научная статья по теме ПАПА РИМСКИЙ ФРАНЦИСК И МИР XXI ВЕКА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПАПА РИМСКИЙ ФРАНЦИСК И МИР XXI ВЕКА»

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР

В.М.Богомазов

Папа Римский Франциск и мир ХХ! века

Статья посвящена позициям Папы Франциска по основным морально-нравственным проблемам современности.

Ключевые слова: Папа Франциск, аскетизм, «теология освобождения», нравственные ориентиры.

Год назад состоялась поездка Папы Римского Франциска (Хорхе Марио Бергольо) в Рио-де-Жанейро (22—29 июля 2013 г.) для участия в проведении Всемирного дня молодежи — основного католического молодежного мероприятия, организуемого по инициативе Ватикана каждые два-три года на разных континентах. Указанная акция, реализованная первосвященником-латиноамериканцем в самом начале его понтификата, стала ярким свидетельством его настойчивости в формировании и продвижении нового курса Римско-католической церкви (РКЦ).

Именно в Рио Папа Бергольо откровенно и критично заявил, что «есть молодые люди, которые утратили веру в церковь и даже в Бога из-за непоследовательности многих христиан и служителей Евангелия», призвав латиноамериканский, а по сути всемирный епископат «вступить на путь обновления», поскольку церковь «отстает от велений времени», «упорствует в следовании по наезженной колее», тогда как необходимо уйти от «византийства», «обюрокрачивания, превращения в чиновников некой неправительственной организации». В числе острых язв церкви были названы: «клерикализм», «демоны карьеризма», «зацикленность лишь на «светлом завтра», в то время как «в центре внимания должны быть те, кто сегодня страдают и не в состоянии ждать»1. «Вот это нынешнее сегодня и также маргиналы общества — это и есть плоть церкви», — подчеркивал понтифик, призвав не только распахнуть церковные врата миру, но и обеспечить выход церковнослужителей на «периферию существования»2.

Валентин Михайлович Богомазов — Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат политических наук (bogomi@list.ru).

Развенчав «княжескую психологию» в среде духовенства, новый Папа ратовал за внедрение в пастырское мировоззрение концепций «внутреннего и внешнего аскетизма». Двумя основными элементами работы по окормлению были названы: близость к людям и постоянный, проникнутый заботой и душевностью контакт с ними. Церковь, как неоднократно говорилось, должна быть «обслуживающей и помогающей институцией, а не контрольным либо административным органом, своего рода менеджером, говорящим на непонятном языке»3. , ■ Л - ^ Исходя из данной установки, бы-

| ло определено и место пастыря — «не в центре, а на периферии». В целом «теория периферии» и возврата к Евангелию преподносилась в качестве альтернативы правым, центристским и левым политическим концепциям.

Всем мировым конфессиям было предложено сообща действовать на благо обездоленных, «оставив в стороне эгоизм, поступая в соответствии с ценностями веры». «И не имеет значения, решит ли проблему обучения ребенка католик, протестант, православный или иудей». «Мы обязаны работать на благо страждущих. Нам нельзя ссориться между собой и оставить их»4, — заявлял и заявляет Франциск. В состав официальной делегации, сопровождавшей Папу в ходе посещения Святой Земли (24—26 мая 2014 г.), были включены раввин и имам из Аргентины, с которыми Х.М.Бергольо дружит много лет5. В Иерусалиме прошла его встреча с Патриархом Константинопольской Православной церкви Варфоломеем I, в результате чего была подписана Совместная декларация, углубляющая взаимодействие между двумя Церквями6.

Гневной критике со стороны Папы подверглась как в Рио, так и позднее существующая в мире финансово-экономическая система, отвергающая, как отмечает первосвященник, две группы людей: пожилых, поскольку они уже не участвуют в производстве, и молодежь, для которой эта система не создает рабочие места. И одни, констатировалось затем, лишены возможности передавать свой опыт, а вторые — возможности строить собственное будущее. Общество с такими устоями, как следует из мысли Папы Берго-льо, вряд ли останется стабильным7.

И накануне поездки в Рио, и в ходе нее, и по возвращении в Рим понтифик с негодованием говорил о том, что «солидарность, являющаяся сокровищницей бедных, зачастую считается контрпродуктивной, противоречащей финансовой и экономической целесообразности», а «стремление к мощи и накопительству ныне не знает пределов»8.

В обращении к участникам Всемирного экономического форума в Давосе (21—25 января 2014 г.) Папа Франциск пошел дальше и рекомендовал

пересмотреть систему распределения материальных благ в интересах всего человечества. «Нельзя допустить, чтобы тысячи людей по-прежнему ежедневно умирали от голода при наличии достаточного количества запасов продовольствия, зачастую расходуемых понапрасну»9.

Излагая гуманистическое видение политики, экономики, проблем искоренения бедности, Папа сделал в Рио особый упор на том, что современное общество крайне нуждается в этике, основанной на трансцендентном достоинстве человека, решительном отказе от практики превращения этого самого человека в объект потребления10. Мысли о «социальном смирении» сопровождались пояснениями о безальтерна-тивности «разговора на равных, лицом к лицу, а не сверху вниз»11. Наилучшим каналом преодоления противостояния между эгоистическим безразличием и насильственным протестом был назван «конструктивный диалог»12.

После Всемирного дня молодежи понтифик одобрил и подписал (24 ноября 2013 г.) свой программный документ — апостольское обращение «Evangelii gaudium» («Радость Евангелия»), оказавшийся этапом в бичевании «распущенного капитализма», охарактеризованного «новой тиранией», где «деньги — главный идол»13. Порочность мировой экономической системы, как подчеркивалось, заключается в «ее опоре на культ денег». Папа негодует, видя, что смерть бездомного не попадает в выпуски новостей, а изменение банковского индекса на два процента становится сенсацией14.

Признавая достижения человечества в различных областях, в частности в сферах здравоохранения, просвещения, связи, Папа Франциск подчеркивает, что большинство мужчин и женщин нашего времени «живут убого, и последствия такой жизни весьма жалкие». «Чтобы жить, нужно бороться, но зачастую ради мало достойной жизни». «Сегодня все включено в конкурентную борьбу, и царит закон сильного, который поедает более слабого. В итоге сложилась ситуация, когда большие массы населения видят себя отвергнутыми и брошенными: без работы, без перспектив, без какого-либо выхода. Живое существо само по себе рассматривается в качестве предмета потребления, который можно использовать, а затем выбросить»15.

Во второй главе этой папской грамоты содержатся несколько разделов, посвященных острым социально-экономическим проблемам (параграфы 53-54: «Нет экономике отвержения»; параграфы 55-56: «Нет новому денежному идолопоклонству»; параграфы 57-58: «Нет деньгам, которые правят вместо того, чтобы служить»), но в целом обращение — церковная программа действий на ближайшее время. Выдвинут амбициозный план значительной активизации миссионерской деятельности РКЦ. Выпукло проступает стремление понтифика изменить сам облик католической церкви, сделать ее «покрытой синяками и грязью, с болью от постоянного пребывания на улице», что много лучше, как замечено, чем церковь, «сидящая взаперти и пекущаяся о собственной безопасности»16.

Стало известно, что Папа Франциск, избравший себе имя в честь монаха-бессребреника и святого покровителя животных, готовит энциклику, посвященную отношению человека к природе17. Послание нацелено на развитие идеи понтифика: «Бог всегда прощает, мы порой прощаем, но ко-

гда с природой — всем сотворенным — обращаются плохо, прощения нет»18. Папский биограф Пол Веллили объявил, что Папа наладил контакт с бразильским теологом и экологом, энциклопедистом Леонарду Боффом, которого Ватикан еще совсем недавно осуждал, приговорив к «уважительному молчанию» и отлучив от церкви*19.

Позитивное восприятие образа первосвященника в Латинской Америке и в мире — во многом следствие его приверженности аскетическому образу жизни, простоте в поведении, человеколюбию, а также типичных для латиноамериканца черт — отзывчивости и доброго юмора. Планетарный резонанс получают телефонные звонки Папы страдающим и тяжело болеющим, лишенным внимания и заботы, людям, переживающим разного рода трагедии и беды. Так, на Пасху 2014 г. он посоветовал разведенной и вступившей в новый брак женщине из Аргентины спокойно принимать причастие вопреки запрету ее приходского священника делать это (пресс-службе Ватикана пришлось даже прокомментировать данный «сенсационный» звонок с точки зрения учения РКЦ20). Простой проникновенный язык Папы и обязательное пожелание «приятного аппетита» по завершении воскресной мессы перед обедом импонируют не только верующим.

В ходе мессы в Великий четверг Страстной недели 2014 г. понтифик омыл и поцеловал ноги 12 увечным и больным в одном из католических центров реабилитации инвалидов в Риме21. В свою бытность архиепископом Буэнос-Айреса кардинал Х.М.Бергольо не раз служил в Великий четверг в тюрьмах, больницах, приютах для бедных и ночлежках для бездомных.

Деятельность Папы Франциска — первого за 1300 лет понтифика-неевропейца — вызывает в мировом сообществе в целом позитивный и благожелательный отклик. По данным чилийского исследовательского центра <^айпоЬаг6те^о», благодаря нынешнему Папе доверие латиноамериканцев к католической церкви возросло, при том, что за период с 1995 по 2014 г. общее число верующих-католиков в регионе уменьшилось на 13%. Во всех странах Латинской Америки количество адептов РКЦ превышает 60% населения — за исключением Уругвая (48%) и Чили (44%). На первое место среди институций, достойных доверия, латиноамериканцы ставят семью, на второе — католическую церковь. Улучшение восприятия РКЦ на субконтиненте безоговорочно оценивается как результат избрания Х.М.Бергольо Папой и его практической активности22.

В современном мире насчитывают более 1 млрд 200 млн католиков23. Из них 42% проживают в Латинской Америке, где протестанты, сектанты, в частности, неопятидесятники, несколько потеснили католицизм. В Аргентине позитивно оценивают активность Папы Бергольо почти все граждане

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком