научная статья по теме ПЕРИФЕРИЗАЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ПЕРИФЕРИЗАЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2008, № 4, с. 57-70

= СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ПЕРИФЕРИЗАЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ*

© 2008 г.

Данная публикация представляет новые материалы научного семинара "Современные проблемы развития" под руководством В.Г. Хороса, д.и.н., главы Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН. На четвертом заседании1 семинара выступили: профессор А. Комлоши (Австрия), д.соц.н. Х. Хофбауэр (Австрия), д.э.н. В.А. Красильщиков (ИМЭМО РАН), д.и.н. М.А. Чешков (ИМЭМО РАН), к.э.н. P.C. Дзарасов (ЦЭМИ РАН), д.и.н. В.Г. Хорос.

ОСОБЕННОСТЬ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, ИЛИ ИСТОРИЯ ПЕРИФЕРИЗАЦИИ

А. Комлоши, X. Хофбауэр

В западной социальной науке история Восточной Европы выделена в специальную дисциплину с ярко выраженным упором на регионоведение. Такая специализация позволяет проводить весьма углубленные исследования. При этом, однако, возникает риск потерять из виду связь Восточной Европы с другой частью континента и остальным миром и долгую традицию их взаимодействия. Характеристики развития Запада все в большей мере трактуются западными же учеными как универсальные; процессы развития в Восточной Европе, напротив, рассматриваются как частная проблема, вызывают к себе интерес постольку, поскольку не следуют общему алгоритму. Они рассматриваются исключительно с точки зрения соответствия или, наоборот, несоответствия "стандартам" Западной Европы. В жестких рамках асимметричного сравнения Восточная Европа воспринимается как более слабая, запоздавшая в развитии, отсталая часть европейского континента. Тем самым подпитываются настроения ущербности, оправдания западной экспансии, разрушения восточноевропейской самобытности2. В соответствии с радикальным подходом Восточная Европа вообще не принадлежит Европе; на фоне "ори-ентализации" восточной части региона Западную Европу следует воспринимать как норму цивилизации. Другая трактовка, основанная на сравнении стран христианской и нехристианской культуры,

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта 06-03-02042а.

1 Материалы первого заседания опубликованы в < 2 "МЭ и МО" за 2007 г., второго - в < 6, третьего - в < 1 за 2008 г.

2 См.: Kappeler A. Die Bedeutung der Geschichte Osteuropas für

ein gesamteuropäisches Geschichtsverständnis/ Annäherung an

eine europäische Geschichtsschreibung. G. Stourzh (Hg.). Wien, 2002. S. 43-56.

изначально отвергает способность последних к самостоятельному переходу на современный этап развития. В данном контексте христианская Восточная Европа рассматривается как часть западной "семьи", но в качестве "младшего брата", обладающего потенциалом, чтобы догонять Запад и ассимилироваться с ним.

Рисуя карту Восточной Европы, необходимо принимать во внимание сдвиги границ и понятий "Восток" и "Запад". Начиная с XVIII в. западные политики, философы и путешественники считали европейским Востоком земли, простиравшиеся от Одера, Лейты или Драу (Дравы) и включавшие территории Польши, Венгрии и европейской части Оттоманской империи. Понятие "Восточная Европа", таким образом, возникло задолго до того, как эти земли стали частью советского блока после Второй мировой войны.

Россия всегда была частью Восточной Европы. Однако она - за исключением тех аспектов, которые касаются ее роли гегемона, - не является предметом нашего исследования. Россия отличалась и отличается от других восточноевропейских регионов своими имперским устройством, огромными размерами, численностью населения и военной мощью. Для Восточной Европы были характерны изменения государственности, внешнего подчинения (пребывание под властью то одних, то других держав), ограниченный политический суверенитет. Обширные территории подвергались оккупации или аннексии со стороны соперничающих великих держав, включая Российскую империю, которая в то же время и сама становилась экономически зависимой от Западной Европы.

Мы относим к Восточной Европе следующие территории. Во-первых, периферийные восточные части Габсбургской империи и соответственно страны, которые образовались на ее месте -Словакию, Венгрию, Словению, Хорватию, часть

3

Румынии и Польши . Во-вторых, другие части Польши, разделенные в свое время между Пруссией и Россией, и Балканы (Юго-Восточную Европу), находившиеся под Оттоманским и Габсбургским правлением (Албанию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Македонию, Черногорию, Сербию, часть Румынии). В-третьих, балтийские территории царской России - Эстонию, Латвию и Литву. Таким образом, за пределами нашего анализа остаются Россия и страны, бывшие недавно республиками Советского Союза, а также Богемия, Моравия и нынешняя Австрийская Республика.

В нашем понимании данный регион следует рассматривать скорее как "промежуточную Европу". Это та часть европейского континента, которая располагается между расширяющимся ЕС и пространством бывшего СССР, своего рода

"Третья Европа" между Востоком и Западом4.

Важно отметить, что "промежуточная Европа" расположена между тремя историческими духовными центрами континента: Римом, Константинополем и Москвой. Эти центры традиционно оказывали на нее огромное влияние. Они и сегодня воздействуют на ее конфигурацию, внешние альянсы и внутренние конфликты. Секуляризация лишь формально уменьшила их притяжение. Что касается Рима, то можно утверждать, что наряду с ним возникли и новые центры, представляющие христианский универсализм: Париж и Вена. С начала политической интеграции и расширения Евросоюза к ним присоединился Брюссель, сегодня превратившийся в основной центр притяжения. В этом отношении Брюссель превзошел и Стамбул (который в свое время взял верх над "византийским началом"), и Москву. Последняя перестала воспринимать Константинополь как духовный центр русского Православия после его превращения в столицу Оттоманской империи (1453 г.). После революции в России духовное лидерство Москвы было основано на коммунистической идеологии; ее коллапс не только повлиял на политическую интеграцию в Восточной Европе, но и снизил привлекательность России как культурного центра.

Единственный способ взглянуть на историю Восточной Европы иначе, чем через призму дихотомии "Европейский Восток - Европейский Запад", состоит в том, чтобы понять ее взаимоотношения с другими частями мира. С этой точки зрения Восточная Европа в политическом и экономическом отношении демонстрирует характерные черты пе-

3 Богемия, Моравия и нынешняя Австрийская Республика, при Габсбургах представлявшие собой промышленные центры, не являются предметом нашего исследования.

4 См.: Szücs J. The Three Historical Regions of Europe // Acta Histórica Academiae Scientiarium Hungaricae. 1983. V. XXIX. < 2-4. P. 131-184.

риферийности. Ее "ориентализация" основывается на тех же факторах, которые в недавнем прошлом относились к азиатским странам. Миро-системный анализ объясняет межрегиональные различия дисбалансами в развитии, сложившимися в результате неравного разделения труда на межрегиональном или международном уровне. Вследствие этого периферизация трактуется не как исключение, аномалия или расхождение в уровнях развития, а как необходимая и характерная черта процесса экспансии капитализма. Данный процесс, определяющий облик ядра и периферии мировой системы, зависит от комбинации различных форм производства и организации труда, а также уровней дохода в разных частях мира.

ПОПЫТКИ ДОГНАТЬ ЗАПАД

Согласно теории мировой системы ("мироси-стемы")5, Восточная Европа выполняет функции периферии в мировой капиталистической системе, по крайней мере с XVI-XVII вв., со времени перемещения экономических центров европейского континента из Северной Италии и Южной Германии к Атлантическому побережью. Доминирующим ядром миросистемы с эпохи раннего капитализма стала Северо-Западная Европа -вследствие перераспределения стоимости между нею и ее восточными соседями на базе их экономической зависимости и неравного обмена.

Восточная Европа функционально интегрировалась в мир Европы Западной в качестве поставщика сырья, сельскохозяйственных продуктов, рабочей силы, иногда даже пушечного мяса. Реакцией на подчиненное положение явились попытки Восточной Европы преодолеть перифе-рийность путем догоняющего развития6. Однако несмотря на такие попытки, Восточная Европа оставалась периферийной зоной модернизацион-ного процесса, центр которого и поныне находится в Западной Европе. Этот центр для своего функционирования нуждался в периферии и потому создавал ее в ходе собственной эволюции. Следовательно, Восточная Европа является частью глобального Юга, и все изъяны ее развития проистекают из ее периферийного положения в

5 См.: Socialist States in the World-System. Beverly-Hills, London, New Delhi. 1982; Hofbauer H, Komlosy A. Capital Accumulation and Catching-Up Development in Eastern Europe // Review. 2000. V. XXIII. < 4. P. 459-502; Nolte H.-H. The Position of Eastern Europe in the International System in Early Modern Times // Review. 1982. V. IV. < 1. P. 25-84; Wallerstein I. The Modern World-System. V. I-III. N.Y., San Francisco, London, 1974-1989.

6 См.: Kappeler A. Op. cit.; Nolte H.-H. Tradition des Rückstands: ein halbes Jahrtausend "Russland und der Westen" // Vierteljahresschrift fur Sozial- und Wirtschaftsgeschichte. 1991. Band 78. < 3. S. 344-364; Senghaas D. Von Europa lernen. Entwicklungsgeschichtliche Betrachtungen. Frankfurt/Main, 1982.

системе международного разделения труда, только Север (в политэкономическом смысле) для нее располагается на западе. С точки зрения Восточной Европы, модернизация должна была быть направлена на преодоление структурной зависимости от Севера (Запада) путем экономического, политического и культурного подъема в соответствии с локальными и региональными интересами. Эти попытки оказались встроены в процесс соперничества между великими державами Европы, Российской и Оттоманской империями (и их преемниками), для которых Восточная Европа играла важную роль не только в экономическом, но и в военно-стратегическом отношении.

Мы исходим из того, что догоняющая модернизация требует благоприятных экономическ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком