научная статья по теме ПЕРСТНИ С ЧЕРНЬЮ ИЗ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПЕРСТНИ С ЧЕРНЬЮ ИЗ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2007, № 2, с. 130-140

- ПУБЛИКАЦИИ :

ПЕРСТНИ С ЧЕРНЬЮ ИЗ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

© 2007 г. К. А. Руденко

Национальный музей Республики Татарстан, Казань

Перстни с чернью - одна из ярких категорий находок на археологических памятниках Волжско-Камской Булгарии. Они имеются в фондах HM РТ, БГИАМЗ, в коллекции ГИМ и Государственного Эрмитажа. К ним не раз обращались и археологи, и искусствоведы, но специально они не изучались.

Перстни с черненым рисунком из булгарских памятников стали известны в научном мире в последней трети XIX в. после публикации Спасского клада, найденного в 1869 г. (ОАК за 1869. Табл. XIX, XX; Толстой, Кондаков, 1897. С. 97. Рис. 123; Спицын, 1906. С. 265), и находок на крупнейших булгарских городищах - Болгарском и Би-лярском, попавших в собрание казанского коллекционера А.Ф. Лихачева и опубликованных им (1876; 1891). По коллекциям Эрмитажа о булгарских ювелирных украшениях (в том числе и о черненых перстнях) писал А.А. Спицин (1906), а по материалам ГИМ А. Кавка (1928). А. Кавка впервые систематизировала орнаментальные сюжеты на перстнях с чернью и датировала эти находки

XII в. Перстень из Спасского клада 1869 г. специально был изучен Т.И. Макаровой в работе по чер-невым изделиям Древней Руси и отнесен к третьему типу, подтипу 1 (1986. С. 43. Рис. 16, 67). Вопрос о происхождении этого перстня затронула М.Д. Полубояринова (1993. С. 30). Перстни с чернью из Болгарского городища систематизировала Г.Ф. Полякова (1996. Рис. 61, 19,20; Типы Б-П-1-3).

В 1980-1990-е годы опубликованы новые находки перстней с чернью: из раскопок Билярского городища (Хузин, Валиуллина, 1986. С. 100, 102. Рис. 2-19, 22, 23), клада, найденного при исследованиях Кожаевского селища (Кавеев, 1992. Рис. 1, 27), клада у с. Именьково (Руденко, 2001а. С. 325), а также из подъемного материала с селищ низовий Камы (Кавеев, 1992. С. 108; Руденко, Беговатов, 1994. С. 51; Руденко, 20016. С. 77, 78; Тип Б5; 2001в. Рис. 34, 13,14; 2002. С. 45, 62. Рис. 45, 3; 61). Датированы эти находки XI и XII - первой четвертью

XIII в.

В Прикамье и Зауралье известны находки серебряных перстней с чернью, которые считаются булгарскими (Белавин, 2000. С. 103, 104. Рис. 46, 11-16; Федорова, 1991. С. 8. Рис. 27; 2003. С. 138140) и датированы XII-XIII вв. Несколько перстней с чернью опубликовал Г.Г. Белорыбкин с Зо-

лотаревского поселения (2001. С. 52. Рис. 30, 5, 6, 11, 14).

Нами были рассмотрены 53 перстня (таблица) из собрания НМ РТ, БГИАМЗ и некоторые случайные находки. Все эти изделия изготовлены из серебра. Вес их колеблется в пределах 2.3-4.3 гр.; проба серебра в большинстве случаев 925; лигатура составляет 2.51-4 (использовались данные по составу металла по результатам апробации изделий из фонда драгметаллов НМ РТ).

Мастер, изготавливавший перстни с чернью, использовал молотки, наковальню, ножницы по металлу, напильник, зубильце и резцы (Полякова, 1996. С. 166, 167; Бреполь, 1977. С. 150, 151. Рис. 116, 177). На предварительных операциях по обработке заготовки перстня, при работе резцами и в единичных случаях при формовке изделия использовались молоточки с шаровидным или клиновидным бойком1 (Руденко, 20016. Рис. 30, 9,10). "Наковаленки" или оправки для формовки щитка перстня трудно идентифицировать в археологических коллекциях. Можно предполагать, что они по размерам и форме напоминали бронзовые наковаленки, которые встречаются довольно часто на зо-лотоордынских памятниках: Селитренном, Увек-ском, Болгарском городищах (Fedorov-Davydov, 2001. P. 168. Cat. 104. ГИМ. Инв № 2692-23; Недаш-ковский, 2001. Рис. 3, 9,10; Полякова, 1996. С. 166, 167). Они в среднем имеют высоту 4.7 см и ширину 2.1 см.

Перстни изготавливались двумя способами: вырезание основы из пластины толщиной 0.150.2 см, шириной не менее 1.7-2 см и длиной около 7-8 см (на этих изделиях заметны следы деформации от вырезания ножницами и ремонта (№ 10211— 37, № 322, рис. 1, 32; № 10211-42, рис. 1, 24) и ковкой из дрота квадратного или прямоугольного сечения. Если заготовка была очень массивной (№ 10211-26, рис. 1, 18), то внутренний объем на щитке (2.3 х 2.25 см) выбирался зубильцем на глубину около 0.4 см. Нахлест концов заготовки при формовке шинки в этом случае был большим и приходился на всю длину шинки от одного края щитка до другого.

1 НМ РТ, < 5427-177; АА 49-14; < 5395-9; 0А-50-32.

2 Порядковый номер перстня соответствует номеру позиции на рис. 1.

Рис. 1. 1 - тип 3.1; 2 - тип 3.2; 3 - тип 2.6; 4 - тип 2.7; 5-13,15,16,23,46-48 - тип 3.4; 14 - тип 3.6; 17 - тип 2.5; 18 - тип 3.3; 19 - тип 3.5; 20 - тип 3.7; 21 - тип 2.4; 22 - тип 3.10; 24 - тип 2.3; 25 - тип 2.2; 26 - тип 2.1. 27, 28 - тип 3.8; 29-33,35, 36, 49 - тип 4.1; 34,37-41 - тип 4.2; 42-44, 51 - тип 4.3; 45 - тип 1.1; 50, 53 - тип 3; 52 - тип 3.4.

Рисунок на перстнях выполнялся инструментом, аналогичным современному шпицштихелю (Новиков, Павлов, 1991. С. 161), а также набором из фляхштихеля, мессерштихеля, пунктирштихеля (Макарова, 1986. С. 10. Рис. 3). Сначала рисунок наносился (или переносился с шаблона) на щиток прочерчиванием (рис. 1, 30) тонкой иглой (Мака-

рова, 1986. С. 8), затем шпицштихелем прорабатывался контур и в последнюю очередь выбирался фон. Такой способ нанесения контура будущего рисунка можно проследить на одном перстне, где чернь не была нанесена (или не сохранилась) (рис. 1, 16). Вероятно, так размечались перстни, выполненные из серебряной пластины.

Рис. 1. Окончание.

Когда предполагалось фон оставить гладким, то применялся другой способ нанесения рисунка (рис. 1, 26). Канфарником или пуансоном намечались опорные точки рисунка (по прочерченному контуру или на глаз), а затем резцом пунктирные контуры соединялись в сплошную тонкую канавку (Чеканка, 2003. С. 25). На массивных перстнях (рис. 2, 3) использовались чеканы разного размера и формы для нанесения основного рисунка и деталей, а также переработки фона (Руденко, 2002.

Рис. 61). Процесс подготовки изделия к чернению можно видеть на нескольких образцах (№ 11, 29).

Чернение наносилось только на рисунок (№ 5368-26, рис. 1, 27, 1 экз.); на фон и рисунок (№ 10211-51, рис. 1, 31, 1 экз.) или (в большинстве случаев) только на фон с предварительной насечкой поверхности. Сам процесс чернения описан в литературе (Флеров, 1962. С. 74; Бреполь, 1977. С. 326, 327). Следы позолоты заметны на трех перстнях. На одном образце (№ 10211-41, рис. 1, 40) ее видно посредине щитка и на шинке. С обрат-

ной стороны сохранилась тонкая пленка золочения с пузырьками "вскипания". Золотился черненый перстень (№ 10211-52, рис. 1, 35) и перстень, где чернение было незначительным (№ 10211-48; рис. 1, 19). Золочение осуществлялось, видимо, ртутной амальгамой (Флеров, 1962. С. 49).

Все перстни являются пластинчатыми широкосрединными с замкнутыми концами. Диаметр их 1.8-2.3 см, размеры щитка в среднем 1.6 х 2 см. Конструктивно они состоят из верхней и нижней частей. Нижняя часть - это ободок или шинка, прямоугольного или сегментовидного сечения. Верхняя часть - это щиток различной формы.

Булгарские перстни с чернью были систематизированы на основе исследований Т.И. Макаровой древнерусских череневых изделий (1986. С. 39). Ти-пообразующим признаком являлась форма щитка: круглая (1); прямоугольная или квадратная (2); шестиугольная (3); подовальная (4)* и квадрифолий-ная (5). Квадрифолийных перстней с чернью в бул-гарском материале не встречено. По характеру орнаментации выделено пять сюжетов: с розетками из кринов; с розетками геометрического характера; с раппортом бордюра из лозы; с изображением птиц; с изображением "узла счастья".

Тип 1. Перстень с круглым щитком (1 экз.)

Вариант 1.1 (рис. 1, 45, 1 экз.). Найден на Болгарском городище (Булгар, 1868. Табл. IX, 13). Диаметр щитка 1.4 см. Шинка диаметром снаружи 2 см, внутри 1.7 см. Рисунок - раппорт бордюра с лозой. Фон гладкий; чернь на нем сохранилась небольшим пятнышком. Аналогии ему есть на древнерусских черненых изделиях: перстнях и обруче (Макарова, 1986. Рис. 15, 52, 53, 62; 40, 229). С боковой стороны изделия имеется пятнышко черни. Перстень имеет золотистый цвет. Датируется XII -началом XIII в.

Тип 2. Перстни с квадратным (прямоугольным) щитком (7 экз.)

Вариант 2.1 (рис. 1, 26, 1 экз.). Найден на Мур-зихинском селище. Перстень с прямоугольным щитком 1.5 х 1.8 см с рисунком в виде двух переплетенных "сердечек" (так называемый узел счастья). Мотив "плетенки" встречается на древнерусских материалах домонгольского времени (Макарова, 1986. Рис. 28, 2), на изделиях в Романовском кладе (Генинг, 1956. С. 159-162. Рис. 59, 3, 5).

Отметим, что такой тип орнамента в мелкой пластике, торевтике и архитектуре становится популярным в эпоху Золотой Орды. Например, он встречается на изразцах и мозаиках на сооружениях из Сарая (Селитренное городище) (Реёогоу-Бауу^у, 2001. С. 129, 155. Табл. 74. Кат. № 45, 46). Не исключено, что сам сюжет появился раньше, но в любом случае он остается самым поздним на булгарских черненых перстнях. Причем вторым

* Отмечены позиции, отсутствующие у Т.И. Макаровой.

Рис. 2. Перстни. 1 - < 33 (НМ РТ, < 10211-35); 2 -< 10 (НМ РТ, < 997/36); 3 - < 18 (НМ РТ, < 1021126); 3а - № 18, деталь.

признаком, отличающим эти изделия, является нанесение рисунка разметкой опорными точками и гладкий черненый фон. Датируется этот перстень ХШ-ХГ^ вв.

В вымских могильниках геометрический мотив "узла счастья" становится весьма модифицированным (Савельева, 1987. Рис. 34, 6, 7,13). Появляются здесь и зооморфные мотивы (Савельева, 1987. Рис. 34, 12). Отметим, что в орнаменте этих перстней полностью отсутствует мотив крина, преобладают геометрические. В их числе "двойная плетенка" (Савельева, 1987. Рис. 34, 6); узловые узоры (Савельева, 1987. Рис. 34, 9).

Почти аналогичные мотивы зафиксированы на серебряных перстнях с чернью в Пермском Прикамье (Белавин, 2000. Рис. 46, 10-16). Здесь, как и в Вымских могильниках, не встречается мотив крина, хотя в коллекции из могильника Телячий Брод имеется булгарский перстень со стилизованным растительным орнаментом (Белавин, 2000. Рис. 46, 11).

Вариант

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком