научная статья по теме ПАМЯТИ ДВУХ СЕРБОЛУЖИЦКИХ УЧЕНЫХ. ПАВЕЛ НОВОТНЫ (1912-2010). МАРТИН КАСПЕР (1929-2011) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПАМЯТИ ДВУХ СЕРБОЛУЖИЦКИХ УЧЕНЫХ. ПАВЕЛ НОВОТНЫ (1912-2010). МАРТИН КАСПЕР (1929-2011)»

ИЗ ИСТОРИИ СЛАВИСТИКИ

Славяноведение, № 3

© 2014 г. Л.П. ЛАПТЕВА

ПАМЯТИ ДВУХ СЕРБОЛУЖИЦКИХ УЧЕНЫХ. ПАВЕЛ НОВОТНЫ (1912-2010). МАРТИН КАСПЕР (1929-2011)

Статья посвящена развитию сорабистики, как отечественной, так и немецкой.

The article is devoted to the evolution of the Sorbian studies, bolh in Russia and

Germany.

Ключевые слова: сорабистика, лужицкие сербы, Институт сербского народоведения,

П. Новотны, М. Каспер.

В конце 2012 г. по центральному телевидению был показан сюжет о славянском народе под названием «сорбы», проживающем на территории современной Федеративной Республики Германии. Название произошло от немецкого sorben -так немцы столетиями называют этот народ, произведя термин от слов serv, serb, что означает, по мнению лингвистов, - раб. Термин «сорбы» вошел в литературу, им обозначают лужицких сербов, древнейшее автохтонное славянское население, сохранившееся до настоящего времени несмотря на многовековую германизацию, начало которой положено было еще в раннее Средневековье. Сами лужицкие сербы никогда так себя не называют. Это название является для них унизительной кличкой, их историческая память сохранила представление о том времени, когда они не были рабами: «nicht sorben, aber serbien» гордо восклицает истинный лужицкий серб! В телевизионном сюжете справедливо указывалось на малочисленность лужицких сербов и на то, что они в Германии не живут компактно. Сохранившиеся их поселения обозначаются исключительно на двух языках, едва ли можно встретить среди сербов человека, не знающего немецкого языка, а серболужицкий язык можно услышать только на научных заседаниях славистов или на мероприятиях культурных серболужицких организаций. Из этого факта можно сделать вывод, что наше поколение одним из последних будет помнить живых лужицких сербов. Однако история человечества столь сложное и многообразное явление, что не терпит никаких предсказаний. Еще в 1856 г. русский ученый А.Ф. Гильфердинг, посетив центр лужицких сербов г. Будишин (Баутцен), в статье о них и их культуре писал с сожалением, что национальная жизнь этого маленького славянского народа недолговечна и скоро он растворится в немецком море.

Через 50 с лишним лет русский лингвист Л.В. Щерба, прожив месяца 3-4 среди сербских селян, был уверен, что вовремя предпринял свою лингвистическую экспедицию, так как едва ли долго еще будет сохраняться серболужицкий язык.

Лаптева Людмила Павловна - д-р ист. наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова.

Но и эти предсказания не сбылись. Лужицкие сербы пережили бурные события в Европе в первой четверти ХХ в. и хотя понесли потери в количестве, приобрели в качестве. В Первую мировую войну и после нее выросло число их национальных организаций, расцвела публицистика, улучшилось школьное дело, а в головах некоторых активных деятелей появились проекты политического самоопределения.

Всем этим проявлениям национального духа лужицких сербов был положен конец с наступлением гитлеровского режима в Германии. Однако сербы пережили и Вторую мировую войну, а период их национально-культурного существования в составе Германской Демократической Республики стал апогеем в процессе исторического бытия этого этникума.

Лужицкие сербы представляют собой феномен в истории славянских народов. Через века они сохранили свой первоначальный язык, создали его литературную форму и саму литературу, оставили твердую память в истории о своем существовании, внесли вклад в развитие ряда наук - этнографии, археологии, лингвистики и все это сделали малым числом; их количество никогда (со времен появления статистики) не превышало 200 тыс. человек. И как писал А.Ф. Гильфердинг - территорию они занимают меньше половины российского уезда. Жизнеспособность этого народа, кроме географических, исторических и прочих причин, объясняется их высокоразвитым интеллектом. Уже в XVI в. у них хорошо была развита грамотность, так как протестантская церковь, к конфессии которой они в своей массе принадлежат, требовала богослужения и чтения Закона Божьего на родном языке, что способствовало переводу священных книг на серболужицкий язык, открытию школ с преподаванием на сербском языке (ибо прихожане немецкого языка тогда в своей массе не знали). Постепенно выросшая интеллигенция не оказалась в стороне от процесса пробуждения национального самосознания, характерного для всех народов Европы в переходный период от феодализма к капитализму. Изначально усвоив высокую немецкую культуру, сербские образованные деятели оказались способными внести вклад в дело сохранения самобытности своего народа несмотря на неблагоприятные условия и усиление германизации. Каждая эпоха сербской исторической жизни выделяла из среды лужицких сербов несколько личностей, самозабвенно работающих над идеей сохранения своего народа. В XIX в. к таким деятелям относились Я.Э. Смолер, М. Горник и другие, в начале ХХ в. - Э. Мука и др. Постепенно число национально мыслящих лужицких сербов получило поддержку значительной части народа, угнетаемого и презираемого немцами. Вторая мировая война самым решительным образом повлияла на судьбу маленького славянского племени. После победы Советского Союза над гитлеровской Германией в созданной Германской Демократической Республике лужицкие сербы стали равноправными гражданами, что было закреплено и юридически. Им была предоставлена широкая культурная автономия и возможность всестороннего развития национальных духовных проявлений и, хотя процесс германизации продолжался (известно, что поглощение маленького народа большим культурным народом, господствующей нацией - явление закономерное, определяющееся комплексом причин - экономических, социальных, духовных и т.д.), лужицкие сербы в период существования ГДР при всей их немногочисленности и постепенным убывании сумели заявить о своем существовании всей Европе. И в этот период их истории нашлись личности, решительно повлиявшие на духовное выживание лужицких сербов.

Важнейшую роль в организации национальной жизни сербов сыграл на этом этапе профессор и ученый Павел Новотны (Paul Nowotny).

Павел Георг Новотны родился 6 января 1912 г. в сербском квартале г. Баут-цен (Будишин) в семье истопника на бумажной фабрике. Бабушка Новотного со стороны матери была родом из Кукау и являлась старшей сестрой классика серболужицкой литературы начала ХХ в. Якуба Барта Чишинского - представи-

теля духовного сословия. П. Новотны получил среднее образование и в старших классах церковной школы активно участвовал в кружках, объединявших сербов, и усердно практиковался в чтении, письме и пении на серболужицком языке. В 1927 г. он стал членом Матицы серболужицкой (возникла в 1847 г.).

В 1931 г. Новотный поступил в политехнический Дрезденский институт, где увлекся педагогикой и «народоведением» (т.е. всеми сторонами жизни лужицких сербов). В ежемесячном печатном приложении к газете «Сербские Новины», которая издавалась в межвоенный период, в 1931-1933 гг., были опубликованы его первые статьи. Славянское самосознание П. Новотного укрепилось в связи с его поездкой в Польшу, где он проходил летний курс по польскому языку, и стал по оценке газеты «Deutsche Akademiker Zeitung» «одним из верных друзей Польши». За это в 1933 г. Новотны был отчислен из института, ему было запрещено учиться в Германии. Новотный эмигрировал в Польскую республику. Здесь он получил возможность учиться в Познани, где занимался германистикой, англистикой, славистикой и этнографией. По завершении учебы в Познани магистр П. Новотны должен был стать учителем в новой польской частной гимназии, в Верхне-Си-лезском Ратиборе, где предполагалось обучение и серболужицких школьников. Однако нацистская администрация не допустила открытия этой школы, и П. Но-вотны в 1937 г. стал учителем польской гимназии в свободном Городе Данциге (Гданьск).

С 1937 по 1939 г. П. Новотны являлся курьером тайной серболужицко-поль-ской группы антифашистского сопротивления. Когда 11 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу и оккупировала Гданьск, он попал в руки гестапо. После полугодичного пребывания в концлагере, он был отпущен домой. В декабре 1941 г. П. Новотного мобилизовали в Вермахт, и лишь в конце 1947 г. он вернулся в Лужицу из французского плена. После возвращения он преподавал серболужицкий и английский языки первому набору учащихся в сербской средней школе в Баутцене, открывшейся в сентябре 1947 г. Тогда же он вступил в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ) и в 1947 г. был назначен главным секретарем Домовины. За время его работы на этом посту были основаны типография и издательство, издание Нова Доба, заложены основы Нового сербского дома. После принятия первого закона о лужицких сербах, 1 мая 1951 г. был создан Институт сербского народоведения. Это был внеуниверситетский исследовательский институт, задачей которого стало создание научных предпосылок для развития сербского языка, истории, этнографии и культуры вообще. П. Новотны стал фактически основателем института, его директором и руководил им до 1976 г. Институт сербского народоведения стал делом жизни П. Новотного. При нем институт превратился в центр интенсивного изучения сербского языка, истории и культуры маленького славянского народа.

Институт сербского народоведения имел активные научные связи с представителями других славянских народов, интересовавшихся лужицкими сербами. В этом отношении несколько подробнее следует остановиться на научных связях серболужицкого института с российскими специалистами в области сорабистики в ХХ в. Контакты русских ученых с лужицкими сербами имели давнюю традицию. Первым кто создал очерк серболужицкой литературы был русский ученый И.И. Срезневский, который еще в 1844 г. опубликовал соответствующую статью [1], а в 1856 г. другой русский славист, А.Ф. Гильфердинг, также впервые познакомил русскую читающую публику с «Народным возрождением серболужичан в Саксонии» [2]. Выдающийся языковед Л.В. Щерба в 1915 г. издал ценнейшее научное лингвистическое исследование «Восточнолужицкое наречие» [3], а крупнейший русский специалист по славянским языкам А.М. Селищев опубликовал в 1941 г

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком