научная статья по теме ПАМЯТЪ ВЕКОВ НА КАРТЕ РОДИНЫ. СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ К 70-ЛЕТИЮ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА СПИРИДОНОВА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПАМЯТЪ ВЕКОВ НА КАРТЕ РОДИНЫ. СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ К 70-ЛЕТИЮ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА СПИРИДОНОВА»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

Славяноведение,№ 2

Памяцъ стагоддзяу на карце Айныны. Зборшк навуковых прац у гонар 70-годдзя Мгхагла Фёдаравгна Спгрыдонава. Мшек, 2007. 434 с. Памятъ веков на карте Родины. Сборник наунных статей к 70-летию Михаила Федоровина Спиридонова

Сборник статей, посвященных Михаилу Федоровичу Спиридонову в честь его 70-летия, примечательное явление - и не только в масштабах Белоруссии.

Прежде всего, как гласит титул, сборник посвящен различным проблемам исторической географии. Как правило, именно эта дисциплина традиционно остается самой слаборазрабатываемой среди специальных исторических дисциплин. Она, подобно нумизматике, требует от иссследователя многолетнего и кропотливого, изнурительного и вдумчивого труда. Кроме того, далеко не всегда обстоятельства благоприятствуют тем мужественным людям, которые посвящают свою жизнь ее изучению: слишком тесно историческая география оказывается связанной с болезненными для национального самосознания политическими проблемами границ и владений различными землями. Тот факт, что в Белоруссии нашлось много ученых, по преимуществу молодых, морально и профессионально подготовленных к занятиям этой специальной дисциплиной, свидетельствует о несомненной зрелости исторической науки в этой стране в целом. Отрадно, что в сборнике, как представляется, нет ангажированной политической подоплеки, все авторы остаются на научной почве, не пытаясь сделать карьеру на соседней, не всегда чистой, территории политики.

В этом заслуга не только и не столько составителей сборника (Р.А. Олехнович,

A.И. Груши и А.Б. Довнара) и его редакционной коллегии (ответственный редактор А.А. Коваленя, а также Ю.Н. Бохан,

B.И. Новицкий, А.А. Скепьян), сколько самого юбиляра. Человек поистине трагической судьбы (раннее полное сиротство, потеря правой руки от детской шалости в послевоенные годы), фантастического упорства и преданности науке, несгибаемой порядочности и искренности (я бы сравнила его с такими столпами белорусской и российской науки, как Н.Н. Улащик, М.А. Рахматуллин), он принадлежит к тем лучшим представителям советской интеллигенции или интеллигенции советского периода, пронесшим через всю жизнь верность заветам -хотите назовите их христианскими, хотите назовите скромнее - нравственной чистоты, бескорыстия, трудолюбия и независимости. Это те самые люди, в которых великий русский философ Г.П. Федотов видел надежду на спасение того огромного культурного мира, которое он называл Россией.

Выпускник Московского государственного университета поры его послевоенного расцвета в период начинавшейся «оттепели» он вернулся в родную Белоруссию носителем высокого профессионализма, вооруженным методиками современного исследования и с прочной

прививкой «интернационализма», не дававшей оснований скатиться к таким мелким «измам», как национализм или ксенофобия. Его любовь к родине и родному сословию, морали которого он оставался верен, нашли выход в занятиях историей белорусского крестьянства и исторической географией. К счастью, условия Белоруссии 60-80-х годов XX в. благоприятствовали этому. История крестьянства (за исключением периода коллективизации) была одним из становых хребтов советской науки, а незаживающая рана от военных потерь страны (и -добавим - потребности идеологической борьбы с белорусским национализмом -бельмом в глазу советологов, в особенности в контексте с трудами Е. Туронека, посвященными Отечественной войне...) привела к изданию в 80-х годах XX в. ис-торико-географических сборников «Память», авторы которых, не ограничиваясь памятью о погибших в Отечественную войну, воссоздавали прошлое различных населенных пунктов. Эти сборники формировали высокое уважение к предкам, поддерживали живой интерес к истории у самых широких кругов читателей. Об уровне очерков М.Ф. Спиридонова свидетельствует, как показал В.С. Менжинский (с. 389-396), широкое использование автором не только опубликованных материалов Литовской метрики, но и архивных документов из РГАДА. Равным образом это относится и к географическому комментарию М.Ф. Спиридонова к переписи войска Великого княжества Литовского 1528 г., изданной А.И. Грушей в 2003 г. А о карте Белоруссии XVI в., составленной юбиляром, и говорить не приходится. Она принадлежит к лучшим современным картам Восточной Европы и давно стала классической.

Еще будучи школьным преподавателем истории, Михаил Федорович начал собирать материал по истории закрепощения крестьянства в первой половине XVI в., ставшей темой его кандидатской диссертации под руководством акад. Литовской АН Ю. Юргиниса. А с начала 1970-х годов стал участвовать в регулярно собиравшихся тогда общесоюзных аграрных симпозиумах и активно сотрудничать с Белорусской советской энцикло-

педией не только по указанным выше темам, но и по историографии, вводя в широкий оборот знания об историках Белоруссии, в том числе и репрессированных (таких как М.К. Любавский) или просто не бывших в чести у советской власти (как М.В. Довнар-Запольский) (сведения об этом читатель найдет в списке трудов М.Ф. Спиридонова, дополненном А.Б. Довнаром и В.Н. Темуше-вым) (с. 397-429). Стоит указать и вклад М.Ф. Спиридонова в двухтомное энциклопедическое издание «Великое княжество Литовское» (2005-2007). Все это подробно освещено в обстоятельной и тепло написанной вступительной статье Г.Я. Голенченко и Л.С. Ивановой «Историк - это характер» (с. 5-12). Хотелось бы особо подчеркнуть стойкость М.Ф. Спиридонова в отстаивании научных норм. Он резко и бескомпромиссно выступал против фантазий Н.И. Ермоловича, воспринимавшихся как политизированно ориентированные, что отнюдь не прибавляло сил для собственных историко-географических занятий, однако было чрезвычайно важно для создания благоприятного климата для науки в целом.

Именно в этом климате научности и порядочности выросло новое поколение белорусских историков, таких как В.Н. Темушев, представивший в рецензируемом сборнике фундаментально исследованную историю формирования территории Гомельской волости ВКЛ до начала XVI в., А.А. Радоман, выяснивший границы Новгородского и Пинского поветов ВКЛ во второй половине XVI в., - непосредственных продолжателей М.Ф. Спиридонова на ниве исторической географии.

Однако и старая гвардия оказалась не чужда этим проблемам. Г.Я. Голенченко, в продолжение исканий Г.Н. Сагановича и А.В. Белого о смысле выражения «Белая Русь», опубликовал комментированную сводку сведений об этом хорониме, четко разграничив в нем конфессиональный, политико-географический, этнографический подтекст. Признавая, что в ранних документах хороним «Белая Русь» относится по преимуществу к территории будущей Белоруссии, Г.Я. Голенченко отмечает, что таким же обра-

зом характеризуются и земли Восточной Европы, включавшей Московское княжество (после 1478 г. Княжество всея Руси, после 1547 г. - Российское царство). Можно согласиться с автором, что пришла пора создания полного реестра подобных упоминаний. Между прочим, это же касается и пресловутой «Московии», отнюдь не бывшей самоназванием самого восточного европейского государства. К сожалению, сборник по этнополитиче-ской и географической терминологии Восточной Европы, подготовленный в Институте славяноведения РАН уже пять лет тому назад, все не вышел в свет.

К группе историко-географических статей можно отнести и статью московского исследователя А.В. Кузьмина о странствиях евангелия-апракос (Рум. 108), написанного, как показал автор, между 29 июня 1440 и 24 июня 1447 г. (или около этого, поскольку вести о коронации Казимира Ягеллончика не могли дойти до писца рукописи в Полоцкой земле, подобно интернетовским, в тот же день), а затем перенесенного в церковь св. Спаса, возможно, подальше от литовско-русской границы. В поисках пунктов перемещения рукописи автор подробно рассматривает сведения о Спасской и Ильинских церквах в пределах белорусских земель.

Особая группа статей посвящена проблемам социальной организации - сельской общине во владениях Виленского католического епископства Брашевичах и соседних с ним селениях, сохранявшей не только права самоуправления, но и права распоряжения землей (В.Ф. Голубев); эволюцию крестьян-слуг, в том числе и панцырных, и селян-чиншевиков на протяжении второй половины XVI-XVII в. исследовал А.Б. Довнар. Известный российский историк А.В. Шеков на основе письменных и археологических источников выдвинул идею о высоком уровне развития личного княжеского землевладения в Черниговском княжестве XII - первой трети XIII в. В статье А.В. Мацука читатель найдет полную драматических подробностей картину борьбы при Августе III двух магнатских кланов Радзивиллов и Сапег в 1739 г., в ходе которой началось возвышение

Чарторыйских. С этим родом отчасти связана и история поселения Столовичи в Новгородокском повете Великого княжества Литовского. В.С. Поздняков, давно исследующий историю Мальтийского ордена и его владений на территории нынешней Белоруссии, в сборнике представил сложную и запутанную смену владельцев Столовичей, волею кн. Н.К. Рад-зивила Сиротки в 1610 г. превратившихся в командорию ордена. Время основания этого поселения неизвестно. Его письменная история начинается в середине XV в., когда Казимир Ягеллон подтверждал права луцкого старосты Немиры Рязановича (1445-1452) на тех же основах, как было при Витовте и «как ныне держит Немир». Бездетный сын последнего Война, в крещении Яков, завещал Столовичи жене, которая, пережив и второго мужа кн. Семена Васильевича Збаражского, оставила их дочке. И далее переход происходил по женской линии. Правнучка Немира Татьяна, став женой знаменитого кн. К.И. Острожского, принесла ему в приданое и Столовичи. Спокойный переход владения из рук в руки прекратился в начале XVI ., когда на него стал претендовать кн. Ф.М. Чарторый-ский, племянник Войны, сын родной сестры последнего Марии. По суду 1533 г., на который Илья Константинович Острожский не явился, Столовичи с тремя селами и «татарами калдычейскими» перешли в род Чарторыйских, где и оставались несмотря на судебное разбирательство 1546 г., которое проигнорировала кн. Беата Острожская. Среди

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком