научная статья по теме Письма К. И. Невоструева архиепископу Филарету Биология

Текст научной статьи на тему «Письма К. И. Невоструева архиепископу Филарету»

история

HISTORY

ПИСЬМА К.И. НЕВОСТРУЕВА АРХИЕПИСКОПУ ФИЛАРЕТУ

Валеев Н.М.

Академия наук Республики Татарстан, г. Казань, Россия

В письмах профессора К.И. Невоструева, адресованных доктору богословия архиепископу Филарету, содержатся ценные сведения, существенно дополняющие творческие биографии ярчайших фигур в истории российской науки XIX столетия.

Ключевые слова: архиепископ Филарет; К.И. Невоструев; переписка.

LETTER TO K.I. NEVOSTRUEV ARCHBISHOP PHILARET

Valeev N.M.

Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

In the letters of professor K.I. Nevostruev addressed to D.D. Archbishop Filaret contains valuable information that is substantially complementary to the creative biography of the most prominent figures in the history of Russian science of the nineteenth century.

Keywords: archbishop Filaret; K.I. Nevostruev; correspondence.

Общение двух крупных ученых - профессора Капитона Ивановича Невоструева (1816-1872) и архиепископа Филарета (1805-1866), настроенных на достижение истины в изучении православных памятников старины, можно проследить по сохранившимся в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН нескольких невоструевских посланий архиепископу Филарету, в которых в полной мере проявляется степень участия ученых в современных им процессах научных изысканий. Наглядно видно из переписки и чисто дружеское, уважительное и доброе отношение корреспондентов друг к другу.

Капитон Иванович Невоструев (1816-1872), член-корреспондент императорской Академии наук, член Сербского ученого общества в Белграде, Югославянской Академии в Загребе, профессор-археограф, археолог, историк и филолог, открывший всему миру Ананьинский курганный могильник [2, 3].

Филарет (в миру Дмитрий Григорьевич Гумилевский, 1805-1866) -архиепископ Харьковский и Черниговский, богослов, патролог, библе-ист, доктор богословия, ректор Московской духовной академии, основатель академического журнала «Творения святых Отцов в русском переводе с прибавлениями духовного содержания». Филарет был членом Общества истории и древностей российских, действительным членом Императорского Русского географического общества, почетным членом Императорского Русского археологического общества, Копенгагенского общества древностей, Московского и Харьковского университетов, Киевской и Московской духовных академий, Императорской Академии наук. Преподаватель Казанской духовной академии Григорий Елисеев считал, что «...это был, можно сказать, единственный действительно ученый богослов в России, который как богослов-догматик, как богослов-историк, как богослов-археолог стоял если не выше, то никак не ниже знаменитых иностранных богословов, человек необыкновенно талантливый, всецело преданный науке» [4].

Большую известность принес Филарету его главный труд «История русской церкви», вышедший в пяти выпусках в Риге и в Москве в 1847-

1848 годах и многократно переиздававшийся. Из богословских трудов архиепископа Филарета в области патрологии наиболее значимым является «Историческое учение об Отцах Церкви», опубликованный в трех томах в 1859 году. До конца дней своих ученый архиепископ продолжал активную научную работу, и становится понятным, что Филарет - подлинный единомышленник К.И. Невоструева. Их общение - это общение двух крупных ученых, настроенных на достижение истины в изучении православных памятников старины. Разумеется, что чудовский сиделец был как воздух необходим Филарету, который сам не мог заниматься в библиотеке, поскольку служил далеко от Москвы.

В начале 1860-х годов Капитон Иванович писал своему именитому собеседнику об исполнении очередного поручения, о возникших в связи с ним проблемах. Сообщал московские новости - о передвижениях духовного начальства, об открытии в Москве публичной епархиальной библиотеки, о дополнительном финансировании Московской семинарии и другие.

«Простите меня, Ваше Высокопреосвященство, что так поздно доставляю, и притом из одной только рукописи Рум(янцева), требующиеся Вам выписки. Недавно только, и то весьма для немногих, разрешено в здешней Публ(ичной) библиотеке пользование рукописями впредь до полного разрешения. Препровождаемые при сем выписки сделаны из Синодика, скопированного новейшею рукою... Владыкою утверждено открытие в Москве публичной, духовной библиотеки, затрудняются теперь в выборе удобного для нее места, а также и в средствах к поддержанию. Светские предлагают в здании Публ(ичной) б(иблиоте)ки помещение и этой духовной, но наши опасаются, что она т(аким) о(бразом) сольется с публичною светскою и со временем отойдет в светское ведомство.» [1].

Примечательно четкое разделение на наших и не-наших духовенства и светских людей. Свое имущество церковные иерархи разместили, как ныне известно, в своем ведомстве, в Высокопетровском монастыре, боясь поглощения нового книжного фонда огромным фондом Румянцев-ской публичной библиотеки.

На помощь преосвященному К.И. Невоструев привлекал и своих московских коллег, которые имели доступ к необходимым Филарету документам, рукописям, редким изданиям. Так, 28 сентября 1864 года он сообщал о болезни В.М. Ундольского и объяснял, на всякий случай, как найти его квартиру, приехавшему в Москву архиепископу. «Вукол Михайлович явиться к Вам не может: он лежит, трудно боля, хотя духом и бодр. Дела разрядного архива - под его ведением. И он, кажется, хотя чрез помощника своего может помочь Вам, только требующихся Вам дел не может припомнить, да и я не умел, без книги, хорошо объяснить их.» [1].

В письме от 24 июля 1865 года К.И. Невоструев с первых строк информировал Филарета: «При сем честь имею препроводить к Вам требующееся Житие св. Филофея, в списке с Макарьевской Четьи-Минеи. В подлиннике довольно ошибок писца, да и самый язык автора отличается некоторыми особенными приёмами и формами. Если б у нас был другой список жития, кроме макарьевского: я бы сличил с ним; но его нигде не оказывается» [1]. Важным представляется нам высказывание чудовского ученого об отношении к раскольникам. «Новоприсо-единившиеся из раскольничьих архиереев с клириками, о. Пафнутий, о. Онуфрий, о. Филарет и др. доселе находятся в Чудове монастыре и радуют преданных истинной церкви. И я недавно с ними познакомился (вопреки своему правилу, всячески уклоняться от раскольников, не редко ко мне приходящих, а иногда пишущих) и даю им книги из своей домашней библиотеки. Но хотя и желал бы, не имею времени для свиданий и бесед с ними. Братец (Александр Иванович - Н.В.) покорнейше благодарит за Вашу добрую о нём память. За щедрое Ваше назначение в награду писцу приношу покорнейшую благодарность» [1].

Мелкие бытовые штрихи дают возможность отчетливее понять характер ученого. Увлеченный книжник и собиратель древних ценных рукописных книг, К.И. Невоструев тем не менее «рискует» давать свои сокровища жаждущим духовного просвещения раскольникам. С родным братом А.И. Невоструевым, профессором Вифанской духовной се-

минарии, протоиереем Московского Казанского собора, они регулярно общались. О своих помощниках, получавших за труды весьма скромное жалование, Капитон Иванович постоянно хлопотал перед вышестоящим начальством, желая материально поддержать их. В данном письме он радовался за премиальные, которые состоятельный архиепископ прислал для переписчика.

В конце 1865 года К.И. Невоструев отправил Филарету несколько книг в дар и говорил о своем открытии. «В Чудовской славянской рукописи XII в. открылось Слово св. Ипполита Римского об антихристе, подлинное. По представлению моему Высокопреосвященнейший Владыка мне же поручил издать это слово с моим русским в параллели древнему славянскому переводу и под обоими с греческим подлинным текстом. Побуждением к изданию, кроме древности славянского перевода и редкости Слова, служило более то, что оно своим несогласием и прямым противоречием совершенно подрывает подложное слово, хотя также с греческого у нас переведенное.» [1].

Но инициатива наказуема, и митрополит Московский Филарет ему же и поручил подготовить к печати важнейшую вновь найденную и изученную Невоструевым древнюю рукопись.

В последнем письме от 18 июля 1866 года Капитон Иванович вводил в курс московских духовных дел своего визави. Особенно волновали общество взаимоотношения православных и единоверцев, которые были далеко не простыми. Об этом писал и чудовский труженик. В ряды самих раскольников вносился раздор, и они в жарких дебатах схлестывались меж собой. Осторожненько высказывался К.И. Невоструев о предстоящей в Париже выставке: «На всемирную выставку фотограф(и-ческим) образом снимаются и в довольно большом виде замечательнейшие предметы Патриаршей ризницы. С(анкт-Петер)бургская комиссия о сем предписала было отпустить в Париж подлинником Мстиславово Евангелие!!» [1]. Он очень беспокоился за судьбу выдающегося памятника славянской письменности XII века, драгоценного не только по редкости и содержанию, но и по удивительному внешнему оформлению.

В целом же эти письма - живое свидетельство настоящего творческого горения людей, полностью посвятивших себя самоотверженному служению науке. Вызывает восхищение высокий уровень учебной и научной подготовки выпускников духовных академий. Их глубокие познания не только в церковной, но и в мировой и российской истории, обязательное знание нескольких иностранных языков, прекрасное владение русским литературным языком, а также не показушный патриотизм даже в начале XXI века удивляют. Любовь к родному пепелищу сызмала, с молоком матери впитывалась ими и вела их по жизни, не давая сбиться с истинного пути. К сожалению, в современном, насквозь потребительском обществе, преобладают чуждые, навязанные извне деградантские ценности, поклонение золотому тельцу. Хотелось бы верить, что Россия и в этой неравной борьбе, сохранит, спасет свои корневые духовные ценности, человеколюбие, сострадание.

Список литературы

1. Архив журнала «Русская старина» № 3444/2 // РО ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом). Ф. 265. Оп. 2. Ед. хр. 1759.

2. Валеев Н.М. К.И. Невоструев - выдающийся историограф города Ела-буги (к 130-летию со дня смерти) /

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком