое и два раза в год ездил в Воронеж, будто за товаром, а на самом деле доносил, что в станице пока-де спокойно и казаки нового злодейства не умышляют». [3, стр. 103]

Описывая торговое дело моховского прадеда, Шолохов подчёркивает, что тот не гнушался скупать и продавать краденое, хоть и был царевым досмотрщиком и глазом. То есть, был моховский прадед нечист на руку. В народе бытует мнение, что честного богатства не бывает. Шолохов поддерживает такое народное понимание, сравнивая весь моховский род с бурьяном- копытником: «От этого-то Мохова Никишки и повелся купеческий род Моховых. Крепко поосели они на казачьей земле. Пообсеменились и вросли в станицу, как бурьян-копытник: рви - не вырвешь; свято блюли полуистлевшую грамоту, какой жаловал прадеда воронежский воевода, посылая в бунтовскую станицу. Может, сохранилась бы она и до наших времен, да в большом пожаре, еще при деде Сергея Платоновича, сгорела вместе с деревянной шкатулкой, хранившейся на божнице». [3, стр. 103]

Повествуя о роде Моховых, Шолохов посчитал нужным показать и то, что не всегда гладко шли их дела, что бич богатых людей на Руси - мотовство и игра в карты - не обошли стороной род Моховых. Как и многие герои произведений А.Н. Островского, дед Мохова «... разорился, промотал все состояние, играя в карты; снова поднялся было на ноги, но пожар слизал все...» [3, стр. 104]

Однако внук, то есть, Сергей Платонович Мохов, всё же сумел стать богатым человеком. Хотя, как и прадед - «жулил, жался...» [3, стр. 444], но сие считал для обретения богатства -естественным и правым, признаваясь самому себе: «. Нечисто наживал - да чисто и не наживешь»! [3, стр. 444]

И всё же, описывая Мохова, - делового человека, купца, Шолохов нет-нет, да и введёт в интонацию уважительные нотки. Например, указывая на моховскую любовь к чтению: «Единственное, в чем не отказывал себе, - это в книгах. Любил Сергей Платонович читать и до всего доходить собственным цепким, как повитель, умом». [3, стр. 109]

Или, когда раскрывает как, опираясь на свою человеческую и предпринимательскую стойкость, используя свою смекалистость, Мохов, заново воссоздаёт богатство. Но и на то, что во имя этого богатства Сергей Платонович жертвует многим, и, прежде всего, семейным счастьем, Шолохов не впрямую, но указывает: не было в жизни Мохова любви; не было и привязанности к своим детям, которым он уделял времени «... не больше, чем конюху Никите или кухарке». [3, стр.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком