научная статья по теме ПАМЯТИ ОЛЕГА МИХАЙЛОВИЧА ПРИХОДНЮКА (1941–2004) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПАМЯТИ ОЛЕГА МИХАЙЛОВИЧА ПРИХОДНЮКА (1941–2004)»

ПАМЯТИ ОЛЕГА МИХАИЛОВИЧА ПРИХОДНЮКА

(1941-2004)

ка отдела археологии ранних славян Института археологии HAH Украины, лауреата Государственной премии Украины в области науки и техники.

О.М. Приходнюк родился 19 мая 1941 г. в Хмельницком. Научные интересы Олега Михайловича начали формироваться на историческом факультете Черновицкого университета, где он учился в 1959-1964 гг. и под руководством И.С. Винокура начал изучение раннеславянских древностей. В студенческие годы О.М. Приходнюк принимал участие в работе археологических экспедиций, которыми руководили Б.А. Тимощук, М.А. Тиханова, Г.И. Смирнова и др.

В 1964-1967 гг., работая в Хмельницком областном краеведческом музее, а затем в Каменец-Подольском педагогическом институте, О.М. Приходнюк провел исследования ряда славянских памятников второй половины I тыс. н.э. Археологические материалы, полученные при раскопках поселений в Городке, Устье, Бакоте и др., легли в основу его кандидатской диссертации "Славяне VI-VII вв. на Подолье", которая была подготовлена во время обучения в аспирантуре в Институте археологии HAH Украины (1967-1970 гг.). Его научным руководителем был доктор исторических наук В.И. Довженок.

После окончания аспирантуры Олег Михайлович стал сотрудником Института археологии HAH Украины, и, как у многих его коллег, работа стала неотделима от его жизни, определив ее образ и ритм. Дальше обычные ступеньки продвижения по служебной лестнице: 1970 г. - младший научный сотрудник, 1977 - старший, 1986 - ведущий научный сотрудник. И неизменно - ежегодные экспедиционные исследования. Последний полевой сезон в 1999 г. - Пастырское городище. И последние дни жизни - закончена монография о раскопках Пастырского городища.

31 декабря 2004 г. после тяжелой болезни оборвалась жизнь Олега Михайловича Приходнюка - известного ученого, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудни-

ПАМЯТИ ОЛЕГА МИХАЙЛОВИЧА ПРИХОДНЮКА

191

После защиты в 1971 г. кандидатской диссертации научные интересы О.М. Приходнюка, связанные с изучением ран-несредневековых славянских древностей, остались неизменными. В 1975 г. в Киеве была издана его первая монография "Слов'яни на Под^м ст. н.е.)", в которой отмечалось,

что полученные материалы позволяют проследить преемственность между памятниками VI-VII вв. и последующего времени, что отражает процесс исторического развития славянского населения региона в течение второй половины I тыс. н.э.

В первые же годы работы в Институте археологии О.М. Приходнюк принял участие в раскопках древнерусских городищ Халепье и Григоровка, провел раскопки раннесла-вянского поселения Сахновка и археологическую разведку в Поросье (1973 г.), в ходе которой были обследованы и открыты десятки памятников I тыс. н.э.

В 1970-х годах ученым были проведены раскопки поселений пеньковской культуры Вильховчик, Будище, Сушки, Бе-ляевка в Среднем Поднепровье. Результатам этих исследований, дополненных фондовыми и архивными материалами, посвящена монография "Археолопчш пам'ятки Середнього Придншров'я VI-IX ст. н.е." (1980). Основная задача работы состоит в этнической интерпретации памятников Среднего Приднепровья - региона, занимающего особое место среди восточнославянских земель. Именно здесь проходили сложные этногенетические процессы, связанные с формированием раннесредневековых славянских древностей. Систематизация материалов позволила О.М. Приходнюку выделить три хронологически последовательных этапа этнокультурного развития славянских племен: пеньковский (конец V - середина VII в. н.э.), сахновский (середина VII - середина VIII в. н.э.) и Луки-Райковецкой (середина VШ-IX в. н.э.). Что касается памятников пограничного с лесостепью Надпорожья, то начиная с VII в. н.э. там фиксируется неславянский этнокульур-ный тип, представленный памятниками Вознесенка, Канцер-ка, Петро-Свистуново. Вещи из кладов по своему происхождению неоднородны. Комплекс из Вильховчика позволяет связать днепровские клады со славянским этносом. Памятники типа Мартыновки и Пастерского, вероятно, отражают процесс синтеза местных и пришлых племен на пограничных территориях.

В конце 70-х - начале 80-х годов О.М. Приходнюк провел раскопки памятников пеньковской культуры в других регионах ее распространения: Каветчина в Среднем Поднестровье, Кочубеевка и Ивановка в Южном Побужье, Богородичное на Северском Донце и др.

Результатам исследований группы поселений позднерим-ского и раннесредневекового времени в 1974-1979 гг. посвящена монография "Славянские поселения I тыс. н.э. в с. Сокол на Среднем Днестре" (1984). Соавтор работы Л.В. Вакуленко провела раскопки поселений черняховской культуры в урочище Острова, а Олег Михайлович исследовал раннесредневе-ковое поселение Лука-Каветчинская, в комплексах которого четко прослеживается инфильтрация пеньковских компонентов в пражско-корчакскую среду в Среднем Поднестровье. Полученный материал стал ценнейшим источником для поисков культурно-исторических и этнических связей между черняховской культурой, пражско-корчакскими древностями и памятниками типа Луки-Райковецкой. В выводах авторы подчеркивали, что территориальная и хронологическая близость черняховских и раннесредневековых комплексов позволила выделить сходные черты и сделать вывод о том, что раннесла-вянские культуры региона, перерастая одна в другую, динами-

чески развивались под влиянием внутренних и внешних факторов.

Следующий этап научной деятельности О.М. Приходнюка - подготовка докторской диссертации "Славянское население Юго-Восточной Европы V-VII вв.", которая была защищена в 1986 г. Ее основу составили материалы пеньковской культуры, в значительной степени полученные в результате экспедиционных исследований автора. Ученым была разработана хронология культуры и периодизация, выделены региональные особенности и проанализированы истоки, предложено решение проблемы ее трансформации в древности последующего времени и аргументирована идентификация культуры с антами, известными по византийским письменным источникам.

Результаты этого исследования легли в основу раздела коллективной монографии "Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период" (1990), отмеченной Государственной премией Украины в области науки и техники за 1992 г., а также одной из глав третьего тома "Давньо! кторп Украши" (2000).

Работой, подводящей итог многолетним исследованиям раннеславянских древностей, стала монография "Пеньков-ская культура" (1998). Олег Михайлович пришел к выводу, что пеньковский археологический комплекс сформировался в Среднем Поднепровье и на Левобережье Днепра в середине IV в. на основе предшествующих славянских древностей. В V в. и последующее время начался интенсивный процесс расселения племен пеньковской культуры на запад - на земли, занятые еще совсем недавно черняховским населением и опустевшие после трагических событий, связанных с гуннским нашествием. Население пеньковской культуры проникло в Запрутье, вплоть до низовий Дуная, где встретилось с продвинувшимися туда с севера носителями пражско-корчакской культуры и местным населением. С VIII в. на Правобережье Днепра пеньковские древности сменились древностями сахновского этапа, которые трансформировались в райковец-кую культуру. На Левобережье Днепра на смену пеньковским древностям приходят волынцевские памятники, перерастающие затем в роменскую культуру.

О.М. Приходнюк исходил из того, что феномен развития и становления восточного славянства невозможно верно оценить, рассматривая его изолированно, в отрыве от истории других европейских и азиатских народов. Судьба славян в значительной мере зависела от этнополитической ситуации, которая складывалась в Приазовско-Причерноморских степях и Подунавье. Кочевнические общества существенно влияли на судьбу земледельцев. Монография "Степове населення Украши та схвдш слов'яни (друга половина I тис. н.е.)" (2001) посвящена исследованию этнокультурных и исторических процессов на территории Украины в раннем средневековье (У-ГХ вв.). В ней подведены итоги более чем столетнего изучения древностей тюркоязычных и славянских народов, очерчен характер их взаимоотношений, проанализировано влияние цивилизаций Средиземноморско-Причерноморского бассейнов на культурно-экономическую жизнь, а также на формирование феодальных государств: у тюркоязычных народов - Хазарского каганата, а у восточных славян - Руси.

В 1990-1999 гг. О.М. Приходнюк проводил раскопки Пастырского городища на Черкащине, уникального археологического памятника, исследования которого начал еще в 1898 г. В.В. Хвойка, в 30-е годы XX в. продолжили С.В. Кор-шенко и И.В. Фабрициус, а в 50-е - М.Ю. Брайчевский. Городище было крупным раннесредневековым (конец VII - середина VIII в.) ремесленным центром, где работали высо-

192

ПАЧКОВА и др.

копрофессиональные гончары, кузнецы и ювелиры, расположенным на пограничье восточноевропейской лесостепи и степи. Исследователь тщательно собрал и проанализировал материалы Пастерского городища, рассеянные по музеям и археологическим учреждениям Киева, Львова, Черкасс, Москвы, Санкт-Петербурга и Кракова. О.М. Приходнюк полагал, что они отражают процесс переселения части славянского населения из Подунавья на свои исконные земли после прихода на Балканы протоболгар во главе с ханом Ас-парухом в 679-680 гг. Заселение славянами Нижнего Подунавья следует связывать с колонизационными войнами VI-VII вв. А частичное переселение славян из Подунавья, в частности в Среднее Поднепровье, легло в основу впервые высказанной летописцем Нестором гипотезы о дунайской прародине славян. Олег Михайлович был тяжело болен, но продолжал с присущей ему тщательностью работать над монографией о Пастерском городище. Он закончил свой труд буквально за три дня до смерти, что, безусловно, является научным подвигом. Монография "Пастерское городище" увидела свет в 2005 г.

Олега Михайловича отличали такие человеческие качества, как преданность и ответственность. И проявлялись они не только по отношению к его близким, но и в профессиональной деятельности. Более 30 лет он возглавлял различные экспедиции и всегда, включая и последний по

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком