научная статья по теме П. П. Каменский и серия фарфоровых фигур «Народности России» Биология

Текст научной статьи на тему «П. П. Каменский и серия фарфоровых фигур «Народности России»»

УДК 738.1

п.п. каменский и серия фарфоровых фигур «народности россии»

хмельницкая Е.с.

Статья посвящена истории создания и анализу серии фигур «Народности России», выполненной на Императорском фарфоровом заводе по заказу императора Николая II скульптором П. Каменским. Заказ на исполнение этой серии является ярким свидетельством того, что фарфоровая скульптура обрела высокий статус и могла не просто отвечать на запросы времени, но и обращаться к острым социальным и политическим проблемам. Автор исследует предпосылки создания серии, общую историко-политическиую ситуацию в стране, на фоне которой было принято решение о создании фигур «народностей». Шаг за шагом реконструируется подготовительный этап работы над скульптурами, поиски методологии ее создания. Представленные в статье материалы позволяют утверждать, что данная серия не имеет аналогов в мировой фарфоровой практике, поскольку для ее создания был выработан уникальный метод. Каждая из 74 выполненных фигура была смоделирована на основе последних исторических, этнографических и антропологических данных, при помощи научных консультантов из ведущих учреждений: Музея антропологии и этнографии (ныне музей им. Петра Великого РАН) и Этнографического отдела музея Александра III (ныне Российский этнографический музей).

Ключевые слова: П. Каменский, скульптура, Императорский фарфоровый завод, фарфор, народности, декоративное искусство.

p. kamenskiy and his series of porcelain sculptures «nationalities of Russia»

Khmelnitskaya E.s.

The article considers a comprehensive creative work and activity of a little known sculptor Paul P. Kamenskiy (1858-1922). The paper traces previously unknown facts of the history of creation of a series of porcelain figures of «Nationalities of Russia». 74 sculptures were created by Kamenskiy on the personal order of Emperor Nicholas II at the Imperial Porcelain Factory in St. Petersburg. Creative work of the sculptor, having absorbed the best traditions of the previous time, experiences a distinctive artistic phenomenon. Kamenskiy for the first time in the history of decorative arts used unique approach for creation this series- he used the latest historical, ethnographical and anthropological sources in order to make a precise and historically correct ethnographicalfigures in porcelain. He worked with collections of the Museum of Ethnography and Anthropology as well as with the Ethnographical department of the Art museum of Alexander III.

Keywords: P. Kamenskiy, sculpture, Imperial Theatres, properties, Imperial Porcelain Factory.

Фарфоровая серия фигур «Народности России» была инициирована лично императором Николаем II для популяризации единого и многонационального Российского государства. В течении десяти лет скульптор П.П. Каменский создавал самую масштабную в истории фарфорового производства серию - воплощенную в фарфоре повесть о главном богатстве России - культуре населяющих ее народов, это рассказ о великой стране, важнейшей особенностью которой, несмотря на весь трагизм истории ХХ века, является бережное отношение к национальным культурам.

Творчество скульптора П. Каменского, впитав лучшие традиции предшествующего времени, сложилось в самобытное художественное явление именно во время его работы на Императорском фарфоровом заводе. Однако, несмотря на это, имя мастера на протяжении почти столетия лишь вскользь упоминается в отдельных статьях и монографиях, посвященных истории фарфорового производства. Работая сначала театральным декоратором ари Императорских теятрах и занимаясь изготовлением костюмных манекенов, Каменский знал важность деталей в таком специфическом деле как костюм. А его предыдущий опыт сотрудничества с фарфоровым предприятием значительно облегчал его работу с фарфором. Привлечение сторонних скульпторов могло осложнить работу, так как не все мастера понимали специфику фарфорового производства. Таким образом, кандидатура Каменского сразу же была утверждена дирекцией фарфорового завода для исполнения столь важного государственного заказа. В процессе подготовки фигур Каменский ориентировался на самые актуальные исторические исследования. В отличие от ансамбля фарфоровых фигур «Народностей России» екатерининского времени, скульптор использовал не общий, «собирательный» образ, например, татарки или лапландской женщины вне зависимости от ее возраста, рода занятий и социального статуса, а стремился как можно точнее идентифицировать каждую фигуру.

Большая часть работы по подготовке и разработке концепции исполнения фигур «Народности России» легла на директора завода барона Н.Б. Вольфа. Именно он должен был скоординировать работу скульптурной и художественной мастерских, а также привлечь сторонние организации, компетентные в вопросах этнографии и антропологии, для составления точного списка фигур и источников для их правильного воспроизведения. Важной задачей администрации завода было также создание нового принципа, подхода к изображению данной серии, которая должна была кардинально отличаться от ставшей общепризнанным шедевром екатерининского фарфора серии фигур «Народности России»,

исполненной Ж.Д. Рашеттом. Если в XVIII веке существовали лишь редкие книжные издания, иллюстрированные рисунками и гравюрами с изображением представителей разных национальностей, то в начале ХХ в. доступ к подобным рисункам стал общедоступным практически для всех граждан - тиражированные картинки печатались в периодических журналах и газетах, на почтовых открытках и даже на папиросных пачках. Фигурки из «этнографической редкости», «экзотичности изображаемых персонажей» превратились если не в ближайших соседей, то по крайней мере в легко узнаваемых сограждан из разных регионов России. Уже никого нельзя было удивить татарскими тюбетейками или паркой алеутов. Проницательный и опытный администратор Н.Б. Вольф осознавал, что «повтор» рашеттовской серии будет обречен на провал, и для успешного выполнения императорского заказа требовался абсолютно новый подход к его художественному решению.

Поскольку сам Вольф не обладал необходимыми знаниями по этнографии и антропологии, он обратился на помощью непосредственно в Кабинет Императорского Двора. В письме графу Д.И. Орлову Вольф писал: «При ознакомлении с материалом выяснилось, что имеющиеся иллюстрированные издания недостаточно точны, а рисунки и акварели, хранящиеся в разных учреждениях не дают полную картину по сему предмету. Вследствие сего прошу Вас по возможности использовать имеющийся в музеях разрозненный материал в виде фотографий, масок и костюмов. Принимая во внимание, что за последние годы собран огромный материал по этнографии России для музея императора Александра III прошу Вас не отказать в сообщении списка народностей России, относительно которых в музее имеются фотографические снимки (по крайней мере с 2 сторон, что необходимо для работы скульптора), с отметкой имеются ли к этим фотографиям маски или костюмы. Так же прошу Вашего разрешения скульпторам и живописцам работать непосредственно в помещении музея, дабы избежать перенесение отдельных экспонатов музея в посторонние учреждения и места, что могло бы

вредно отозваться на их сохранности» [3]. Согласно архивным источникам в феврале и марте 1907 г. Вольф также лично направил письма в научные институты и музеи с просьбой оказать содействие не только в поиске новых способов воплощения серии «Народности России», но и в составлении списка народов, проживающих на территории России на рубеже ХХ века.

Следующим этапом стал поиск подлинных костюмов, масок и манекенов [3]. С этой целью он обратился к директору Императорской Академии художеств графу Д. Толстому, а также на Этнографическое отделение недавно основанного Русского Музея императора Александра III. Полученные ответы не могли вызвать особого воодушевления, так как ни один из руководителей этих учреждений не высказал особого желания и готовности помочь. Граф Толстой указал, что в собрании Императорской Академии художеств хранится небольшое собрание рисунков и фотографий, которые вряд ли могут стать достойным источником для создания столь масштабной серии [3]. Из дирекции Русского Музея на имя Вольфа пришел мало обещающий содействие ответ о том, что поступившие недавно в музейное собрание уникальные и дорогостоящие национальные костюмы представителей разных народностей хранятся с специальных герметических коробках в темном, тесном, переполненном экспонатами подвале, крайне неудобном для работы скульпторов и художников [3].

Более обнадеживающий ответ был получен от директора музея Антропологии и Этнографии, академика и выдающегося российского востоковеда-тюрколога немецкого происхождения В.В. Радлова. «Принимая во внимание особую заинтересованность Государя Императора в успешном создании данной серии, - писал граф И. Орлов, - были сделаны необходимые договоренности относительно содействия со стороны сотрудников Императорской этнографических и антропологических коллекций» [3]. И действительно, прошло меньше недели, и 23 февраля 1907 г. Вольф получил официальный ответ В.В. Радлова о том, что

сотрудники его музея будут рады оказать любую посильную помощь в процессе подготовки моделей на Императорском фарфоровом заводе. Радлов подчеркнул, что скульпторам и художникам завода будет предоставлен беспрепятственный доступ к коллекциям, и что музей готов выделить удобные и просторные помещения, в которых можно свободно работать, имея круговой доступ для обзора манекенов. Но наиболее важная помощь заключалась в согласии Радлова безвозмездно консультировать скульпторов и художников завода относительно разных элементов костюмов и других этнографических деталей, которые порой, требуют дополнительных объяснений. Радлов также гарантировал, что для избежания ошибок и неточностей он лично и сотрудники его музея будут проверять точность каждой исполненной модели с точки зрения этнографического и антропологического соответствия.

Необходимо отметить, что ни Каменский, ни Вольф не могли точно определить какие именно фигуры и в каком составе должны были представить единую серию «Народности Р

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком