научная статья по теме Педагогический потенциал музыкального искусства в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колледжа Биология

Текст научной статьи на тему «Педагогический потенциал музыкального искусства в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колледжа»

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. С. 368.

17. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990. С. 336.

18. Черныш И.В. Особенности экстремальных путешествий на территории России и стран СНГ. - СПб.: Реноме, 2013. 370 с.

19. Швецова М.А. Стимулирование социально-культурной активности старшеклассников средствами самодеятельного туризма: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. 20 с.

20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. 527 с. (Мыслители XX века).

педагогический потенциал музыкального искусства в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колледжа

Шемякова н.А.

ГБОУ СПО «Педагогический колледж», г. Бузулук, Россия

pedagogical potential of music in shaping of the student's experience of spiritual and practical activities

shemyakova N.A.

Buzuluk Teachers' Training College, Russia

В статье рассматривается педагогический потенциал музыкального искусства в формировании опыта духовно-практической деятельности студента колледжа. Музыкальное искусство - это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Функциональные возможности (образовательные, этические, эстетические, социальные, коммуникативные) музыкального искусства подчёркивают уникальные возможности музыки и раскрывают её педагогический потенциал.

Ключевые слова: музыкальное искусство, педагогический потенциал, функции, опыт духовно-практической деятельности.

The article discusses pedagogical potential of music in shaping of the student's experience of spiritual and practical Activities. Musical art - it is a sphere of spiritual and practical activity, which aims at artistic comprehension and learning of the world. The functionalities of the musical art (educational, ethical, aesthetic, social, communicative) emphasize unique features of music and reveal its pedagogical potential.

Keywords: musical art, pedagogical potential, functions student's experience of spiritual andpmctical activities.

В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, формирование опыта духовно-практической деятельности студента педагогического колледжа должно стать важным направление подготовки к профессиональной де-

ятельности. Формирование такого вида опыта невозможно без приобщения к музыкальному искусству. В основе его содержания находится, прежде всего, целостность культурного опыта человечества: художественного, эстетического, нравственного. Музыковед Г. Орлов заметил: «Двойственная природа музыки определяет особую сложность её для анализа. С одной стороны, музыка выступает как продукт культуры, истории, традиции, коллективной мудрости, мощный фактор социальных взаимодействий -феномен, существующий объективно и предполагающий объективный подход. Но, с другой стороны, этот гигантский объект существует только потому, что питается опытом, вырастает из опыта, всегда глубоко интимного, индивидуального, субъективного» [14, с. 362].

Музыка (греч.цоиогк^, прилагательное от греч. цоиоа - муза) - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени (по Д. Уэйлсу). «Музыка» имеет древнегреческое происхождение, буквально переводится «искусство муз», девяти богинь древнегреческой мифологии. «Музыка, математика нашей души;. музыка - глубже всего, что она в нас рождает; ... сложнейшее и тончайшее в нас пробуждаемо ей» [2, с. 102]. А. Белый утверждает, что духовная жизнь человека подчиняется закону музыки закону соответствия или гармонии.

Рассматривая музыку в контексте социальной жизни, мы её определяем как особый вид духовно-практической деятельности, ремесло или профессию. Но результаты данной деятельности не носят утилитарный характер, а решают вопросы преобразования духовного мира общества и создания духовно-нравственных ценностей.

Среди различных видов искусства музыка является одним из ведущих по силе воздействия на людей из-за специфичности ее эмоционального содержания и обладает высоким педагогическим потенциалом. Есть основания утверждать, что именно музыка создаёт наиболее благоприятные условия для вхождения-проникновения индивидуума в сферу духовности, «облучения» духовностью. Она является самым действенным средством пробуждения в человеке человека [1, с. 47].

Ценность музыкального искусства отражается в критериях (предложены В.Н. Холоповой):

■ позитивность (добро, благо для человека) - принадлежит этике;

■ «крупность» (значимость, значительность, большая величина) - принадлежит эстетике;

■ оригинальность (новизна, необычность, нестандартность, свежесть) - принадлежит эстетике;

■ полнота выражения (выявление художественного намерения до конца, максимальная реализация идеи, «гиперпрес-сия») - принадлежит эстетике [18].

Музыкальное искусство дает человеку огромную полноту созидания жизни, обновления человеческой личности, «укрупняет его единичное «я» до тотальности всего мира... Благо, добро, выраженное крупно и заразительно, в уникальном. ряде прекрасных мгновений, вторгающихся в жизнь личности.», - вот те неизмеримые ценности, которыми одаривает нас вечно живое искусство Музыки [18].

Ю.Н. Бычков, рассматривая вопрос связи музыкального искусства с жизнью общества, раскрывает три взаимосвязанных аспекта:

■ отражение реальной действительности;

■ художественная оценка;

■ творческая функция (преобразование социальной жизни человека).

Автор считает, что музыка, как и любой другой вид искусства, одухотворяет человеческую жизнь, активизирует в ней эстетическое начало, не только обогащая повседневное существование человека, но возвышая его над бытом, способствуя созданию высшего слоя духовной жизни человека. Ю.Н. Бычков рассматривает относительную самостоятельность музыкального искусства, которая проявляется в вопросах истории развития музыки. Важным является «понимание того, что музыка свободна и самостоятельна не от социальной жизни, а в её рамках» [5]. Именно это позволяет установлению «диалогических отношений» музыкального искусства со слушательской аудиторией.

Музыкальное искусство - важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности:

■ идей, эмоций, предметного мира (Холопова В.Н.) [18];

■ посредник между обществом и человеком, способствующий превращению ценностей общества в систему ценностей личности, развивающий культуру личности и порождающий творческое видение мира (Печко Л.П.) [15, с. 127-129];

■ социально-эстетический феномен, заключающий в себе и передающий человечеству социально значимые ценности (Толокнеева Е. И.) [17].

Изучению проблемы содержательной основы функций искусства посвящены философские, социологические, эстетические и музыковедческие работы. В зависимости от характера воздействия созданное произведение музыкального искусства выполняет определённую функцию.

Учёные выделяют следующие функции искусства:

■ общественно-преобразующая (искусство как деятельность), познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение), прогностическая (искусство как предсказание), информационно-коммуникативная (искусство как общение и сообщения), воспитательная (искусство как катарсис), суггестивная (искусство как внушение), эстетическая - (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций), гедонистическая (искусство как наслаждение), компенсаторная (искусство как психотерапия) (Борев Ю.) [4];

■ коммуникативная, познавательная, воспитательная, эстетическая (гедонистическая) (А. Егоров, М. Каган, А. Уле-дов) [9, 16];

■ созидания, познания, духовно-нравственного общения (Н. Дмитриева) [16, с. 74];

■ социального познания, морализующая, «собственно эстетическая», социально-публицистическая (Ю. Давыдов) [8, с. 18];

■ «непосредственное и непринуждённое усовершенствование единого мироотношения индивида» (воспитательная) (А. Натев) [16, с. 74].

Музыкальное искусство, приобретая свою самостоятельность в ХУИ-ХУШ веках, становится «зрелым искусством» со своей системой средств музыкальной выразительности, разнообразием жанров и реализует свои функциональные особенности, которые тесно связаны с «бытованием музыки в обществе, с её восприятием, воздействием и использованием» [16].

В трудах учёных философско-эстетического направления (Г. Гегель, И. Кант, В. Шеллинг) музыкальное искусство рассматривается как средство развитии человека, и выделяются следующие функции: коммуникативная, нравственно-эстетическая, социальная [7, 10, 19].

Представители отечественной философии (М.С. Каган, Н.И. Киященко, и др.) считают музыку одним из ведущих средств воспитания и развития, которое способствует познанию жизни и формирует отношение к миру [9, 11].

Работы ученых позволяют сделать вывод о том, что музыка, являясь искусством полифункциональным, во все времена выполняла как традиционные функции искусства, так и специфические, эффективно воздействуя на личность.

Таблица констатирует разнообразие функциональных особенностей музыкального искусства, которое выполняет как традиционную миссию (эстетическую, познавательную, коммуникативную, компенсаторную), так и подчёркивает уникальные возможности музыки (этические, прагматические, канонические, эвристические).

Функции музыкального искусства

Автор функции

А.Н. Сохор Практически-организаторская, идеологическая, агитационно-пропагандистская, просветительская, развлекательная и украшательски-оформительская, воспитательная (преобразование духовного мира) [16, с. 80].

Й. Кресанек «Целеустремлённость» (целесообразность), монументальность, культурное развлечение, субъективное выражение, программность, новаторство [16, с. 74].

Г. Кайзер Воспитательная и терапевтическая; антропологическая, основанная на мысли о том, что общение с музыкой стимулирует всестороннее развитие личности; культурная, исходящая из нормативности культуры; эстетическая, в основе которой лежит убеждение в уникальности эстетического музыкального опыта [3, с. 42-47].

В.Н. Холо-пова Коммуникативная, отражение дей

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком