научная статья по теме ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ" СТОЛИЦЫ КОМИ: МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ И ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ" СТОЛИЦЫ КОМИ: МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ И ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА»

СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ

ЭО, 2014 г., № 3 © Ю.П. Шабаев, Г.С. Рябинкин

"ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ" СТОЛИЦЫ КОМИ: МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ И ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА

Ключевые слова: город, идентичность, этничность, культурное пространство, Коми, Сыктывкар

В статье показаны особенности исторического и культурного развития столицы Республики Коми - Сыктывкара. Анализируются динамика этнического состава и формы презентации этничности в городской среде, городская идентичность и культурное пространство города. Авторы обращают внимание на то, что этничность в городе проявляется как на личностном, так и на институциональном уровне и актуализируется не только в результате деятельности культурных институтов, но и в силу принятой в Коми модели республиканского сообщества. Символическое пространство города представляет собой сочетание этнических и надэтнических культурных образов и наименований, среди которых существенное (но не доминирующее) место занимают образы и названия, связанные с культурой коми или трактуемые как таковые. Общегородская идентичность выражена слабо в силу вторичности городского текста и фрагментированности самого пространства города.

Введение. Антропология города, являющаяся предметом огромного количества исследований в мировом обществоведении (достаточно упомянуть лишь Чикагскую школу - Parker 2004: 39-47), на наш взгляд, не стала одним из приоритетных исследовательских направлений в российской науке.

О необходимости этнографического изучения города отечественные этнографы заговорили еще в начале 1980-х гг. (Рабинович, Шмелева 1981). Однако и тридцать лет спустя все еще недостаточно ясно, на каких методических принципах должно строиться это изучение, ибо "город - несравненно более сложный объект для изучения, нежели привычные для отечественных исследователей сельские этнические группы" (Поддубиков 2010: 139). И хотя российские ученые обращают внимание на зарубежный опыт социологического изучения города (Вершинина 2012) и попытки изучения этнического аспекта урбанизации (Очерки... 1997), сходных с западной исследовательской традицией антропологических/этнологических работ в России пока крайне мало. На наш взгляд, заслуживают внимания лишь несколько значимых проектов, в числе которых исследования культурного ландшафта городов (Разумова 2009) и городского текста (Абашев 2000).

Безусловно, город как культурный объект неоднороден, городские сообщества формировались различным образом, социальная структура городского населения разнится от одного города к другому, хозяйство и статус городских поселений также различны.

Юрий Петрович Шабаев - д.и.н., зав. сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН; e-mail: yupshabaev@mail.ru

Георгий Сергеевич Рябинкин - аспирант Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН; e-mail: gryabinkin@mail.ru

Поэтому, с одной стороны, вполне закономерно возникает необходимость не столько обобщенного описания, сколько специального изучения отдельных культурных явлений и процессов, свойственных городу. Но, с другой стороны, предметная узость или "фрагментированность урбанистических исследований" создают проблему "понимания города" (Eade, Mele 2002: 3), в том числе и проблему определения его культурной специфики, ибо ее невозможно охарактеризовать в рамках тематически ограниченных исследований. Преодолеть указанное противоречие, как мы полагаем, можно путем объединения теоретико-методологических подходов, связанных с анализом категорий идентичность, этничность, территориальность (культурное пространство). При этом пространство города не может рассматриваться как сугубо локальное, ибо категория этничности неизбежно требует обращения к широкому культурному контексту, включая историю города и этнокультурную динамику территориального сообщества, с которым город непосредственно связан административными и иными отношениями. Именно такой подход мы и попытаемся реализовать, избрав в качестве объекта изучения столицу Республики Коми. Структура статьи определяется как избранным подходом, так и особенностями самого исследуемого культурного объекта. Мы ориентируемся здесь не столько на текстуальную, сколько на логическую связь разных составляющих нашего исследования, хотя некоторая "мозаичность" структуры работы неизбежна.

От погоста на Сысоле до столицы Республики Коми. Первое упоминание о погосте на Сысоле относится к 1586 г. Заметный рост поселения начинается в конце XVII в., когда Усть-Сысольск превратился в один из центров на старом торговом пути в Сибирь и в нем открылась таможня. В 1780 г. Усть-Сысольск по указу Екатерины II "Об учреждении Вологодской губернии и переименовании некоторых селений городами" получил статус города и стал центром Усть-Сысольского уезда. В 1867 г. в городе проживало 3593, в 1910 г. - 5260 жителей. Главными отраслями его хозяйства были местная кустарная промышленность и торговля. В сословном отношении основную часть населения составляли мещане (72% в 1897 г.).

С начала XIX в. город становится местом ссылки. Первыми сосланными в Усть-Сысольск были пленные французы, которых поселили в 1814 г. на окраине города. Однако серьезного влияния ни на общественную жизнь города, ни на изменение состава его жителей ссыльные не оказали. Что касается этнической структуры населения Усть-Сысольска, то она резко отличалась от состава населения других городов Русского Севера. В 1897 г. в Усть-Сысольске проживали 3699 коми, а русский язык называли родным 736 чел. (16,4%). Кроме того, перепись насчитала в городе 20 поляков (ссыльных и их потомков), двух евреев, семь представителей других этнических групп (Рогачев 2006: 20). Хотя по своему социальному статусу жители Усть-Сысоль-ска отличались от населения окрестных сел, в которых жили коми, большинство усть-сысольских крестьян и мещан зарабатывали себе на жизнь собственным хозяйством, т.е. их образы жизни был схожи.

Помимо своего географического названия Усть-Сысольск уже в конце XIX в. получил неофициальное имя "столицы зырянского края", которое было дано ему заезжим путешественником (Засодимский 1999: 107). Этот факт свидетельствует о том, что город воспринимался сторонними наблюдателями как естественный центр вполне определенного культурного анклава. Но при этом самому местному сообществу такое восприятие Усть-Сысольска еще не было свойственно.

Смена политического режима в октябре 1917 г. решительно изменила историческую судьбу города, его статус, состав жителей, культурный облик. В 1921 г. земли, на которых проживали коми, были объединены в рамках Автономной области Коми (Зырян). Усть-Сысольск стал ее административным центром, т.е. из столицы воображаемой превратился в столицу официальную. Но изменения в статусе смогли утвердиться в сознании населения региона лишь тогда, когда между городом и региональ-

5 Этнографическое обозрение, № 3

ным сообществом установились прочные экономические, культурные и социальные связи, когда он ментально начал восприниматься как естественный центр единого социального и культурного пространства.

Дальнейшее развитие Усть-Сысольска характеризовалось как возрастающим экономическим значением, так и укреплением его роли регионального административного и культурного центра. Общественная жизнь города после 1921 г. радикально изменилась и обрела политическую составляющую. В городе начинают функционировать областные органы власти и регулярно проводятся различные официальные мероприятия: конференции коммунистов, комсомольцев, профсоюзных организаций (История... 1980: 91). Областной центр становится местом, где создаются региональные культурные институты: областные газеты, журналы, книжное издательство. В 1930 г. открывается русский драматический театр, а в 1936-м - Коми областной драматический театр и научно-исследовательский институт. Появляются новые образовательные учреждения: начинают готовить специалистов лесной, кооперативный, медицинский и строительный техникумы, с 1932 г. - Коми педагогический институт. Таким образом, в течение короткого времени тихий уездный городок превратился в главный политический, культурный и научный центр обширного края.

В 1930 г. в связи со 150-летием со дня основания города Усть-Сысольска постановлением ЦИК СССР был переименован в Сыктывкар (в переводе на русский - "город на Сысоле"). Тем самым власти стремились подчеркнуть культурное тождество города с титульной этнической группой населения автономной области (на тот момент это был единственный в регионе город). Утрата первоначального названия города сопровождалась переименованием улиц с использованием сугубо советских названий, разрушением культурного символа досоветского Усть-Сысольска - Стефановской церкви, насильственной ликвидацией старого городского кладбища, т.е. активным уничтожением исторической памяти горожан.

Не меньшую роль в формировании нового социально-культурного облика города играло и то, что Усть-Сысольск стал превращаться в индустриальный центр края. В 1926 г. здесь был введен в строй лесозавод, электростанция которого обеспечивала город электричеством. Возле завода возвели поселок, который так и стал называться - "Лесозавод". Это был типичный индустриальный поселок советской эпохи: с деревянными домами на несколько квартир, общежитиями, бараками, сохранявший свой первоначальный облик много десятилетий. Несколько позднее был построен шпалозавод, и хозяйство Сыктывкара окончательно приобрело лесопромышленный профиль. В 1931 г. напротив города, на другом берегу Сысолы, началось строительство судоремонтных мастерских, и при них также возник небольшой поселок - Заречье. Затем затон для речных судов был перенесен за 9 км от города, где был основан пос. Краснозатонский. В результате уже в 1920-1930-е гг. сформировались как новая социальная структура городского населения, так и пространственная структура советского промышленного города, где городское пространство "привязано" к крупным промышленным объектам и не составляет единого целого. Город как бы распадается на ряд анклавов, отличающихся и застройкой, и стилем жизни обитат

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком