научная статья по теме ПЕЙЗАЖНЫЙ КАМЕНЬ Физика

Текст научной статьи на тему «ПЕЙЗАЖНЫЙ КАМЕНЬ»

ПеизаЖныи камень

Ш.З.Гафуров,

кандидат геолого-минералогических наук

Е.Н.Дусманов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

С давних времен минералы и горные породы привлекали внимание людей не только практической ценностью, но и красотой, вызывающей неподдельный интерес и восхищение. Особое эстетическое наслаждение доставляют так называемые пейзажные камни. Они входят в наше сознание как первозданное творение природы.

К горным породам и минералам, создающим необыкновенные пейзажные и сюжетные композиции, относятся яшма, серпентинит, мрамор, скарн, известняк, офикальцит, агат, оникс, родонит и др.

Некоторые казанские геологи обладают уникальными частными коллекциями пейзажного камня, которые неоднократно выставлялись в Геологическом музее им.А.А.Штукенберга Казанского университета и в Государственном историко-архи-тектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский кремль».

Несмотря на широту геологических и физико-химических условий образования минералов и горных пород, пейзажные камни встречаются довольно редко. Их следует рассматривать как уникальное создание природы. Они сравнимы с фантастическими пейзажами японских художников или яркими полотнами импрессионистов.

Самые выдающиеся мастера эпохи Возрождения черпали в каменных пейзажах творческое вдохновение. Они любили их «ретушировать», добавляя к рисунку детали, «по небрежности» упущенные природой [1].

© Гафуров Ш.З., Дусманов Е.Н., 2013

Ост

$

«Рябина на склоне горы» (яшма учалинская, 80x130 мм).

Здесь и далее фото Ш.З.Гафурова

«Побережье Баренцева моря» (казахстанский моховой агат, 95х 140 мм).

Пейзажные камни, оформленные в виде картин, становятся украшением любой коллекции. У каждой такой картины два автора: природа, создавшая этот образ, и мастер-камнерез, открывший красоту камня, выбрав его из десятков распилов.

В статье представлены фотографии каменных картин из коллекции одного из авторов (Ш.З.Гафурова), которая целенаправленно собиралась с 1970 г. Рамки сделаны из серпентинита, доломита, стеатита, долерита и ангидрита.

«Ночь в Каракумах» (яшма орская, 77х110 мм).

Яшма, безусловно, — самый яркий представитель пейзажного камня. Она вобрала в себя почти все цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, а также черный и белый. Такой полной палитры у других горных пород и минералов нет. Точно и ярко написал о ней А.Е.Ферсман: «Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма. Все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме и переплетаются они иногда в сказочную картину» [2].

Наиболее богаты месторождения яшмы на Урале и Алтае. Яшмовый пояс Урала тянется с севера на юг более чем на 400 км, от окрестностей г.Миас-са (Челябинская обл.) до г.Орска (Оренбургская обл.). Здесь выделяются Аргаяшский, Верхне-Миасский, Северо-Ирендыкс-кий, Учалинский, Магнитогорский, Сибайский и Орский яшмовые районы [3]. Наиболее

разнообразны яшмы Орского р-на, где насчитывается свыше 200 ее разновидностей.

История орских яшм из месторождения Гора Полковник начинается с 1735 г., со времен закладки русской крепости на р.Орь. Отличительным свойством этих образцов считается редкое сочетание в них красного и черного.

Яшма — бесконечная цветовая игра. Краски переливаются и перетекают друг в друга, резко контрастируют, кружатся в праздничном хороводе, таинственно затихают [4]. Благодаря причудливой многоцветной окраске рождаются неповторимые пейзажи, вызывающие у каждого человека свои ассоциации. Яшма с месторождения Гора Полковник создает самые неожиданные сюжеты: мы видим то портрет мужчины — сердитый взгляд, острый нос, борода, соболий воротник, то парящую над волнами и скалами чайку.

Агат — самая красивая разновидность халцедона. Существуют разные версии происхождения названия камня: одни считают, что оно произошло от греческого слова «агатес» — счастливый; другие — от древнего названия р.Дирилло в Сицилии — Ахатес.

Месторождения агатов известны повсеместно (на Тимане, на Кавказе, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, на Чукотке, в Приморье и т.д.). Генезис их связан с вулканогенными комплексами пород — лавами и туфами. Агаты очень разнообразны по окраске. Существенную роль в их облике играет неоднородная просвечиваемость как отдельных цветовых полос, так и целых образцов. Моховые разновидности содержат черные, иногда красные дендрито-вые включения. В отличие от яшм, в пейзажных агатах преобладает спокойная, мягкая, утонченная и объемная «живопись», с передними и задними планами. Моховые агаты Казахстана создают изумительные пейзажи подводного мира и удивитель-

«Лесная чаща» (южноуральский серпентинит, 85х135 мм).

ные сюжеты с деревьями и кустарниками.

Родонит — силикат марганца — по праву считается одним из самых красивых минералов. Его название происходит от греческого слова «родон» — роза. Русский синоним названия — орлец. На Востоке родонит называют камнем утренней зари.

Минерал встречается в виде плотных, тонкозернистых масс. Кристаллы редки. Цвет розовый, ярко-розовый, малиновый до красного, красновато-бурый. Окраска стойкая. Цветовую гам-

му родонита определяет сочетание различных примесных, преимущественно марганцевых, минералов: тефроита, спессар-тина, родохрозита, сонолита и др. [5].

Уральский родонит связан с марганцевыми месторождениями (Кургановским, Баженов-ским, Малоседельниковским и др.) в вулканогенно-осадоч-ных породах. Знаменитое Ма-лоседельниковское месторождение было открыто в конце XVIII в., и начиная с XIX в. название небольшой уральской

«Лесотундра» (южноуральский офикальцит, 90х130 мм).

Микрофотографии серпентинита из карьера близ железнодорожной станции Бишкиль (Челябинская обл., Южный Урал). Слева — прожилок магнетита (Мт) в лизардите (Л); справа — прожилок лизардита с магнетитом в карбонатизированном (К) хризотиловом (Хд) серпентините. Прозрачные шлифы, поляризованный свет.

СО

деревеньки стало известно минералогам всего мира [5]. Изделия из уральского родонита прославили нашу страну на весь мир. На форуме Международной ассоциации ювелиров этот минерал был признан символом России. Из него изготовлены саркофаг императрицы Марии Александровны (супруги императора Александра II) весом около 7 т и торшеры высотой 280 см, украшающие парадную лестницу Эрмитажа. Там же находится и знаменитая овальная ваза диаметром 185 см и высотой 85 см. И конечно, нельзя не упомянуть станцию «Маяковская» Московского метрополитена, колонны которой облицованы родонитом.

Тонкие черные дендриты и прожилки гидроксидов и оксидов марганца образуют на розовом фоне неповторимые пейзажи. В них можно различить деревья на скалах, вечерний закат в горах и др.

Серпентинит — плотная горная порода, в состав которой

Литература

входят минералы из группы слоистого силиката серпентина (лизардит, хризотил и др.), а также примеси карбонатов. Она образовалась в результате серпентинизации ультраосновных магматических пород группы перидотита.

В России серпентиниты широко распространены на Урале, на Кавказе, в Саянах. Уральские образцы отличаются разнообразием цветовых оттенков. Богатство градаций зеленого цвета зависит от присутствия минеральных примесей. Серпентиниты Урала образуют интересные сюжетные композиции в виде цветочных полян и лесных чащ. На рисунке представлена картина из серпентинита, добытого в карьере близ железнодорожной станции Бишкиль Челябинской обл.

По результатам минерагра-фических и петрографических исследований этих образцов установлено, что темные полосы, создающие удивительные пейзажи на фисташково-зеленом

фоне, обусловлены присутствием магнетита (5—30%), связанного с более поздними прожилками лизардита и хризотила.

Офикальцит — метаморфическая горная порода, состоящая из кальцита и хризотила, обычно содержащая гнезда, пятна и прожилки серпентинита. Возникает в результате преобразования доломитовых пород. Цвет зеленоватый, серый, желтый, голубой. На Южном Урале находятся крупные месторождения офикальцита — Медведевское, Черешковское, Саткинское, Ба-кальское. Образцы очень красивы и нередко встречаются интересные картины.

Выставки пейзажного камня в Казани посетили десятки тысяч людей: школьники, студенты, жители республики и гости столицы. Многие, впервые увидев эти чудеса природы, были потрясены их красотой и притягательностью. Надеемся, что наши каменные картины вызовут интерес к старейшим наукам о Земле — геологии и минералогии.«

1. Эд А., Виар М. Минералы мира. М., 2001.

2. Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. Л., 1954.

3. Колисниченко С.В. Яшмовый пояс Южного Урала. Челябинск, 2007.

4. Аринштейн М.Б., Мельников Е.П., Шакинко И.М. Цветные камни Урала. Свердловск, 1986.

5. Авдонин В.Н. О камнях... Екатеринбург, 2011.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком