научная статья по теме ПАРАДОКС КАК НАЧАЛО ОТКРЫТИЙ? Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ПАРАДОКС КАК НАЧАЛО ОТКРЫТИЙ?»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2010, том 80, № 1, с. 82-88

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД НОВОЙ КНИГОЙ

ПАРАДОКС КАК НАЧАЛО ОТКРЫТИЙ?

Одного известного режиссёра спросили, какой судьбы желал бы он своим фильмам прежде всего. И он ответил: "Не кассовые сборы греют мне душу, а тот факт, что фильм стал бы не разовым событием — прокатали и забыли, а чтобы смотрели его долго". Думаю, для авторов книг также лучшей наградой служит то, что написанные ими произведения люди читают ещё не один год после того, как они впервые были опубликованы. Книга Ж.Т. Тощенко "Человек парадоксальный"* — одна из таких книг. Впервые она была издана в 2001 г., в 2008 г. вышло второе издание, но и сейчас книга по-прежнему читается с большим интересом. Этому способствует, на наш взгляд, ряд её особенностей, на которых хотелось бы сконцентрировать внимание читателей.

Первое, что нужно отметить, — это редкое сочетание актуальности и фундаментальности одновременно. Автор исследует парадоксальность человека как одно из важнейших свойств человеческой природы, познанием которой лучшие умы занимаются на протяжении всей истории социальной мысли. Стремление понять сущность человека было одной из фундаментальных задач мыслителей древности, нового времени и новейшей истории. Продолжение этих поисков, предпринятое автором рецензируемой книги, означает, что он находится в основном потоке мировой интеллектуальной традиции. В то же время его поиски не абстрактны. В книге ставится задача выяснения обобщающей характеристики сознания и поведения наших современников, россиян, живущих в эпоху значительных общественных трансформаций. В такие периоды обостряется, по мнению автора, парадоксальность общественного сознания. Именно эта многомерная характеристика представляется Ж.Т Тощенко наиболее адекватной для наших современников, в отличие от ряда определений предшественников, также занимавшихся познанием сущности человека в условиях глубоких экономических, политических и социальных изменений. Не "созерцающий человек" Л. Фейербаха, не "экономический человек" К. Маркса, не "моральный человек" И. Фихте или "нигилистический человек" Ф. Ницше, равно как не "одномерный человек" Г. Маркузе, "одинокий человек" Ф. Кафки или "маргинальный человек" Э. Стоунквиста (мы не будем пере-

* Тощенко Ж.Т. Человек парадоксальный. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

числять весь список концептуализаций, приводимых в книге), но "парадоксальный человек", по данным исследований автора, является типичной фигурой современной меняющейся России. Таково актуальное звучание фундаментальной проблемы сущности человека в рассматриваемой книге.

Вторая особенность работы Ж.Т. Тощенко — глубокие теоретические обоснования разрабатываемой темы. С одной стороны, как сформулировал Д. Котари, "простая истина состоит в том, что ни измерение, ни эксперимент, ни наблюдение невозможны без соответствующей теоретической схемы" [1]. Но в серьёзных книгах многих уважаемых авторов этим небрежно называемым "школярским подходом" пренебрегают, полагая изложение теоретических основ необходимым лишь для квалификационных работ вроде кандидатских или докторских диссертаций. Поэтому особое уважение вызывают работы, следующие этому "золотому правилу" научной деятельности. В книге "Человек парадоксальный" изложению теоретико-методологических основ исследования парадоксов посвящена вся первая часть.

Главный предмет анализа в книге — общественное сознание, тема многолетних научных интересов автора, благодаря которым он имеет репутацию одного из самых известных современных исследователей в этой области. Неслучайно, как показывают специальные исследования, Ж.Т. Тощенко стал одним из наиболее цитируемых российских социологов [2]. В книге он раскрывает философские и социологические подходы исследования парадоксов общественного сознания. Философский подход необходим автору для обоснования позиции рассмотрения сознания в социальном аспекте, он позволяет ему сформировать общественное сознание как особый объект изучения (с. 14). Социологический подход помогает выявить парадоксы в реальном общественном сознании, а не только в теории познания, как это принято у философов.

Для анализа "тонкой структуры парадоксов" — о возможности создания науки с таким предметом ещё в 1948 г. писал Д.А. Данин [3] — Ж.Т. То-щенко выстраивает последовательную методологическую схему. Сначала он рассматривает метаморфозы общественного сознания, характерные для периодов трансформационных процессов, и условия их возникновения. Далее он выделяет специфические характеристики общественного сознания, появившиеся в результате происходя-

щих метаморфоз, — ложное и разорванное сознание, утопическое, маргинальное, катастрофическое и т.д. Затем переходит к определению сущности парадоксов общественного сознания, воссоздавая генезис идей в этой сфере, и выделяет парадоксы как особый объект социологического исследования. Парадоксами автор называет "специфическую форму противоречий, требующую глубокого выявления причинно-следственных связей между взаимоисключающими установками и ориентациями людей" (с. 67). Приведённая им классификация парадоксов включает: противоречивость высказываний и идей; невероятные явления социальной действительности; процессы, приводящие к противоположным, по сравнению с провозглашаемыми, результатам (с. 64). И далее автор рассматривает отмеченные классы парадоксов по уровням и сферам социальной организации общества.

Теоретическая разработка вопроса включает в себя также выявление сущности и содержания парадоксов, а также причины парадоксальности сознания. С опорой на эту теоретическую базу автор подробно рассматривает парадоксы общественного сознания в контексте социального знания и социальной практики. Нет смысла пересказывать основное содержание книги. Наша задача — сказать о книге то, что может привлечь к ней внимание читателей, обсудить наиболее значительные её достоинства и поделиться мыслями, возникающими по ходу чтения.

Третья особенность книги заключается в том, что она представляет собой не только авторский труд, но может служить квалифицированным социологическим учебником по темам, связанным с изучением общественного сознания. Чёткое и логически взаимосвязанное структурирование материала книги, тщательный анализ основных подходов и определений, раскрывающих содержание понятия "общественное сознание" и круг связанных с ним терминов ("общественное мнение", "социальные стереотипы", "типы личности" и т.д.), яркие словесные иллюстрации основных положений и приведённый эмпирический материал в пользу авторских утверждений делают главы книги готовыми лекциями для студентов социологических специальностей. Мой личный опыт преподавания общего курса социологии свидетельствует в пользу данного вывода. Действительно, необходимая по государственным образовательным стандартам для социологических курсов тема "Общественное сознание" полно и ярко изложена в книге Ж.Т Тощенко, и студенты с удовольствием и интересом знакомятся с изложенными в ней материалами по данной теме.

Следующая особенность книги, привлекающая к ней внимание, — обобщение огромного материала о состоянии и тенденциях изменения сознания и поведения людей в период кардинальных общественных перемен в нашей стране.

Автор обращается к материалам, накопленным основными исследовательскими центрами страны — Институтом социологии, Институтом социально-политических исследований, ВЦИОМом, Левада-Центром, Фондом общественного мнения, Социологическим центром Академии государственной службы при Президенте РФ и рядом других организаций, а также приводит данные личных исследовательских практик. Это позволяет ему достаточно полно и точно описать совокупность характерных черт и поведения людей, обобщённых в определении "человека парадоксального". В книге цитируется около тысячи авторов, приведены многочисленные таблицы с результатами социологических опросов, приводятся яркие высказывания и афоризмы по затронутым проблемам. Обилие интересных данных разного рода делает чтение книги занимательным и понятным. Они, как разговоры героев в художественной литературе, придают живость авторскому стилю и облегчают чтение.

Ещё на что хочется обратить внимание — это своеобразная многофункциональность книги. В дополнение к тому, что она может служить учебником по основной обсуждаемой в ней теме, книга представляет большой интерес для специалистов, исследующих иные, напрямую не связанные с общественным сознанием вопросы. Будучи посвящена конкретной проблеме, монография тем не менее касается большинства "нервных узлов" социальной и собственно социологической теории, а также различных предметных областей социологии. Поэтому независимо от того, в какой сфере социологического знания работают читающие книгу специалисты, они найдут в ней много полезного для себя материала. Профессионалы знают, что ценность такого рода трудов, представляющих собой своеобразные "компендиумы" и своды данных и часто служащих в качестве незаменимых в научной работе справочников, чрезвычайно велика, поскольку встречаются нечасто.

Но, кроме этого очевидного достоинства, сами постановки автором тем, выявляющие разнообразные парадоксы в соответствии с используемой им многомерной классификацией, заставляют читателей размышлять по поводу их собственных разработок. И речь идёт не только о возможности использования прочитанного материала для обоснования или подтверждения своих выводов. Работа позволяет по-новому увидеть собственные результаты. Так, в наших исследованиях, проводимых в развитие теории институциональных матриц, мы попытались реконструировать обобщённую модель "человека институционального" [4]. Такая модель выражает специфику действующей в обществе институциональной структуры. И как в обществе взаимодействуют матрицы базовых и комплементарных институтов, так и модель "человека институционального" включает в себя нормы поведения, отражающие следова-

ние этим институтам. Сопоставляя наши результаты с подходами из книги "Человек парадоксальный"*, мы видим, что в нашей работе аналогичным образом реализуется отмеченный в книге Ж.Т Тощенко "эвр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком