научная статья по теме ПАЦИФИСТСКАЯ ИДЕЯ В ПОСТНАПОЛЕОНОВСКОЙ ЕВРОПЕ: ФРАНСУА ГИЗО И ЖАН- ЖАК ДЕ СЕЛЛОН История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПАЦИФИСТСКАЯ ИДЕЯ В ПОСТНАПОЛЕОНОВСКОЙ ЕВРОПЕ: ФРАНСУА ГИЗО И ЖАН- ЖАК ДЕ СЕЛЛОН»

© 2015 г.

Н.П. ТАНЬШИНА

ПАЦИФИСТСКАЯ ИДЕЯ В ПОСТНАПОЛЕОНОВСКОЙ ЕВРОПЕ: ФРАНСУА ГИЗО И ЖАН-ЖАК ДЕ СЕЛЛОН

После четверти века революционных и наполеоновских войн обессиленная Европа жаждала мира и стабильности. Кровопролитные войны легли тяжким бременем прежде всего на простых людей, особенно солдат, а также крестьян, по угодьям которых прошлась война, превратившая некогда плодородные земли в заброшенные пустоши. Да и европейским монархам нужны были мир и стабильность - и внутренняя, и внешняя. Ведь только что они были свидетелями того, как революционная искра спровоцировала не только внутриполитические потрясения, но и войну, охватившую всю Европу. Эту тесную взаимосвязь между революциями и войнами монархи четко осознавали, и именно новых войн и революций они хотели избежать, созывая конгресс в Вене и формируя новую систему международных отношений, вошедшую в историю как Венская система или "европейский концерт".

Венский конгресс 1814-1815 гг. закреплял стремление европейских государей решать возникающие споры мирно, путем поиска компромиссов, проведения международных конференций, основываясь на принципах легитимизма и "баланса сил". Решения Венского конгресса, дополненные актом о создании Священного союза, были призваны обеспечить Европе международную стабильность, защиту от войн и революционных потрясений.

Венская система оказалась весьма пластичной конструкцией, снабженной механизмом сдержек и противовесов. При наличии неизбежных противоречий внутри "европейского концерта" интересы сохранения мира в течение долгого времени преобладали над "частными видами" и рискованными искушениями, что обеспечило Европе беспрецедентно длительный период мирного существования. Между тем Венская система оценивается специалистами по-разному. Одни предпочитают видеть в ней созидательные начала, способствовавшие сохранению мира, другие - разрушительные, неизбежно обрекавшие Европу на новую войну. Однако при всех недостатках Венских трактатов

1815 г., при всей суровости мер по защите их легитимности в качестве стабилизирующего инструмента они, вопреки ожиданиям многих, оказались весьма эффективными.

Идеи мирного разрешения возникающих конфликтов, отказа от войн как единственного способа урегулирования межгосударственных проблем пустили глубокие корни в сознании европейцев. Это понималось и на самом высоком государственном уровне, и на уровне формирующегося гражданского общества. После окончания наполеоновских войн в Европе и Америке появились первые пацифистские организации: в

1816 г. "Общества мира" были созданы в Великобритании и США. В континентальной Европе первой пацифистской организаций стало "Женевское общество мира", основанное по инициативе графа Ж.-Ж. Селлона в 1831 г.1 Во Франции близкая по идеям

Таньшина Наталия Петровна - доктор исторических наук, профессор кафедры новой и новейшей истории Московского педагогического государственного университета.

1 О Ж.-Ж. де Селлоне подробнее см.: Таньшина Н.П. Граф Ж.-Ж. де Селлон - глашатай европейского пацифизма. - Новая и новейшая история, 2013, № 6; ее же. Граф Ж.-Ж. де Селлон: от Женевского общества мира к Организации объединенных наций. - Вестник РГГУ, серия Исторические науки, всеобщая история, 2014, № 13.

организация - "Общество христианской морали" - была создана десятилетием ранее, в 1821 г. Его активным участником был историк, публицист и либеральный политик Франсуа Гизо, который в годы Июльской монархии станет одним из ведущих министров короля Луи Филиппа2. Именно он выступал в защиту принципов пацифизма и решения международных проблем не силой оружия, а за столом переговоров.

Селлон и Гизо, два человека, исповедовавшие сходные идеи, ратовавшие за благородные принципы, в своих многочисленных работах не упоминают друг о друге, хотя жили они в одно и то же время. Селлон родился в 1782 г., Гизо был на пять лет младше. Активно занимавшийся публицистикой в 1820-1830-е годы Селлон часто писал о событиях во Франции, Июльской революции 1830 г., явившейся катализатором его обращения к проблеме борьбы за мир, и о парижском "Обществе христианской морали", членом которого был Гизо. Гизо уже в период Реставрации (1814-1830 гг.) был известным историком, автором "Истории цивилизации в Европе" и "Истории цивилизации во Франции", где говорил о цивилизаторской миссии Франции, о ее новых средствах влияния в мире3. Более того, в это время Гизо выступал сторонником отмены смертной казни за политические преступления, посвятив этому отдельную работу, опубликованную в 1821 г.4 А Селлон начинал свою общественную деятельность как раз с борьбы за отмену смертной казни: в 1826 г. он выступил с инициативой проведения конкурса на написание работы, посвященной упразднению смертной казни5. Конечно, он активно изучал предшествующий опыт, но при этом о работе Гизо опять-таки не упоминает.

Гизо в своих работах и выступлениях, очень созвучных по проблематике и суждениям работам Селлона, тоже ничего не говорит о своем швейцарском единомышленнике. Хотя в 1830-е годы Гизо уже оставил публицистику, будучи погружен в политику и занимая министерские посты (последовательно министра внутренних дел, народного просвещения и иностранных дел), проблемы войны и мира для него всегда являлись первостепенными. Став 29 октября 1840 г. министром иностранных дел и находясь на этом посту до 1848 г., он выступал поборником умеренного и компромиссного внешнеполитического курса. Но он снова обходил молчанием Селлона, ушедшего из жизни в 1839 г. Не вспоминает о нем Гизо и в своих восьмитомных мемуарах, которые он писал уже в отставке, когда у него появилась возможность глубоко осмыслить всю свою деятельность и свое время.

Между тем сближало их очень многое. Начать с того, что судьба обоих так или иначе была связана с Нимом. В этом городе на юге Франции, одном из центров гу-генотства, в 1787 г., в тот самый год, когда гугенотам были возвращены гражданские права, родился Франсуа Гизо. Отсюда были родом и предки Селлона, вынужденные эмигрировать из Франции, когда начались гонения на гугенотов после отмены в 1685 г. Нантского эдикта. Соответственно, их сближала религия - оба были протестантами. Причем Селлон, как и Гизо, тоже выступал за диалог между католиками и протестантами. Предки Селлона обосновались в Женеве, где и родился Жан-Жак. Гизо называл Женеву своей "интеллектуальной колыбелью". В 1794 г. его отец, Франсуа-Андре, талантливый нимский адвокат, сочувствовавший жирондистам, был казнен якобинцами. В дальнейшем это трагическое событие стало предметом политических спекуляций противников Гизо, усматривавших в казни его отца событие, главным образом и повлиявшее на формирование характера будущего историка и политика. Факт казни отца,

2 Подробнее о Ф. Гизо см.: Таньшина Н.П. Франсуа Гизо: теория и практика французского умеренного либерализма. М., 2000; Rosanvallon P. Le moment Guizot. Paris, 1985; Broglie G. Guizot. Paris, 1990; Theis L. François Guizot. Paris, 2008.

3 На основе его лекций, прочитанных в Сорбонне в 1828-1830 гг., появился шеститомный "Курс современной истории", в который вошли "История цивилизации во Франции" и служащая введением к ней "История цивилизации в Европе".

4 Guizot F. De la peint de mort en matière politique. Paris, 1822.

5 Подробнее об этом см. Таньшина Н.П. Граф Ж.-Ж. де Селлон и борьба за отмену смертной казни. - Вестник РГГУ, серия Исторические науки, всеобщая история, 2013, № 13 (114).

несомненно, оказал влияние на мировоззрение Гизо. Его пацифизм, стремление к поиску компромиссов, мирных способов решения противоречий корнями уходят в это трагическое для него и всей Франции время. В 1799 г. мать Гизо, Софии-Элизабет, вместе с Франсуа и его младшим братом отправилась в Женеву, где Франсуа обучался сначала в гимназии, а потом в Женевской академии.

Селлон в эти годы тоже жил в Женеве, причем по соседству с Гизо: улицы Гранж и Верден разделяло не более 500 метров. В 1806 г., являясь восторженным поклонником Наполеона, Жан-Жак присутствовал на его коронации в Дуомском соборе в Милане и вскоре оказался при дворе императора. Наполеон назначил его своим камергером, а потом возвел в кавалеры ордена Воссоединения6.

В 1805 г. покинула Женеву и семья Гизо. Франсуа продолжил обучение в Париже в Школе права. С этого времени жизнь и судьба Гизо были неразрывно связаны со столицей Франции. Селлон же в 1810 г., после смерти отца, вернулся в Женеву и как единственный наследник семейного состояния принял во владение семейные земли, торговлю шелком, а также старинный замок Алламан на берегу Женевского озера.

Характерно, что оценка личности Наполеона Селлоном и Гизо во многом совпадала. Однако, в целом высоко оценивая роль и деятельность Наполеона, Гизо не мог восхищаться установленными им порядками, несовместимыми с представлениями о свободе. Он писал: "С тех пор как я начал принимать участие в государственном управлении, я научился быть справедливым по отношению к императору Наполеону: это был в высшей степени могучий и деятельный гений, поражавший своей антипатией к анархии, своим глубоким административным инстинктом, своими энергичными и неутомимыми усилиями по воссозданию общественного остова. Но гений этот не поставил себе никаких пределов, не принимал ни от Бога, ни от людей никаких ограничений своим страстям и воле, и поэтому он был революционером, несмотря на то, что постоянно боролся с революцией. Отлично осознавая насущные потребности общества, нравственные потребности человеческой натуры он понимал грубо и то давал им полное удовлетворение, то с неистовой гордостью презирал их"7.

Гизо полагал, что на определенном этапе исторического развития Франция нуждалась именно в таком государственном деятеле, как Наполеон, поскольку никто лучше, чем он, не справился бы с состоянием анархии в обществе. В то же время, по словам Гизо, никто, больше, чем Наполеон, "не питал... таких химерических иллюзий в отношении будущего. Он обладал Францией и Европой, и Европа выгнала его даже из Франции; имя его останется более великим, чем его дела, потому что самые славные из этих дел, его победы, соверш

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком