научная статья по теме Периодизация возникновения и эволюции охранительной правовой доктрины России Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Периодизация возникновения и эволюции охранительной правовой доктрины России»

УДК 34.01

Периодизация возникновения и эволюции охранительной правовой доктрины России

А.А. ВАСИЛЬЕВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета

Исследуется практически неразработанная в историко-правовой науке проблема — периодизация истории охранительной правовой доктрины. Обосновывается необходимость расширения хронологических рамок истории российской охранительной правовой доктрины с учетом наличия постоянных угроз для российской культуры, государственности и правовой системы.

Ключевые слова: охранительная правовая доктрина, консерватизм, традиционализм, секуляризация, преемственность, православие.

Periodization of the emergence and evolution of protective legal doctrine of Russia

Vasilyev A.

This article is devoted virtually undeveloped in the historical-legal science problem — the periodization of the history protective legal doctrine. In this paper the need to expand the timeframe of Russian history protective legal doctrines based on the availability of constant threats to Russian culture and statehood, and the legal system

Keywords: protective legal doctrine, conservatism, traditionalism, secularization, succession, Orthodoxy.

В отечественной правовой науке сложилось два основных подхода к периодизации истории русской охранительной правовой мысли.

Первый подход. Большинство правоведов, сторонников узкого подхода к определению русского консерватизма (И.А. Исаев, В.Н. Корнев, А.А. Андрейченко), развитие охранительной правовой идеологии России ограничивают последней четвертью XIX—началом XX века — периодом поворота России после либеральных реформ Александра II к идеологии сохранения самодержавия, православной веры и национальной культуры от угроз со стороны либеральных и социалистических течений. К идеологам охра-нительства данная группа авторов относит К.П. Победоносцева, К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова, В.П. Мещерского, М.Н. Каткова. При этом славянофильство, почвенничество зачастую оцениваются как предтечи, предшественники охранительства. К преемникам же охранителей примыкают И.А. Ильин, И.Л. Со-лоневич — правоведы эмиграции, русского зарубежья. По сути дела, при таком подходе невозможно выделить этапы в истории охранительной правовой мысли, поскольку вся история занимает всего лишь без малого 40 лет. В результате периодизация истории русской консервативной правовой мысли условно сводится к следующим трем периодам:

— подготовительный этап, связанный с творчеством кружка московских славянофилов и почвенников (40—80 гг. XIX века);

— период формирования идеологии охрани-тельства (конец XIX—начало XX века);

— развитие консервативных юридических идей в мировоззрении представителей русского зарубежья и эмиграции (1917—1950 гг.).

Второй подход. Немногочисленные исследователи (Э.А. Попов, А.А. Ширинянц) расширяют хронологические рамки истории консервативной правовой мысли и включают сюда учения М.М. Щербатова, Н.М. Карамзина, А.С. Шишкова, славянофилов, почвенников, собственно охранителей И.А. Ильина и И.Л. Солоневича. Исторические корни охранительства указанная группа авторов видит в противостоянии либеральных начинаний М.М. Сперанского и консервативной доктрины Н.М. Карамзина. Вместе с тем и эта группа ученых рациональный консерватизм как систематизированное учение связывает с пореформенными идеологами-охранителями. Предшествующие концепции рассматриваются в качестве подготовительного этапа, бессознательного консерватизма или традиционализма.

Наконец, отдельные авторы предпосылки возникновения консервативной правовой идеологии ищут в эпохе петровских преобразований, отмечая, что все-таки теоретический консерватизм возник в XIX веке — в творчестве Н.М. Карамзина, А.С. Шишкова и славянофи-лов1. Причем нередко исторические корни консерватизма излагаются ими весьма непоследовательно и даже противоречиво. Так, А.М. Рут-

1 См: ПодберезныйЕ.В. Консервативный проект модернизации российской государственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2007. С. 7.

кевич истоки российского консерватизма связывает то с кн. Курбским, то с М.М. Щербатовым, то с Н.М. Карамзиным, то с П.Я. Чаадаевым1.

Предшествующий период в истории охранительных правовых взглядов признается нерефлексивным и по устоявшемуся убеждению именуется эпохой традиционализма — дореф-лексивным консерватизмом, суммой неосознанных традиционных ценностей.

Предложенные подходы к изучению генезиса и истории охранительной правовой мысли России вряд ли возможно признать научно обоснованным.

Во-первых, исследователи видят консерватизм в рациональных, систематических учениях эпохи охранения русской государственности от революционных идеологий. Однако систематический характер консервативных концепций можно применить лишь к учению Л.А. Тихомирова о монархии и к значительно более позднему наследию И.А. Ильина (о монархии, правосознании). Остальные консерваторы рубежа XIX—XX вв. не оставили систематических учений, катехизисов охранительства. К.П. Победоносцев свое охранительное мировоззрение отразил в письмах и ряде публицистических работ. М.Н. Катков по роду своей деятельности, как журналист и издатель, свое консервативное кредо обнаруживает в основном в статьях в журнале «Русский вестник», но не формулирует целостного охранительного учения. В целом для русского консерватизма характерен остро полемический, публицистический характер, обусловленный необходимостью борьбы с чуждыми идеологиями их же средствами — печатным словом.

Вместе с тем предшествующая история правовой мысли не лишена рационально артикулированных теорий традиционалистов. «Политика» Ю. Крижанича, «Челобитные» Ивана Пересветова, переписка Ивана Грозного с кн. Курбским, «Книга о скудости и богатстве» И.С. Посошкова и многие другие произведения содержат развернутые идеи о православной монархии, о религиозных основах государства и права, об идеале права — правды, об образе благочестивого правителя-труженика, о патриархальных отношениях царя и народа и другие постулаты русского консерватизма.

Во-вторых, неверно рождение консерватизма сводить к появлению либеральных учений в России и секуляризации общественной жизни. Исторически обосновано развитие традиционалистской правовой доктрины вести начиная с эпохи становления русского государства и права (не позднее VIII века) и, следовательно, с воз-

никновения опасностей для русской духовной культуры и независимости русской государственности как оплота русской культуры.

В-третьих, из сферы научного поиска выпадают периоды русской истории после революции 1917 года и после крушения СССР. Общим в литературе по истории мысли России в XX веке является тезис о том, что советская идеология разорвала все нити с прошлой историей России и, естественно, с противоположными идеологическими течениями — консервативной и либеральной идеологиями. По нашему мнению, в период с 1917 по 1991 год история отечественной охранительной правовой мысли может быть представлена в двух ответвлениях:

— консервативные учения мыслителей русской эмиграции, в том числе И.А. Ильина, И.Л. Солоневича, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, прот. Г. Флоровского, о. В.В. Зеньковского, а также евразийцев (Н.Н. Алексеева, Н.С. Трубецкого, М.В. Шахматова, П.С. Савицкого, Г.В. Вернадского и др.);

— традиционалистские элементы в официальной советской правовой идеологии и охранительные ценности, сохранившиеся в мировоззрении русского народа в советский период истории страны.

Учитывая антитрадиционализм советской идеологии, смеем утверждать, что большевистская теория государства и права продолжала вектор развития русской консервативной политико-правовой мысли. Речь идет не столько о преемственности консервативных идей и об их восприятии творцами новой идеологии, сколько об исторической необходимости для большевистской политической элиты опереться на консервативные правовые традиции России, остававшиеся частью общественного сознания русского народа, в целях сохранения легитимности своей власти, проведения реформ. Только в таком случае представляется возможным объяснить события истории советского государства и права: апокалиптичность миросозерцания и аполитизм русского сознания создали питательную почву для идей об отмирании государства и права, юридического нигилизма, приверженности социальной справедливости, веры в силу, авторитет и патриархальность власти (Сталин — «отец народов»), для возрождения Православной церкви во время Великой Отечественной войны (как фактор спасения государственности при наличии угрозы для святынь народа) и т. п.

С исторической неизбежностью советская правовая мысль сохраняла консервативные черты и даже была вынуждена самим ходом истории России и ее народного самосознания при-

1 См.: РуткевичА.М. Что такое консерватизм? — М., 1999. С. 209—218.

держиваться устоявшихся охранительных ценностей и взглядов. Советское государство смогло тонко использовать потенциал богатой духовной культуры России — смирение, силу духа — и в войнах, и на грандиозных стройках в условиях модернизации экономики. Несомненно, далеко не всегда советская идеология была консервативна и учитывала традиционные правовые ценности, но и отрицать влияние традиционализма на советский строй невозможно, не говоря о консерватизме мировоззрения российского народа.

А. Бородай убедительно доказывает влияние идей разработчика концепции народной монархии И.Л. Солоневича на идеологию сталинской диктатуры: «Целый ряд данных указывает, что оценки и прогнозы, которые давал современной ему советской действительности Иван Солоневич, оказали определенное влияние на правящие круги СССР, и прежде всего на Сталина. "Россия в концлагере", вышедшая в свет в 1935 году, и "Белая империя", появившаяся несколько лет спустя, давали настолько убедительный и достоверный анализ процессов, происходящих в стране, что не делать из них выводы мог только ленивый. Жесткая чистка управленческой прослойки, осуществленная Сталиным в конце 30-х годов, и обращение к национал-вождистским архетипам власти и имперской риторике, вполне возможно, были на

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком