научная статья по теме ПАКС АФРИКАНА: КОНТИНЕНТ И ДИАСПОРА В ПОИСКАХ СЕБЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПАКС АФРИКАНА: КОНТИНЕНТ И ДИАСПОРА В ПОИСКАХ СЕБЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА»

др.), роль Л.Н. Толстого в культурном обмене России и США (Г.В. Алексеева, музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне), образ России и США в художественной литературе обеих стран (О.Ю. Панова, О.В. Несмелова), интерес России к афроамериканскому жанру литературы (И.М. Удлер, Челябинский государственный университет) и взаимосвязь прессы и власти в России и США (С.Ю. Лучинский, П.А. Балдицын (МГУ) и др.).

В работе конференции приняли участие молодые специалисты, аспиранты и студенты.

Для них была организована специальная секция (ведущие - И.М. Морозова, И.В. Гайдук).

Подводя общий итог, можно констатировать, что прошедшая в Москве международная конференция стала событием, достойным празднования 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и США. Состоялся плодотворный научный диалог между российскими и американскими учеными.

С.Б. Волъфсон

ПАКС АФРИКАНА: КОНТИНЕНТ И ДИАСПОРА В ПОИСКАХ СЕБЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ века

12-13 сентября 2007 г. в Москве состоялась международная научная конференция "Пакс Африкана: континент и диаспора в поисках себя во второй половине XX века" в рамках гранта "Власть и общество". Конференцию организовал Центр африканских исследований Института всеобщей истории (ИВИ) РАН в сотрудничестве с кафедрой африканистики Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ.

На ней присутствовали, помимо российских, ученые из Великобритании, США, ЮАР, с Мадагаскара, россияне из Кирова, Ярославля. Московские африканисты - участники конференции - представляли не только два научных подразделения-организатора, но и Институт Африки РАН, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Российский университет дружбы народов. Впервые на этой конференции работала филологическая секция, представленная сотрудниками и аспирантами кафедры африканистики ИСАА МГУ. Слушательскую аудиторию пополнили студенты и аспиранты ИСАА, РГГУ и Института Африки, осуществлявшие, в частности, перевод докладов, сделанных по-русски, для наших зарубежных коллег.

Открыл конференцию доклад руководителя Центра африканских исследований ИВИ РАН А.Б. Давидсона "Африканистика в Институте всеобщей истории". Он подчеркнул, что с самого начала своего существования центр уделял огромное внимание источникам по истории Африки. Итогом многолетних трудов его сотрудников стали изданные в последние годы двухтомник "Россия и Африка", два тома трехтомного фундаментального труда "История Африки в документах. 1870-2000", "Коминтерн и Африка", "Коминтерн и Южная Африка" (на английском языке). Эти издания

представляют солидную источниковую базу для дальнейших исследований.

Главный библиотекарь Оксфорда Дж. Пин-фолд (Великобритания) назвал свой доклад "Получение документальной информации из Африки в XXI веке: взгляд библиотекаря". Обобщив опыт работы в качестве библиографа-африканиста с 1975 г., он остановился на проблемах, с которыми сталкивается в работе в новом веке, выделив три группы материалов - печатная продукция, архивы и электронные носители информации.

Доклады участников были посвящены как проблемам собственно африканского континента, так и проблемам диаспоры.

Среди докладов, посвященных проблемам Африки, сформировался целый блок по проблемам современной ЮАР, которому было целиком посвящено одно из заседаний конференции. В. Фиссер (ЮАР) в докладе "Африканеры и диаспора после утраты гегемонии. Пересмотр африканерской идентичности в поста-партхейдной Южной Африке" охарактеризовал реакцию африканеров на ту новую ситуацию, в которой они оказались после 1994 г. Сохранение африканерской культурной идентичности, считает докладчик, будет зависеть от способности африканеров правильно самоидентифицироваться. П. Моллер (ЮАР) в выступлении "В поисках каналов поддержания идентичности: эволюция институтов африканерской культуры в Южной Африке после 1994 г." проанализировал историю и современную роль созданной в 1930 г. организации -Объединения языка и культуры африкаанс, подчеркнув позитивную роль в южноафриканском обществе в наступившем веке. В докладе И.И. Филатовой (Москва) "Какого цвета южноафриканское чудо? Национальная политика

и национальные отношения в ЮАР после 1994 г." говорилось о трансформации национальной политики южноафриканского правительства с 1994 г., о теоретических посылках, определяющих эту политику, а также о ее практических последствиях, как, например, росте этнорасовых трений, оттоке квалифицированных кадров из страны и возникающих в результате этого экономических проблемах. В.П. Городнов (Москва) в докладе "Южноафриканский апартхейд: тупиковый исторический эксперимент" связал истоки политики апартхейда в Южной Африке и начало ее кризиса с позицией африканерской реформатской церкви. Выступление А.В. Воеводского (Москва) "Ислам в общественно-политической жизни ЮАР (1994-2007)" было посвящено положению мусульман и роли ислама в современной Южной Африке.

Доклады вызвали оживленную дискуссию, в которой участвовали многие из присутствовавших, в том числе заместитель директора Института Африка РАН В.Г. Шубин.

Несколько докладов были посвящены этно-расовым и этнорелигиозным проблемам и участию государства в их решении. Ю.Н Винокуров (Москва) в докладе «"Лумумбизм" на рубеже XX-XXI вв. - эпигонство или программа возрождения Конго?» отметил, что в стране на протяжении всех лет независимости сохраняется память о Патрисе Лумумбе. Тяга к его идеям построения суверенного Конго особенно усилилась после свержения режима Мобуту в 1997 г. и прихода к власти политиков, считающих себя последователями Лумумбы. В.И. Евсеенко (Киров) осветил гвинейский опыт решения этно-религиозных проблем с позиций тоталитаризма и либерализма. Сравнив тоталитарный и либеральный режимы в Гвинее, он подчеркнул: результаты тоталитарного режима были временными и непрочными. Внедрение либеральной демократии на неподготовленную почву было чревато другими осложнениями. Гарантией устойчивого демократического развития может быть только взаимная толерантность этнических, конфессиональных, социальных и других групп. Г.В. Цыпкин (Москва) в сообщении "Расизм по-итальянски" проанализировал теорию и практику такого нового явления, как итальянский расизм в годы агрессии Италии в Эфиопии (1936-1941). Э.С. Львова (Москва) сделала доклад на тему "Индийцы Эфиопии и Танзании (по материалам экспедиций 1991-1992 и 2006 гг. в Эфиопию и 2003 г. в Танзанию)".

Не осталась вне внимания конференции и такая новая для африканского континента реалия, как Африканский Союз. Доклад С.Ю. Ни-куличева (Москва) "Африканский Союз в диалоге с международными организациями" был посвящен вопросам функционирования Африканского Союза (АС) в нынешнем модуле международных отношений. Были затронуты вопросы текущего диалога АС с ООН, Европейским Союзом, ВТО, ЮНЕСКО, проблема самоопределения новой организации, объединившей целый континент, на мировой арене. Докладчик проанализировал удачи и неудачи АС, дал комментарии политике АС в разрешении Дарфурского конфликта, стремлению АС к сохранению конкурентоспособности на мировых рынках, отношению африканских стран к системе ВТО.

Ряд докладов касался проблем культуры. Т.М. Гавристова (Ярославль) осветила тему «Африканские художники в поисках идентичности (о визуализации образа Африки в искусстве "африканского зарубежья")». Председатель оргкомитета конференции А.С. Балезин (Москва) в докладе "Встреча культур в Африке в эпоху колониализма: основные области и результаты взаимодействия" остановился на вопросах терминологии, сферах взаимодействия культур в колониальной Африке и некоторых итогах этого процесса. 3. Беманандзара (Мадагаскар) сделал доклад на тему: "Обучение языкам - вечный вызов власти в Африке", подчеркнув важность языковой политики, проводимой независимыми африканскими странами на современном этапе для достижения адекватного уровня образования.

В ряде докладов анализировались различные аспекты взаимоотношений афроамери-канцев и Африки, афроамериканцев и африканской диаспоры в России. Дж. Кэрью (США) озаглавила доклад так: "Предлагая надежду и возможность: Дюбуа, Хьюз и Робсон. Мост между советским экспериментом и глобальной африканской диаспорой". Все они, отметила докладчица, были под впечатлением советского эксперимента по созданию нерасового общества и каждый сыграл важную роль в привлечении внимания афроамериканцев к СССР. Н.Г Щербаков (Москва) проследил трансформацию образа исторической родины в общественной мысли афроамериканцев с конца XIX столетия до завершения деколонизации африканского континента. В докладе "Образы Африки в общественной жизни афроамериканцев XX в." А.Л. Литинский (Москва) рассказал о том, что образы африканского прошлого

являются неотъемлемой частью этнического самосознания афроамериканцев. XX век в этом контексте представляет особый интерес, так как именно в это время этническое самосознание афроамериканцев развивалось наиболее активно. Л.О. Голден (Москва) охарактеризовала новую гарвардскую энциклопедию "Аф-рикана" за последние несколько лет.

Группа докладов была посвящена положению африканцев в СССР и России. С.В. Мазов (Москва) в докладе "Африканцы в СССР, 1960-е годы" рассказал о малоизвестных аспектах советской государственной политики в отношении африканских студентов в то время. В.В. Грибанова и Н.А. Жерлицына (Москва) выступили с содокладом "Подготовка студентов из африканских стран в вузах России: проблемы и перспективы". В нем проанализировали статистические данные и научные разработки последних лет, посвященные проблемам и перспективам обучения африканских студентов в вузах России.

Л.В. Иванова (Москва) в докладе "Сомалийская диаспора и Интернет" отметила, что в последнее время члены диаспор все более активно пользуются системой Интернет, в частности для поддержания постоянных связей с родиной и с семьей, для сохранения и возрождения исчезающих традиций.

С. Серов (Москва) выступил на тему: "Интернет-сайты как средство самоорганизации и

саморепрезентации африканцев, проживающих в России". Он выяснил какую роль играют интернет-сайты в самоорганизации африканцев, живущих в России, на каком уровне у а

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком