научная статья по теме ПЕРВЫЕ УСАДЕБНЫЕ ПАРКИ КРЫМА Науковедение

Текст научной статьи на тему «ПЕРВЫЕ УСАДЕБНЫЕ ПАРКИ КРЫМА»

ПЕРВЫЕ УСАДЕБНЫЕ ПАРКИ КРЫМА

л

Кандидат биологических наук Владимир ШАТКО,

старший научный сотрудник Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН

«Если тебе хочется, читатель, в наш обыденный и прозаический век погрузиться на несколько недель в живой родник неподдельной красоты, неподдельной поэзии, - тебе нечего искать Италии и Андалузии, ты найдешь все, чего жаждешь, у себя на родине, на Южном берегу Крыма...» -эти строки писателя и педагога Евгения Маркова из «Очерков Крыма», написанные более 120 лет назад, актуальны и сегодня. Хотя многое переменилось с тех пор, и Крым теперь в другом государстве -там по-прежнему сохранилось множество интереснейших памятников разных времен, среди которых и редкие образцы садово-паркового искусства начала XIX в.

Гурзуф зимой.

Кучук-Ламбат. С гравюры Ф.Гросса.

Южный берег Крыма* — своеобразный мир дворцов и парков. Недаром в путеводителях XIX — начала XX в. его именовали «Русской Элладой» или «Русской Ривьерой», и немудрено, ведь здесь насчитывалось более 1000 крупных и мелких усадеб. Среди их владельцев были императорская семья, знатные дворяне, военачальники, крупные промышленники и государственные чиновники. Немало небольших дач принадлежало известным ученым, художникам, писателям, артистам, врачам.

Роскошные дворцы и скромные постройки были окружены парками и садами, а потому весь Южный берег полуострова представлял собой архитектурную летопись, в которой путешественнику доводилось увидеть то небольшой домик в азиатском вкусе, трубы которого похожи на минареты, то красивый готический замок, то уютную дачу, вроде английского коттеджа, совершенно погруженную в море зелени и цветов.

Усадьба вольно или невольно несла на себе, помимо отражения эпохи, печать характеров ее обитателей. Это был своего рода «групповой портрет», запечатлевший историю нескольких поколений людей,

*См.: В. Шатко, Л. Миронова. Раритеты крымской флоры. — Наука в России, 2004, № 3 (прим. ред.).

судьба которых так или иначе была связана с Крымом. Объединяло их одно — любовь к прекрасной Тавриде*, краю, сотканному из древних легенд и преданий, где каждый становится поэтом и ощущает на себе ни с чем не сравнимый дух, царящий над солнечным полуостровом. Имена многих бывших владельцев крымских имений ныне забыты, но немало и тех, кого мы помним и поныне за ратные подвиги, научные открытия, созданные ими шедевры литературы и искусства, а также за усилия на ином, не менее благородном поприще, связанном с облагораживанием, украшением земли, на которой они жили.

После присоединения Тавриды к России и путешествия в «полуденный край» императрицы Екатерины II (1787 г.) полуостров начали интенсивно осваивать. На вновь приобретенных землях их хозяева стали обустраивать имения, и, в зависимости от достатка, строить роскошные дворцы или небольшие особняки, закладывать сады и парки, для украшения которых высаживали невиданные здесь до той поры заморские экзоты: кипарисы, магнолии, секвойи, пальмы, без которых невозможно представить нынешний облик Крыма. Первые благоустроенные имения в «европей-

*Таврида - название Крымского полуострова после присоединения его в 1783 г. к России (прим. ред.).

щяашшшшшяш

I

Вид на Аюдаг из Кучук-Ламбата.

ском вкусе» принадлежали генерал-губернатору Но-вороссии герцогу Арману Эммануэлю де Ришелье и первому гражданскому губернатору Тавриды генерал-лейтенанту Андрею Бороздину. Их строительство начали почти одновременно: Ришелье — в Гурзуфе в 1808 г., а Бороздин — в Кучук-Ламбате в 1807 г.

Нам, живущим в XXI в., трудно себе представить обстановку начала XIX столетия, трудности, с которыми сталкивались «пионеры» освоения края и путешественники. Тогда в горном Крыму не было даже дорог. К примеру, Петр Сумароков отмечает, что от Байдарского перевала до села Ускут (ныне село Приветное) ему не встретилось ни одной повозки, «ибо жители по неприступности гор их у себя не имеют и перевозят все свои вещи не иначе, как на вьючных лошадях». Не было на полуострове и питомников экзотических растений, а только что заложенный (1811 г.) Никитский ботанический сад был в процессе становления.

Для своего имения Ришелье выбрал живописную долину, ограниченную с одной стороны отрогами Гурзуфской яйлы (нагорья), а с другой — Аюдагом (Медведь-гора). На пологом склоне, недалеко от моря он построил каменный дом на европейский манер, по словам одного из путешественников, похо-

жий на «воздушный дворец». Сам герцог в нем не жил, но великодушно приказал держать открытым для проезжающих. Представить это удивительное строение и окружавший его пейзажный парк помогают гравюры и рисунки художников Федора Гросса и Никанора Чернецова, выполненные в первой трети XIX в. — часть из них хранится в Крымском республиканском краеведческом музее (Симферополь). Описание гурзуфского имения можно найти в путеводителе по Крыму 1834 г.: «Сад спланирован на английский манер, на слегка наклоненных участках земли, которые образуют зеленые лужайки среди огромного разнообразия деревьев и кустарников, где вверх вырываются кипарисы и тополя, просторный красочный дом с галереей, с которой открывается вид на горы, деревню и скалы Юрзуфа (старое название Гурзуфа. — В.Ш.) и на ровный пляж, куда приходят умирать волны... В имении виноградник, довольно обширные земельные угодья, несколько построек для управляющего и прислуги...».

Существует и еще одно воспоминание об имении Ришелье. Относится оно к 1820 г., автор — Александр Пушкин*: «...в двух шагах от дома рос молодой кипа-

*См.: И. Чистова. «Пушкинская энциклопедия». — Наука в России, 1997, № 1 (прим. ред.).

Кучук-Ламбат. Старый ливанский кедр в приморской части парка.

рис, каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество...». Именно здесь великий поэт останавливался и прожил в окружении семейства генерала Николая Раевского почти три недели, которые впоследствии считал «счастливейшими минутами» своей жизни.

За прошедшие почти 200 лет гурзуфский парк сильно изменился: большинство деревьев той эпохи не сохранилось, их заменили более поздние посадки. Тем не менее местные жители укажут вам на величественный «пушкинский» кипарис, растущий за домом. А перед фасадом растет огромный раскидистый платан. Его также именуют «пушкинским» — он посажен в 1838 г., в годовщину гибели поэта.

Дом Ришелье сохранился до нашего времени. В нем размещается музей А.С.Пушкина, правда, теперь в нем не узнать того «воздушного дворца», о котором упоминали современники поэта. Он подвергся значительной перестройке следующими владельцами: новороссийским генерал-губернатором князем Михаилом Воронцовым, сенатором Иваном Фун-дуклеем, московским промышленником и меценатом Петром Губониным. В 1835-1840 гг. стараниями Фундуклея было посажено множество новых деревьев, построена оранжерея, площадка перед домом оформлена в виде террасы и украшена изящными мраморными вазами, фонтаном. Еще большие изменения внес последний владелец имения — Губонин. В

Цветущий олеандр.

парке, который уже тогда признавали роскошным, он построил семь гостиниц оригинальной архитектуры и установил пять фонтанов, два из которых — «Ночь» и «Рахиль» — сохранились.

Гурзуфский парк — один из интереснейших в Крыму. Здесь можно увидеть почти двухсотлетние экземпляры кипариса вечнозеленого (Cupressus semper-virens), дуба каменного (Quercus ilex), платана восточного (Platanus orientalis), лавра благородного (Laurus nobilis), а также другие экзоты, но не столь почтенного возраста: магнолию крупноцветковую (Magnolia grandiflora), секвойядендрон гигантский (Sequoia -dendron giganteum), кедры ливанский (Cedrus libani), гималайский (С. deodará) и атласский (С. atlantica), тисс ягодный (Taxus baccata), маслину европейскую (Olea europaea), мушмулу японскую (Eriobotrya japónica), сосны итальянскую (Pinus pined) и крымскую (P. pal-lasiana). Необыкновенно красивы затейливо подстриженные живые изгороди из лавра, самшита и калины вечнозеленой (Viburnum tinus). Подобные образцы топиарного искусства (т.е. фигурной стрижки деревьев и кустарников) не увидишь ни в одном другом парке Крыма. К чести теперешних хозяев нужно отметить его хорошее состояние, ухоженность, нали-

чие цветочного, хоть и скромного, оформления. Планировка этой части не отличается витиеватостью. От входа со стороны набережной основные дорожки плавно огибают террасу, на ней расположен бывший господский дом. К западу от него — небольшая роща итальянских сосен с ажурными зонтиковидными кронами. Под их сенью — округлый бассейн, центр которого когда-то украшал фонтан «Нимфа». К востоку от дома дорожки делят парковую зону на несколько куртин овальной формы.

Восточная часть парка намного больше по площади, оттого насаждения выглядят «фундаментальнее». Речка Авунда пересекает его с севера на юг, параллельно ей проложены и основные аллеи. Перпендикулярно им вольно бегут дорожки, уходя в глубь парка, где они выводят то к зданиям гостиниц, то к фонтанам, то к небольшим площадкам и полянам, зачастую украшенным скульптурами. Одна из таких дорожек пересекает парк с востока на запад, через мостик над речкой ведет к небольшой мраморной лестнице (прежде называвшейся венецианской). Она украшена парными мраморными львами, смотрящими на банановую рощицу в окружении величественных платанов, пиний и каштанов. Лестница завершается

Гурзуф. Пушкинский парк.

небольшой площадкой, в центре которой возвышается фонтан «Ночь» (или «Богиня ночи»), являющийся украшением всего парка. На противоположном, западном, берегу речки Авунды находится другой фонтан «Рахиль», тоже красивый, но ныне не действующий. Его окружает плотная стена насаждений, среди которых выделяется великолепная фотиния пильчатая (РИоНта яеггиЫа) — крупный кустарник, либо небольшое деревце с кожистыми листьями, сплошь покрывающийся в мае белоснежными соцветиями.

Огромные деревья (каштаны, пинии, кедры, платаны и др.) высотой до 30 м давно уже скрыли старинные здания гостиниц, некогда построенных Губони-ным. Здесь же, в западной части бывшего имения сохранился фрагмент оливковой рощи, в которой любил гулять Пушкин. Гурзуф

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком