научная статья по теме ПАМЯТИ НАТАЛИИ ЛЬВОВНЫ ЧЛЕНОВОЙ (1929-2009) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПАМЯТИ НАТАЛИИ ЛЬВОВНЫ ЧЛЕНОВОЙ (1929-2009)»

182

КУЗЬМИНЫХ, КОРЕНЯКО

ПАМЯТИ НАТАЛИИ ЛЬВОВНЫ ЧЛЕНОВОЙ

(1929-2009)

16 октября 2009 г. скончалась Наталия Львовна Членова. Всем, кто интересуется археологией бронзового и раннего железного веков Северной Евразии, это имя хорошо знакомо. Наталия Львовна прожила 80 лет и один день, хотя последние 6 лет были мучительны для ее деятельной натуры: поразивший ее в октябре 2003 г. инсульт лишил возможности двигаться, говорить и писать.

Н.Л. Членова родилась в Москве 15 октября 1929 г. в семье врачей. В 1948 г. она поступила на исторический факультет Московского университета, где быстро выбрала в качестве основной специальности археологию Сибири, родины предков. Высокую оценку получила ее дипломная работа "О происхождении тагарской культуры" (1953). Начало трудовой деятельности Н.Л. Членовой связано с Государственным Историческим музеем. То было время активного изучения коллекций, первых публикаций и самостоятельной экспедиции - Ужурской (1955). В 1956-1959 гг., будучи аспиранткой ИИМК (ныне ИА РАН), Наталия Львовна сосредоточилась на изучении тагарской культуры. В 1960 г. она стала сотрудницей Института археологии, в котором проработала более 43 лет, до декабря 2003 г. В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию, а через четверть века - докторскую.

Главным поприщем Н.Л. Членовой в науке изначально стала публикация разнообразных материалов бронзового и раннего железного веков. Всего в списке ее работ 6 монографий и более 130 статей, заметок и рецензий. Научные интересы Наталии Львовны всегда были на острие наиболее актуальных проблем отечественной археологии. Их разработка велась по нескольким направлениям.

Первое из них реализовано в 1950-1990-е годы в диссертационных исследованиях и ряде монографий. Кандидатская диссертация по своему содержанию была несколько шире книги "Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры" (1967): в последнюю не вошла глава "Памятники карасукского времени, генетически связанные с тагарской культурой"; остальные разделы монографии полностью соответствовали диссертации. Две главы посвящены тем категориям предметов, "которые обнаруживают сходство с вещами скифов Причерноморья и саков Средней Азии". В последней главе анализируются тагарские бронзовые ножи и керамика как "категории вещей, которые составляют своеобразие та-гарской культуры и отличают ее от других культур скифского мира". Подводя итог, Н.Л. Членова писала об отсутствии этногенетической связи тагарской и карасукской культур, о тагарской культуре как одной из общностей скифского мира, о проблеме динлинов и о вероятном ираноязычии носителей тагарской культуры.

В конце 1960-х и в 1970-е годы Наталия Львовна вплотную занялась изучением карасукской культуры - предшественницы тагарской в Минусинской котловине, а результаты подвела в монографии "Хронология памятников карасукской культуры" (1972) и небольшой книге "Карасукские кинжалы" (1976). Стержневая глава монографии посвящена хронологии карасукских памятников. Она и поныне сохраняет свое значение как образец хронологических разработок для археологических культур, расположенных далеко от регионов, содержащих большое количество сравнительно легко датируемых памятников и находок. Выяснение как абсолютной, так и относительной хронологии карасукской культуры опиралось на тщательно разработанную морфологическую схему, в которой выделялся наиболее важный компонент - бронзовые ножи. Им и практически всем другим категориям вещей отыскивались датированные аналогии на весьма широких территориях. В итоге обосновывалась абсолютная датировка карасукских ножей, а затем соответственно и памятников этой культуры - от ХШ-Х1 до УП-У1 вв. до н.э.

В главе 2 реконструировалось распространение карасукской культуры из Тувы и Монголии на север. Здесь же обсуждалась проблема формирования тагарской культуры в УП-У1 вв. до н.э. на базе традиций населения андроновской и лугавской культур, а также мигрантов из более западных районов.

Во второй части монографии рассматривались археологические источники - лугавские и предтагарские памятники Минусинской котловины. Кроме того, книга сопровождалась двумя полемическими экскурсами: "О культурной и этнической общности карасукской и других культур Евразии" и "Восточные датирующие параллели сейминским и турбинс-ким бронзам". Проблемы, затронутые в них, продолжают обсуждаться и в наши дни.

ПАМЯТИ НАТАЛИИ ЛЬВОВНЫ ЧЛЕНОВОЙ

183

Обе монографии стали в итоге основой докторской диссертации Н.Л. Членовой (1990). Этот труд был направлен на изучение относительной и абсолютной хронологии памятников Западной и Средней Сибири Х1У/ХШ-У11/У1 вв. до н.э., относящихся к карасукской, лугавской, ирменской и ирмен-ско-большереченской культурам. Материалы неопубликованных частей диссертации вошли в монографию "Памятники конца эпохи бронзы в Западной Сибири" (1994).

Второе важнейшее направление научных поисков Н.Л. Членовой - вне древностей Минусинской котловины - связано с генезисом и ранней историей культур раннего железного века ("скифо-сибирского мира"), которые ее всегда глубоко интересовали. В этих поисках базовыми для нее оставались, безусловно, сибирские и центральноазиатс-кие древности. Но, начиная с 1970-х годов, в сферу научных интересов ученого вошли памятники эпох поздней бронзы и раннего железа на Северном Кавказе. Им она посвятила небольшую книгу "Оленные камни как исторический источник" (1984). Стержнем данного труда была попытка решения киммерийской проблемы. Наталия Львовна, обращаясь к теме, исходила из реальности киммерийских древностей на Северном Кавказе, которые связывала с памятниками каменномостско-березовского типа. Она ввела в научный оборот находки "оленных камней" этого региона, сравнила с иными группами изваяний в Евразии, датировала их второй половиной - концом VII в. до н.э., определила различия между "оленными камнями" и скифскими "каменными бабами". Н.Л. Членова сочла вполне доказанной этническую принадлежность "оленных камней" киммерийцам, высказав гипотезу о том, что "киммерийцы - автохтонное население Северо-Западного Кавказа".

С историей скифо-сибирского мира связан, как уже отмечалось, основной блок публикаций исследовательницы, в том числе о зверином стиле и его истоках, культуре плиточных могил и особенно о хронологии культур ранних кочевников, включая одну из последних ее работ - небольшую книгу о кургане Аржан (1997). Она посвящена в основном уточнению даты этого важнейшего памятника раннескиф-ской эпохи. Попытки М.П. Грязнова и его последователей удревнить дату Аржана до 1Х-УШ вв. до н.э. были восприняты Н.Л. Членовой критически. Особое внимание она уделила разбору радиоуглеродной хронологии и результатов дендрохронологических изысканий. Подробно проанализировав вещевые находки из Аржана, Наталия Львовна пришла к основному заключению: "выводить скифов Причерноморья из Центральной Азии (Тувы), где единственный представительный памятник - Аржан, совершенно неправомерно. Аржан - это памятник Саяно-Алтайского культурного региона У11-У1 вв. до н.э."

К третьему направлению научных поисков, связанному с историей древних индоиранцев и финно-угров во 11-1 тыс. до н.э.

Институт археологии РАН, Москва

Государственный музей искусства народов Востока, Москва

в Восточной Европе и на Урале, Н.Л. Членова подошла в 1980-е годы. Только освоив все многообразие источников по этим сложнейшим проблемам, она посчитала для себя возможным включиться в их обсуждение. Цикл ее статей тех лет действительно привлек к себе внимание, дав повод для дискуссии в "Российской археологии" (в связи со статьей "Волга и Южный Урал в представлениях древних иранцев и финно-угров во II - начале I тыс. до н.э.") и откликов в ряде других изданий. Многие археологи и сейчас с благодарностью вспоминают Н.Л. Членову, обращаясь к ее картам распространения памятников культур позднего бронзового века - черкас-кульской, курмантау, федоровской, алакульской, срубной и абашевской - на территории СССР. Из общения с Наталией Львовной мы знаем, что итогом разработки данных проблем должна была стать книга о древних индоиранцах в пределах их исторической прародины в евразийских степях. К сожалению, план этот остался неосуществленным.

К последнему направлению поисков примыкает еще одно, сложившееся в те же годы. Н.Л. Членова с увлечением обратилась к изучению проблемы взаимодействия культур ка-расукско-киммерийского и скифо-сибирского миров со своими ближними и дальними соседями, прежде всего южными (население Средней Азии, Ирана, Северо-Западного Причерноморья и Нижнего Подунавья) и северными (культуры Волго-Уралья конца II - начала I тыс. до н.э.). Выявляя на юге и севере многие общие черты материальной и духовной культуры, характерные для ранних кочевников и их предшественников в евразийских степях, Наталия Львовна "выстраивала" эти факты по преимуществу в контексте миграций.

В своих поисках Н.Л. Членова опиралась на вполне традиционные методы исследования, но ее отличал обостренный интерес к анализу вещевого материала. Разработанная ею типология тагарских и карасукских бронз воспринималась коллегами как своеобразный "апофеоз вещеведения". В области хронологических построений Наталия Львовна выработала и придерживалась таких методических основ, как максимальная структурированность вещевого материала, продуманность и планомерность исследования, очень широкий круг аналогий и привлеченных фактов вообще, принципиальное противостояние модным "удревнительным тенденциям". Все это опиралось на присущие ей нонконформизм и высокую научную честность.

Наталия Львовна Членова оставила о себе добрую память как ученый и как личность. Ее трудами во многом заложен фундамент нашего современного знания о культурах эпох поздней бронзы и раннего железа Северной Евразии, и прежде всего Срединной Азии. Н.Л. Членова, безусловно, была и останется одной из знаковых фигур в отечественной археологической науке, которой она верно служила более полувека.

С.В. Кузьминых, В.А. Кореняко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком