научная статья по теме ПЕРВОБЫТНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ИНИЦИАЦИИ В КРУГЕ “ВЕЧНЫХ” ВОПРОСОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПЕРВОБЫТНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ИНИЦИАЦИИ В КРУГЕ “ВЕЧНЫХ” ВОПРОСОВ»

ЭО, 2014 г., № 1 © М.В. Тендрякова

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ИНИЦИАЦИИ В КРУГЕ "ВЕЧНЫХ" ВОПРОСОВ

Ключевые слова: инициация, обряды перехода, пубертатные обряды, социализация, антропология/этнография детства, сегрегация, закрытые сообщества

Статья посвящена дискуссионным вопросам классификации обрядов перехода и таксономическому основанию для обособления среди них обрядов инициации: что, с одной стороны, выделяет возрастные инициации из всего многообразия обрядов жизненного цикла, а с другой стороны, позволяет отнести к одной категории столь разноплановые явления, как вступление в секту, ложу, братство, возведение в сан монарха или рыцаря, крещение, конфирмацию и возрастные инициации. Рассматриваются такие аспекты инициаций, как посвящение в таинства и доступ к эзотерическим знаниям; механизмы идентификации с новой социальной ролью, задействованные в инициациях; символика смерти, а также боль в инициациях и различные подходы к ее интерпретации.

В гуманитарных науках, как и в литературе, есть свои "вечные" темы, к которым так или иначе возвращается каждое поколение исследователей. И тема инициаций в социальной антропологии - одна из них. Существующие теории, подходы, трактовки не дают исчерпывающих ответов на краеугольные вопросы об инициациях.

Что выделяет возрастные инициации из всего многообразия обрядов перехода, а точнее, из обрядов жизненного цикла? В чем, собственно, заключается основное содержание посвятительных обрядов, которое позволяет объединить общим термином "инициации" столь разноплановые явления, как вступление в секту, ложу, братство, возведение в сан монарха или рыцаря, крещение и конфирмацию, с первобытными возрастными инициациями? И, наконец, почему одни инициации мучительно болезненны, а другие - вовсе обходятся без болезненных испытаний?

В кругу этих же вопросов оказывается автор статьи "Роль возрастной инициации в процессе социализации ребенка (постановка проблемы)". Совершенно справедливо Т.Г. Шкурина пытается увидеть, в чем заключается специфика возрастных инициаций: если в обрядах инициации видеть лишь смену социального статуса индивида и переход его из одного социального сообщества в другое, то в чем же разница между ними и пубертатными обрядами, фиксирующими гендерную роль неофита, или "квалификационными" обрядами воина или охотника? Действительно ли «каждый возрастно-социальный обряд при одинаковых условиях можно назвать "инициацией", а можно назвать "обрядом перехода"»?

Попробую аргументировать иной ракурс видения этих "вечных" вопросов.

Инициации в системе обрядов перехода. Дело в том, что инициации, любые -это прежде всего обряды перехода. Однако не все обряды перехода можно назвать инициациями. Обряды перехода представляют собой куда более обширную таксономическую категорию. Первым это показал еще А. ван Геннеп в 1908 г. (van Gennep 1960

Мария Владимировна Тендрякова - к.и.н., старший научный сотрудник Центра азиатских и тихоокеанских исследований ИЭА РАН; e-mail: mashatendryak@gmail.com

[1908]). Как и все обряды перехода, инициации осуществляются в три этапа: сегрегация - отделение человека от старого окружения, его разрыв с прошлым (preliminal rites); транзиция - промежуточное состояние или, словами В. Тёрнера, "пустыня бесстатусности" (liminal rites) (Turner 1988); инкорпорация - последующее включение индивида в свою социальную группу, но уже в новом качестве и новом статусе (postliminal rites) (van Gennep 1960: 10-11). Таким образом, изначально посвящения, если только они не "выродились", превратившись в некий рудимент, отголосок прошлого, представляют собою разработанный комплекс обрядовых действий, поэтапно, шаг за шагом изменяющих "нишу", занимаемую субъектом в обществе.

При этом понятие "переход" трактуется предельно широко, когда подразумевается любое изменение условий жизни, любой "факт существования" (Ibid.: 30). Поэтому обряды перехода включают в свой круг самые разнообразные явления: обряды, связанные с перемещением с одной территории на другую (в основе - идея священности территории, представление о чужой и своей земле); обряды адопции, обряды, связанные с усыновлением, со сменой рабом хозяина; некоторые обряды, призванные уберечь от болезней, дурного глаза и т.п.; обряды детского цикла, которые отмеривают каждый шаг того, как ребенок обретает социальную ценность, становясь не только членом семьи, но и социума в целом, обряды жизненного цикла, отмечающие поворотные моменты бытия человека - родильные, свадебные, похоронные, а также приуроченные к наступлению половой зрелости пубертатные обряды; самые разные обряды посвящения (см. рис. 1).

Возрастные инициации - это особый обрядовый комплекс, преодолев который, неофит не просто считается взрослым, но и становится членом некой закрытой корпорации. Их не следует смешивать с переходными обрядами, маркирующими "множественность этапов в жизни человека", "переходы из юности в зрелость, из зрелости в старость" (Т.Г. Шкурина). Последнее, кстати, встречается нечасто, только в обществах с разработанной системой возрастных групп и/или возрастных классов (например, Новая Гвинея, Восточная Африка). Каждый такой случай заслуживает внимания, и выясняется, является ли это инициацией или просто обрядом жизненного цикла. Обычно же переход из одной социально-возрастной категории в другую обходится без обрядов и ограничивается сменой наименования, как, например, приобретение звания "аксакал" у азербайджанцев или "абырг" у абхазов. Они даются человеку в возрасте, пользующемуся уважением и почетом, но если мужчина не женился, не обзавелся семьей, он не может стать "аксакалом"/"абыргом" и умрет в категории "холостяков" (Павленко 1987).

В жизни границы между различными видами обрядов перехода проницаемы и условны, и история культуры часто демонстрирует возможность их "срастания" в единое ритуальное действие. Примерами такого "срастания" инициаций и квалификационных обрядов могут быть посвящение кандийских танцоров (Шри-Ланка), которое, по мнению исследователей, является профессиональным обрядом, где сохранились следы прежнего ритуала инициации мальчиков (Краснодембская 1983: 169); переход в старшую возрастную группу и татуировка на груди юноши-ифугао (Филиппины) после его первого военного похода (Станюкович 1983: 217-218); посвящение в кузнецы у якутов (Новик 1984: 195-196). Нельзя отрицать связи инициаций и охотничьих культов, культов предков, а также культов плодородия (Eliade 1956; Spencer, Gillen 1968; Landtman 1927). Возможность их взаимопроникновения заложена в единой системе мифов, таинств, представлений, т.е. в единой мировоззренческой основе, на которой вырастает весь обрядовый комплекс.

Возрастные инициации порою теснейшим образом переплетаются с пубертатными обрядами (подробнее см.: Тендрякова 1992а). Они, бесспорно, включают отдельные ритуальные действия, представления, манипуляции, благодаря которым происходит рефлексия посвящаемым своей половой принадлежности, гендерной роли, а также

Рис. 1. Основные виды обрядов перехода.

Представленная схема классифицирует обряды перехода; многие из них, включая возрастные инициации, выделены еще ван Геннепом. В реальности отдельные обряды могут переплетаться друг с другом и с различными магическими церемониями.

тесно связанных со всем этим в архаичных обществах профессиональных функций. Возрастные инициации, как и пубертатные обряды, воплощают в себе представления о социальном возрасте и полноправной взрослости, характерные для того конкретного общества, где они практикуются.

Принципиальное различие в том, что возрастные инициации, в отличие от пубертатных обрядов, не приурочены строго к моменту физического созревания индивида. Неофитом может стать и 8-летний ребенок, и 18-летний юноша - у разных народов по-разному. Более того, возрастной разрыв в группе одновременно инициируемых может достигать нескольких десятков лет (Калиновская 1980: 55; 1982: 92). Забегая вперед, замечу, что возрастные инициации не отмечают физическую зрелость индивида, а конструируют нового полноправного члена социума, наделяя его новыми социально-психологическими качествами.

Сфера действия возрастных инициаций не исчерпывается гендерной социализацией и охватывает значительно большую область жизнедеятельности социума, включая механизмы преемственности традиций в бесписьменном обществе, а также сферу самосознания и мировоззрения личности (Тендрякова 1992б). Важно также, что пубертатные обряды и институт инициаций в истории культуры имеют совершенно различные судьбы. Все, что связано в возрастных инициациях с половой социализацией, со временем от них "отслаивается", остается в прошлом, как и сами пубертатные обряды, которые наиболее характерны для первобытных культур. Конечно, пубертатные

обряды встречаются и в другие исторические эпохи, но только как реликты, как архаика, прошедшая сквозь века. Обряды же инициации в различных культурах в различные исторические эпохи совсем не обязательно представляют собою отголосок прошлого. Они могут быть традиционны, но при этом совершенно актуальны для конкретной историко-культурной общности: посвящение в брахманы (современная церемония врата-вандха в Непале); суннати в исламе и бар-мицва в иудаизме, обряды крещения и конфирмации. Более того, инициации могут появляться как бы вне традиции, соответствуя определенному историческому контексту, как, например, посвящение в рыцари в средневековой Европе; они могут быть даже ситуативны - как бесчисленные варианты обрядов включения в секту, братство, ложу, религиозную общину. Все эти обряды, каждый по-своему, делят общество на "посвященных" и "непосвященных". Они соответствуют определенной исторической ситуации или локальному историко-культурному контексту. То же можно сказать и об обрядах возведения в сан и помазания, посвящения служителей культа и посвящения жрецов (последние, конечно, вызывают ассоциации с инициациями первобытных магов - шаманов, колдунов, знахарей). Однако нет оснований утверждать, что между этими обрядами есть прямая историко-эволюционная преемственность.

Инициации: единство в многообразии, или Что

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком