научная статья по теме ПЛАТФОРМА «ДИАЛОГ ЕВРАЗИЯ» КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТУРЕЦКОГО ЕВРАЗИЙСТВА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПЛАТФОРМА «ДИАЛОГ ЕВРАЗИЯ» КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТУРЕЦКОГО ЕВРАЗИЙСТВА»

СТАНЕТ ИСТОРИЕЙ ЗАВТРА

ЮНУС НАДИ ШЕН

аспирант факультета гуманитарных и социальных наук, кафедры всеобщей истории Российского университета

Дружбы народов (Бурса, Турция)

Тел.: 8 (911) 230-38-36; E-mail: yunus.rtcc@gmail.com

В статье анализируется развитие евразийской доктрины в Турции, а также проводится сравнение между русским и турецким евразийством. Особое внимание автор уделяет так называемому «альтернативному евразийству», приверженцем которого является организация Платформа «Диалог Евразия». Приводится подробный анализ идеологии организации, выраженной в ее декларации. На сегодняшний день Платформа успешно развивается в Турции, а также близлежащих странах. Главным отличием ее от неоевразийства в России служит тот факт, что Платформа преследует исключительно гуманитарные и просветительские цели, не имея под собой политической подоплеки.

Ключевые слова: Евразия, евразийство, Турция, Россия, интеграция, идеология, внешняя политика.

ПЛАТФОРМА «ДИАЛОГ ЕВРАЗИЯ» КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ТУРЕЦКОГО ЕВРАЗИЙСТВА

Начиная с 90-х гг. XX в., понятие «евразийство» набирает все большую популярность в Турции. Этот термин стал широко использоваться не только в политической и культурной сфере, но и постепенно начинает охватывать все аспекты жизни общества, закрепляясь в умах людей как новая идеология. К примеру, в последнее время в Турции появились разного рода организации, такие как Евразийский выбор, Евразийская транспортная компания, Евразийское бюро переводов, Евразийский текстиль А. Ш., Евразийское интернет-кафе и т. д.

Но если в России сложилась единая евразийская традиция, которая зародилась в 20-х гг. ХХ в. (классическое евразийство), затем получила свое развитие в трудах Л.Н. Гумилева (60-80-е гг.) и на современном этапе переродилась в неоевразийство А.Г. Дугина, то в Турции существует множество школ, которые зачастую придерживаются противоположных взглядов. Среди них выделяют, как правило, левое евразийство, право-националистическое евразийство и так называемое альтернативное евразийство.

Альтернативной точкой зрения в турецком обществе, которая демонстрирует ценности евразийской идеологии, является концепция Евразийского диалога. Эта идея представлена в рамках организации Платформа «Диалог Евразия». Она призывает к сотрудничеству как в Евразийском регионе, так и во всем мире. Под термином «Евразия» здесь подразумевается классическое понимание этого географического пространства, которое включает в себя полностью территории Европы и Азии. Согласно воззрениям Платформы «Диалог Евразия», после распада коммунистического лагеря не осталось препятствий для сотрудничества в регионе и за его пределами. Это, в свою очередь, дает зеленый свет созданию единого евразийского пространства. Концептуальная основа Платформы «Диалог Евразия» заключается в поощрении культурного и интеллектуального потенциала Азии в Европе и мире. В частности, подчеркивается значимость недооцененной срединно-континентальной части Азии, которая в различные исторические эпохи служила культурным и цивилизационным центром мира. Основная задача Платформы «Диалог Евразия» - налаживание дружественных и союзнических отношений между странами для создания атмосферы сотрудничества и единого культурного пространства. В концепции Евразийского диалога не говорится о создании какого-либо нового политического объединения. Платформа «Диалог Евразия» призывает лишь к этнокультурному (гуманитарному) сотрудничеству1.

В настоящее время главным центром Платформы является город Стамбул. Это движение распространено в основном лишь в Турции и соседних странах. Идеология Платформы «Диалог Евразия» прописана в ее декларации, где указаны основные цели организации. Самыми важными в декларации являются следующие положения:

1) Главная цель организации - создание условий для диалога, понимания, согласия и мира. Все действия Платформы направлены на достижение этой цели;

2) Платформа «Диалог Евразия» - это движение, основанное на общественных и добровольных началах;

3) Платформа «Диалог Евразия» опирается на сотрудничество и выработку совместных действий;

4) Платформа «Диалог Евразия» - это надполитиче-ское образование, и ее действия не направлены прямо или косвенно на подрыв устоев государства и общества;

5) Действия организации направлены на усовершенствование отношений на основе взаимоуважения, справедливости, толерантности между народами, этносами и отдельными людьми;

6) Отталкиваясь от принципа научного познания и человеческой природы, Платформа «Диалог Евразия» действует в рамках соблюдения норм отдельно взятого государства, общества и конфессии;

7) Все вышеупомянутые положения устава Платформы «Диалог Евразия» открыты для обсуждения со всеми странами и народами мира2.

В Турции Платформа «Диалог Евразия» с каждым годом привлекает к себе все больше внимания местной интеллигенции, тем самым расширяя и закрепляя свои позиции в стране. На собраниях и конференциях Платформы происходит налаживание контактов со СМИ, обсуждается улучшение сотрудничества между представителями интеллигенции разных стран, устанавливаются культурные связи между государствами, планируются публикация и распространение книжной продукции, а также организация совместных симпозиумов, выставок и т.д. На встречах организации в основном присутствует интеллигенция стран-участниц: ученые, писатели, редакторы газет, представители различных партий, руководители научно-исследовательских институтов и т.д. Среди них такие известные люди, как Чингиз Айтматов, Олжас Сулейменов, Мухтар Саханов, Ростислав Рыбаков, Анар Рзаев, Гиули Аласания, Ильбер Ортайлы, Кемаль Карпат, Бурса Ерсан-лы, Умит Мерик и др. Кроме непосредственного активного участия в деятельности организации некоторые из них занимаются продвижением идей Платформы «Диалог Евразия» у себя на родине.

Следует отметить, что не все участники Платформы «Диалог Евразия» сходятся во мнении о ее задачах и целях. К примеру, Рабият Асланова (заместитель руководителя Национального Комитета Азербайджана, депутат Милли Меджлиса) убеждена, что Платформа «Диалог Евразия» является наследником философии Али-бек Гу-сейнзаде, Зия Гекальпа и Джемаль-ад-Дина аль-Афгани, в которой прослеживаются идеи пантюркизма.

В свою очередь позиция Рабият Аслановой в корне противоречит основным положениям декларации Платформы «Диалог Евразия». Да и само название «Евразийский диалог» уже говорит об умеренных целях этой организации.

Юнус Нади Шен

131

Главный координатор Платформы Эркам Туфан Айтаф в своем интервью еженедельной газете «Акэ1уоп» описал свои взгляды на роль организации. Он заявил, что Евразийский диалог выступает заидею глокализации д!окаШк (д1оЬаШк+1окаШк)3, т.е. процесс, который включает в себя одновременно глобализацию и локализацию. Эркам Туфан объяснил это понятие как обеспечение защиты прав человека, снятие цензуры, свободу мысли по образу западных аналогов (д!оЬаШк) и в то же время стремление к культурно-экономическому сотрудничеству в Евразийском регионе (!окаШк). Весьма интересно, что с данным видением ориентации Платформы «Диалог Евразия» можно найти немало параллелей в модели турецкой государственности. Ведь в обоих случаях делается акцент на синтезе западных и восточных факторов. Говоря о Платформе «Диалог Евразия», Эркам Туфан просит не путать это движение с евразийством Александра Дугина. Данная организация нацелена лишь на культурно-экономическое сотрудничество внутри региона и исключает какой-либо политический аспект4.

Наиболее известным изданием, которое выпускает Платформа «Диалог Евразия», является журнал «Диалог Евразия». Он выходит на турецком и русском языках. Издание посвящено разнообразной тематике: культуре, музыке, спорту, кинематографии, политике, социальной сфере и т.д. Авторами рубрик и статей не всегда выступают профессиональные журналисты. Среди них нередко встречаются актеры, певцы, писатели, политики и др. Таким образом, журнал носит познавательный характер, главной его целью является ознакомление читателей из разных стран с культурными, социальными, историческими и другими особенностями друг друга. Однако, несмотря на это, в журнале разрабатывается и более серьезная научная проблематика. К примеру, тут публикуют свои мысли такие известные турецкие интеллектуалы, как Ильбер Ортайлы, Кемаль Карпат, Шериф Мардин, Халит Рефиг, Мете Тунджай, Бурса Ерсанлы и другие.

Вначале в журнале «Диалог Евразия» часто публиковались различные статьи, посвященные политике и геополитике. На этой волне издавались работы Бурса Эрсанлы и Ченгиза Окмана. В своих работах названные авторы часто ссылались на евразийство и пытались связать это понятие с Платформой «Диалог Евразия». В этих публикациях евразийское пространство представляется как регион, включающий в себя территорию Европы и Азии. На фоне разнообразных трудов о евразийстве часто публиковались работы, посвященные внешней политике Турции и России, а также отношениям этих двух стран между собой. Евразийство России рассматривалось в контексте имперских амбиций страны в регионе, в то время как турецкое евразийство описывалось как еще не сформированная концепция внешней политики. В публикациях, посвященных российскому евразийству, говорится, что последнее пренебрегает факторами культуры и личности и делает упор на экономические или глобальные аспекты. Авторы связывают это с фактом соперничества России и США и защитой своих интересов в регионе. Также авторы не обходят стороной изучение особенностей российского евразийства. Б. Эрсанлы и Ч. Окман проводят параллели между российским евразийством и панславизмом, напоминая, что данные термины возникли в России в один исторический период и значительно повлияли на развитие друг друга. Отталкиваясь от этого опыта, в последнее время в Турции появляются новые направления евразийства, связанные с пантюркизмом, утверждают авторы5.

Другой же мыслитель, профессор истории Кемаль Карпат, в отличие от концепции Платформы «Диалог Евразия», дает иную трактовку этого географического пространства. Свой взгляд он отражает в статье «Евразия с позиции Турции»6. Евразия,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком