научная статья по теме ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ ПОПОВ Философия

Текст научной статьи на тему «ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ ПОПОВ»

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ мысли

Павел Сергеевич Попов

Ф. Г. НИКИТИНА

Профессор МГУ Павел Сергеевич Попов (1892-1964) - персона многоплановая и до сих пор во многом неизвестная. Для филологов он - исследователь творчества Пушкина, Толстого, Достоевского и Чехова, фигура, по существу, созвучная таким корифеям отечественного литературоведения, как М.Ю. Лотман и М.М. Бахтин, наконец, лучший друг М.А. Булгакова. Для философов П.С. Попов - автор известных работ по истории логики, в частности логики Аристотеля. Недавно опубликованные архивные документы позволяют говорить о Павле Сергеевиче как об оригинальном исследователе в области эстетики1. Но главное, Павел Сергеевич - замечательный мыслитель, исследователь и поклонник Бергсона, один из первых русских критиков Гуссерля. Он принадлежал к тем представителям интеллигенции, которые после октября 1917 г. продолжили далекие от марксистских идей классовой борьбы гуманистические традиции отечественной философии конца XIX - начала XX в., разрабатывали актуальные проблемы мировой философской науки. Список увлечений Павла Сергеевича можно было бы продолжить. Говорим именно об увлечениях, т.к. каждой проблемой Попов занимался с необыкновенным азартом и желанием рассмотреть интересующий вопрос глубоко и всесторонне. Он был талантливым преподавателем, лекции и семинары которого в МГУ до сих пор помнят ныне здравствующие их слушатели.

* * *

Попов родился в семье крупного фабриканта-суконщика Сергея Максимовича Попова (1862-1934)2, главы фирмы "Попов и сыновья", человека высокообразованного, интеллигентного, серьезно занимавшегося экономическим преобразованием своей подмосковной фабрики в районе села Красновидово и улучшением быта рабочих, за что получил Серебряную медаль на международной выставке во Франции в 1900 г.

1 См.: Словарь художественных терминов. 1923-1929. М., 2005 (в нем Поповым написано восемнадцать статей).

2 Биографические сведения здесь и далее даются по архивным материалам ОР РГБ, где хранятся: "Автобиографическая записка С.М. Попова", "Автобиография П.С. Попова", его же биография, составленная А.М. Шуберт (Ф. 547).

© Никитина Ф.Г., 2008 г.

С.М. Попов был земским гласным, членом партии кадетов и с опаской относился к революционным теориям, считая, что, руководствуясь ими, "можно смести все и вся". Увлеченный идеями Л.Н. Толстого и немецкого фабриканта Фрезе, отец Попова организовывал в округе церковно-приходские школы. Общественная благотворительность составляла значительную часть его жизни. Недаром многие называли его "просвещенным либералом", "русским Оуэном". К концу жизни в своих "Автобиографических заметках" Сергей Максимович писал: "Все мои усилия были поставлены на то, чтобы облегчить и скрасить положение рабочих", а солидная часть доходов "обращалась к улучшению жизни окрестного населения"3. Это касалось не только Подмосковья. Попов участвовал в строительстве чайной и столовой на Хитровом рынке в Москве, в создании там дома призрения для женщин, отправлял деньги в туберкулезный санаторий для бедных в Ялте, в инвалидный дом в Рязани, в странноприимный дом на железнодорожной станции Бологое. Сергей Максимович был инициатором создания школы для взрослых и народного театра, участие в котором принимали и рабочие его фабрики, и все члены семьи Поповых. Он создал также оркестр народных инструментов, сначала балалаечный, затем духовой.

Несмотря на большие доходы от фабрики, "Лоскутной гостиницы" в центре Москвы на Тверской и магазинов в Москве и Харькове, загородный особняк, где прошло раннее детство П.С. Попова (младшего в семье), отнюдь не утопал в роскоши. Самым ценным в доме были книги, нотная библиотека и рояль. Однако на воспитание детей -двух сестер и двух братьев, на поправку их здоровья, фабрикант денег не жалел. Как правило, зимой детей вывозили в Ялту или за границу, во Францию и Италию. Вся семья Поповых отличалась тягой к искусству. Отец и мать прекрасно играли на фортепьяно и внимательно следили за музыкальным образованием детей. Не случайно старший брат Павла Сергеевича, Сергей Сергеевич, впоследствии стал учеником композитора А.Т. Гречанинова, членом музыкальной Секции Академии художественных наук, а младшая сестра Ольга служила в Большом театре. Другая сестра, Любовь Сергеевна, стала известным художником4.

Систематическое образование П.С. Попов получил сначала в Ялте, а затем в известной в Москве частной гимназии Поливанова. В 1910 г. он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где кафедру философии возглавлял Г.И. Челпанов, создатель Московского психологического института. Он-то и направил любознательного студента к своему коллеге, Л.М. Лопатину, который вскоре стал наставником и другом Попова. Лопатин вдохновил своего студента заняться изучением трудов Анри Бергсона. Итогом этих исследований стал доклад, прочитанный Поповым в психологическом обществе, и дипломная работа "Бергсон и его критики". В 1916 г. она была опубликована в сборнике, посвященном Г.И. Челпанову5. Правда, строго говоря, первой посвященной Бергсону публикацией Попова следует считать краткую рецензию на популярное изложение философии французского мыслителя Уильсеном Карром6.

В упомянутой дипломной работе обращают на себя внимание размышления Попова о плодотворности интуиции как метода в искусстве, особенно в литературе: "Каж-

3 ОР РГБ. Ф. 547-9-2, Л. 31.

4 Л.С. Попова (1889-1924) хорошо известна не только в России, но и за рубежом. Особую популярность приобрела в 1914-1915 гг. благодаря участию в объединении "Бубновый валет". Ныне картины Л.С. Поповой украшают стены известных галерей мира, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея. Именно здесь хранится одна из лучших ее работ - "Портрет философа" (1915 г.), в которой угады-ваютя черты молодого студента П. Попова.

5 Попов П. Бергсон и его критики // Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве 1891-1916 гг. Статьи по философии и психологии. М., 1916. С. 101-119.

6 Попов П. Философия Бергсона в популярном изложении г. Уильсена Карра / Пер. И. Румер. М., 1913 // Голос минувшего. М., 1913. < 3. С. 253-254.

дый, кто работал, например, над литературным произведением, хорошо знает, что после продолжительного изучения предмета, когда все документы собраны, все заметки сделаны, чтобы приступить к самой содержательной работе, требуется усилие, часто очень тягостное, чтобы разом переместиться внутрь предмета и чтобы повернуть возможно глубже тот импульс, которому потом придется только отдаться. Метафизическая интуиция есть нечто подобное". Вслед за Бергсоном Попов подчеркивал, что интуиция есть своего рода активность, "иногда даже болезненное усилие". "Интуиция -основа интеллектуализма - не пассивна, не мечтательна, не бездеятельна"7. Проблема деятельного, творческого характера сознания с этого времени становится одной из центральных у Попова-философа.

По окончании университета в 1915 г. Попов был оставлен на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. Пройдя магистерские испытания и получив звание приват-доцента, после пробных лекций по теории восприятия Аристотеля и учению Фихте о сознании, он начал читать лекции в Университете. Тогда же он становится преподавателем философской пропедевтики (логики и психологии) в ряде московских гимназий и школ. В 1919 г. Попов был избран на должность профессора философии в Нижегородском университете, где вел курс логики и истории новейшей философии, а также семинар по Фихте. Одновременно он становится профессором в Институте слова.

Перемены в жизни никак не повлияли на отношения Павла Сергеевича со своим учителем. До последних дней Лопатина Попов оставался его ближайшим другом и часто бывал у него дома. В конце жизни Попов написал воспоминания о своем наставнике, которые еще ждут своей публикации.

Энергии молодого ученого Попова приходится удивляться. В начале 20-х гг. преподавательскую работу в нескольких учебных заведениях он совмещал с работой в кооперативном издательстве "Задруга", а затем в товариществе по изучению и распространению произведений Л.Н. Толстого. В это же время он регулярно присутствовал на собраниях художников и поэтов, организуемых его сестрой Любовью Сергеевной, где принимал участие в обсуждении проблем развития искусства.

В 1923 г. начинается работа Попова в Государственной академии художественных наук (ГАХН). Хотя официально он числился там участником только одной комиссии -"анкетной"8, фактически он работал еще в двух - литературной и философской. И той, и другой руководил Г.Г. Шпет, хорошо знакомый Попову по встречам в кругу Лопатина. В мае 1923 г. Попов был избран действительным членом Академии.

В 1923 г. на специальной комиссии Литературной секции по изучению Достоевского он выступил с докладом «"Я" и "Оно" в творчестве Достоевского». Тема доклада получила развитие в своего рода дискуссии. В 1925 г. в работе "Достоевский. Психологический очерк", отредактированной Фрейдом, выступил его ученик Нейфельд, который доказывал, что жизнь писателя и его творчество определялись комплексом Эдипа. Попов ответил Нейфельду, а через него Фрейду, в 1928 г. обстоятельной статьей9. К этому времени, а именно к середине 20-х гг., среди отечественных психологов развернулись дебаты по поводу возможности соединения психоанализа с марксизмом. Распространению фрейдизма в России содействовало одобрительное отношение к нему Л. Троцкого10. Появились исследования (И. Ермакова, Я. Когана и др.), в которых творчество Пушкина, Гоголя, Лермонтова и, конечно, Достоевского толковалось с точки зрения Эдипова комплекса. В недавно вышедшей книге о рецепции Фрейда в России читаем: "Понимание жизни и творчества Достоевского через призму комплек-

7 Попов П. Бергсон и его критики. Ук. изд. С. 101-119.

8 См. журнал ГАХН "Искусство". М., 1923. < 1. С. 422.

9 Попов П.С. "Я" и "Оно" в творчестве Достоевского // Достоевский. Сб. статей / Труды Государственной Академии художественных наук. Вып. 3. М., 1928.

10 См.: Троцкий Л. Сочинения. М.-Л., 1927. Т. 21. С. 430.

са Эдипа встретило возражение со

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком