научная статья по теме П. ЛОЗОВЮК. МЕЖЭТНИЧНОСТЬ В НАУЧНОМ ПРОЦЕССЕ. НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ЭТНОГРАФИЯ В ЧЕХИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «П. ЛОЗОВЮК. МЕЖЭТНИЧНОСТЬ В НАУЧНОМ ПРОЦЕССЕ. НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ЭТНОГРАФИЯ В ЧЕХИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО»

Славяноведение, № 3

P. LOZOVIUK. Interethnik im Wissenschaftsprozess. Deutschsprachige Volkskunde in Böhmen und ihre gesellschaftlichen Auswirkungen. Leipzig, 2008. 424 s.

П. ЛОЗОВЮК. Межэтничность в научном процессе. Немецкоязычная этнография в Чехии и ее влияние на общество.

Одним из ведущих представителей динамично развивающейся в последнее время чешской этнологии является Петр Лозовюк, в сферу научных интересов которого входит изучение проблем межэтнических отношений, межкультурной коммуникации, а также различные аспекты истории этнографической науки.

Новая фундаментальная монография П. Лозовюка, опубликованная на немецком языке издательством Лейпцигского университета и рассчитанная, прежде всего, на немецкую аудиторию, представляет колоссальный научный и практический интерес как для этнографов, так и для историков, занимающихся межвоенной Чехословакией и проблемами чешско-немецких отношений в этот период времени. Труд П. Лозовюка - первое фундаментальное монографическое исследование немецкоязычной этнографии Чехии, охватывающее период со времени зарождения этнографического интереса до угасания немецкоязычной этнографической традиции в Чехии; при этом основное внимание уделено межвоенному периоду.

Становление и последующее развитие чешско-немецкой ^еШ;8сЬЬбЬт18сЬ) этнографии автор прослеживает прежде всего на примере Пражского немецкого университета, детально анализируя академическое наследие ведущих представителей данной дисциплины (б. 15). Большим плюсом монографии является то обстоятельство, что наряду с изложением конкретного исторического материала, касающегося развития этнографической науки, П. Лозовюк уделяет большое внимание широкому общесоциальному контексту, в первую очередь тесной взаимосвязи, существовавшей в изучаемую эпоху между

научной этнографической деятельностью и социально-политическими процессами. Как немецкоязычная, так и чешская этнографическая традиция интерпретируются автором как специфический дискурс, являющийся, с одной стороны, продуктом национального метадискурса, но с другой стороны, внесший существенный вклад в его становление, развитие и последующую легитимизацию.

Монография состоит из введения и девяти глав. В первой главе рассматриваются методологические и теоретические вопросы, связанные с началом этнонаци-ональных процессов в Богемии. Автор вводит и обосновывает методологическую целесообразность термина «этническая индифферентность» (б. 16), который позволяет более эффективно описывать и анализировать неопределенные и ситуативно обусловленные проявления идентичности, характерные для рассматриваемого периода времени. Вторая глава посвящена зарождению этнографической науки в Богемии и начальному этапу ее институционального развития. Третья и четвертая главы анализируют становление и последующее развитие этнографической науки в Пражском немецком университете. Особое внимание в этих главах уделяется академическому наследию основателя немецкоязычной этнографии Чехии филолога А. Хауффена, деятельность которого началась еще в 1890-е годы, а также организатору судетонемецкой академической этнографии Г. Юнгбауэру. По мнению П. Лозовюка, закономерным итогом процесса институционализации немецкоязычной этнографической науки стало основание в 1929 г. в Пражском немецком университете «Семинара немец-

кой этнографии», который после смерти Хауффена возглавил Юнгбауэр.

Автор обоснованно полагает, что взаимосвязь этнографии с социальными и политическими процессами в обществе проявилась в том, что ученые-этнографы активно участвовали в процессе формирования коллективной судетонемецкой идентичности в рамках государства «че-хословаков»; при этом аналогичную роль этнография сыграла и в становлении идеологии так называемого «чехословакизма» в межвоенной Чехословакии. С данным обстоятельством П. Лозовюк связывает и такие черты судетонемецкой этнографической науки как ее ориентация на изучение этнографической специфики приграничья и «немецкоязычных островов», что объяснялось особенностями расселения судетских немцев в Чехии.

В наибольшей степени поставленная автором проблема «обратной связи» между этнографической наукой и социально-политическими процессами в обществе раскрывается в пятой, шестой и седьмой главах монографии. Иллюстрируя участие немецкоязычной этнографической науки Чехии в формировании судетонемецкой коллективной идентичности и ее столкновение в данном качестве с чешской этнографией, автор приводит любопытный пример ходов - чешской субэтнической группы, проживающей в юго-западной Чехии у г. Домажлице на границе с Баварией. Ходы интерпретировались представителями немецкоязычной этнографии Чехии (прежде всего Й. Хаником) как чехизированное немецкое население, в то время как чешские ученые и общественное сознание придерживались диаметрально противоположной точки зрения, считая ходов эталоном «чешскости» и наиболее ярким примером этнографических особенностей чешского народа (б. 199-200). Характеристика ходов как преимущественно немецкого населения, подвергшегося чехизации, но сохранившего изначальную «расовую субстанцию» и «немецкую кровь», оказалась особенно востребованной во время Второй мировой войны в условиях протектората Богемии и Моравии (б. 201), который стал для немецких нацистов лабораторией различ-

ных технологий германизации местного славянского населения.

Седьмая глава работы П. Лозовюка на богатом фактическом материале подробно анализирует конкретные примеры этнического соперничества чехов и немцев в смешанных в языковом отношении регионах Чехии (село Либинсдорф, область у г. Ческе Будейовице в Южной Чехии и пр.).

Основные выводы изложены автором в последней, девятой главе монографии. Подводя итог развитию немецкоязычной этнографии в Чехии, автор констатирует, что она не представляла собой идейный монолит и может быть разделена на несколько различных направлений. Среди этих направлений П. Лозовюк выделяет этнографию раннего периода, являвшуюся прежде всего «патриотической дисциплиной»; этнографию как полноценную академическую дисциплину, представленную А. Хауффеном и его последователями, а также неакадемическую этнографию, изучавшую судетоне-мецкую народную культуру. В качестве отдельного направления исследователь выделяет этнографически ориентированную славистику, развивавшуюся в рамках Пражского немецкого университета (Б. 341).

Если анализ эволюции немецкоязычной этнографии Чехии представляет важность в первую очередь для этнографов, то для историков безусловно интересна мысль П. Лозовюка о том, что ученые-этнографы выступали в роли конструкторов коллективной идентичности, т.е. в роли кодификаторов того, что было призвано восприниматься населением как «свое» и «чужое». Именно этнографы, по мнению автора, внесли большой вклад в «этниза-цию» повседневной жизни как немецкоязычного населения Чехии, так и самих чехов.

Работа П. Лозовюка удачно и органично сочетает в себе как изложение узкоспециального материала, касающегося развития немецкоязычной этнографии Чехии, так и учет широкого социального контекста, прежде всего общественно-политических реалий межвоенной ЧСР, в неразрывной связи с которыми находилось становле-

ние этнографической науки. Монография П. Лозовюка вносит большой вклад не только в развитие этнографической науки, но и предлагает свежий и оригинальный взгляд на чешско-немецкие отношения в рамках межвоенной Чехословакии, обогащая существующую историографию данной проблемы.

Остается пожелать, чтобы данная монография, многие положения которой

представляются актуальными и для стран постсоветского пространства, где в условиях социально-политической нестабильности и потрясений резко активизировались этнокультурные процессы, была переведена на русский язык и стала более доступной для отечественной читательской аудитории.

© 2010 г. К.В. Шевченко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком