научная статья по теме ПО ДОЛИНАМ И ВЗГОРЬЯМ КОМОДО И ФЛОРЕСА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПО ДОЛИНАМ И ВЗГОРЬЯМ КОМОДО И ФЛОРЕСА»

ПУТЕШЕСТВИЯ, ВСТРЕЧИ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ

В последнее время для наших соотечественников Индонезия по большей части ассоциируется с Бали и его песчаными пляжами и блюдами из морепродуктов. Между тем, в этой огромной стране-архипелаге есть немало мест, достойных внимания. К их числу относятся два небольших острова, где до сих пор обитают доисторические рептилии -вараны. Хотя путь в эти края, находящиеся на восточном краю Индонезии,неблизкий, путешествие полностью окупается массой полученных впечатлений.

В.Ф. УРЛЯПОВ

Кандидат исторических наук

Путь нашей небольшой группы российских туристов в «парк мезозойского периода» начался с близлежащего острова Флорес.

Путешествие по Флоресу обычно начинается с прибытия в городок Лабуан Баджо, расположенный на западной оконечности этого далекого индонезийского острова. Этот населенный пункт когда-то был основан представителями народности баджо, морскими кочевниками, бороздившими воды обширного индонезийского архипелага. Но и здесь, на краю света, в крошечном аэропорту, нас неожиданно встречают соотечественники из Кемерово, прибывшие сюда, увлеченные дайвингом.

Путь из аэропорта в отель пролегает по узкой ухабистой дороге, монополизированной гуляющими тощими козами и низкорослыми собаками неизвестной породы. За чахлыми живыми изгородями скромно прячутся неказистые дома. Невольно возникает мысль, стоило ли лететь так далеко, чтобы лицезреть подобную картину.

Неожиданно глаз радует здание отеля. Из регистрационной книги явствует, что, помимо нашей небольшой группы, здесь нашли временное прибежище полдюжины голландцев и австралийцев. Душу согревает и то, что на следующий день запланирована поездка на заповедные острова

Комодо и Ринча, где обитает знаменитый варан, крупнейший в мире ящер, ровесник мезозойской эры.

Еще затемно отправляемся в морской вояж на моторном катере. Четыре часа путешествия пролегают мимо десятков больших и маленьких островов. Здешний климат отличается засушливостью. Лишь по кромке береговой линии зеленеют мангровые заросли. В общей картине доминируют синий цвет морской воды с зеленоватыми отмелями, бронзовый отлив островов и ослепительная голубизна неба.

Катер приближается к пустынному причалу национального парка Комодо. Открывающаяся панорама покрытого густой тропической растительностью острова выгодно отличается от его засушливых соседей. Немногочисленные местные жители о. Комодо, владеющие особым говором, в основном заняты рыболовством и сбором прибрежных моллюсков. Поскольку нацио-

нальный парк Комодо внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, разведение риса и других продовольственных культур на острове запрещено. Основные продукты питания и пресная вода доставляются в единственную на Комодо деревню по морю.

Дальнейший путь лежит к острову Ринча. Причалив к берегу, направляемся к деревне по истерзанной зноем долине, пересекаемой стаей низкорослых обезьян, покрытых зеленой шерстью. Обезьянье племя явно искало источник водопоя.

На исходном пункте нового похода в лес нас встречает словоохотливый служитель. Он с удовольствием позирует на фоне развешанных черепов и рогов животных, якобы съеденных местными варанами. На вопрос, чем питаются вараны, проводник коротко отвечает - мясом, добавляя,

На островах Комодо и Ринча обитает варан - крупнейший в мире уникальный ящер, ровесник мезозойской эры.

что недавно один из многочисленных местных варанов завалил дикого лесного буйвола. Опасность представляют не столько острые зубы варана, сколько содержащаяся в его пасти ядовитая слюна, приводящая к медленной смерти жертвы.

ЦВЕТУЩИЙ ОСТРОВ

Дальнейший маршрут пролегал непосредственно по Флоресу. Предполагалось проехать порядка 600 км по трансфлоресскому шоссе, проложенному в 19251935 гг. под руководством голландских инженеров. Всего же остров протянулся с запада на восток на 750 км при максимальной ширине в 350 км. По своим внешним очертаниям Флорес напоминает скорпиона, изготовившегося для нанесения смертельного удара.

Нынешнее название - Флорес («цветущий») остров, лежащий в центральной части Малых Зондских островов, получил от португальского мореплавателя Антониу ду Абреу. В 1512 г. его корабли, искавшие проход к Молуккским островам, бросили якорь у северовосточного побережья острова в районе нынешнего портового города Маумере. Португальцы не стремились к колонизации острова. Он представлял интерес как перевалочный пункт на пути к Молуккам, «островам пряностей».

Сейчас Флорес - самый католический остров Индонезии. Собор в г. Рутенг.

Флорес был отдан в распоряжение католических миссионеров, активно занявшихся крещением туземного населения. На этом поприще особенно преуспели иезуиты. Именно ими была построена первая католическая церковь в районе Маумере. Неоднократно перестроенная, каменная церковь Св. Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, является ныне главной достопримечательностью пригорода Маумере. Сейчас Фло-рес - самый католический остров Индонезии.

На полпути из Лабуан Баджо в Рутенг внимание туристов привлекает пещера Лианг Буа. Она получила известность в сентябре 2003 г., когда индонезийские и австралийские антропологи обнаружили здесь окаменелые останки древнего человека-карлика, получившего название «флорес-ский человек». Ценная находка, возраст которой около 12 тыс. лет, была отправлена в Джакарту для дальнейших исследований.

Когда ученые по фрагментам черепа и костей восстановили предполагаемый облик «флорес-ского человека», то обнаружили, что его рост не превышал одного метра. При этом он был пропорционально сложен, а смерть настигла его в зрелом возрасте. «Хоббит», как окрестили карлика, ходил на двух ногах и пережевывал пищу так же, как это делает человек разумный. Иными словами, он не был обезьяной. В то же время у «хоббита» были более длинные руки, более массивная лобная кость, покатый лоб и отсутствовал подбородок. И все же флорес-ский карлик имел много общего с homo sapiens. Ученые полагают, что загадка доисторического человека будет разгадана, если удастся извлечь ДНК из его останков.

Преодолев узкий серпантин дороги, мы прибыли в город Рутенг, который встретил нас горной прохладой. Неожиданно нашу группу размещают в женском католическом колледже Св. Марии, имеющем наряду с учебными корпусами небольшой отель, предназначенный для отдельных постояльцев. Нам оказывают самый радушный прием, при этом вежливо

рекомендуют не проявлять излишнего любопытства и не заглядывать в определенные помещения. Внутренние покои поражают стерильной чистотой и особой аурой покоя особенно на фоне раздающегося церковного пения.

Во время завязавшейся беседы приставленная к нам сестра рассказала, что колледж обосновался в Рутенге несколько лет назад после переезда с Южных Филиппин. Закончив учебу, выпускницы направляются для пасторского служения в другие католические учебные заведения и благотворительные организации не только в Индонезии, но во многие другие страны, вплоть до Мадагаскара и Мексики. Колледж пользуется покровительством Ватикана, католических церквей Нидерландов и Польши. В ходе беседы разговор как бы невзначай переходит к различиям между католической и русской православной церквями. Собеседница явно оживилась, узнав, что в канонах православия не предусмотрен обет целибата*.

Изрядно повиляв по взгорьям и долинам, на третий день путешествия попадаем из мира католицизма в архаичную атмосферу деревни народности манггарай. В плане она выглядит как прямоугольник, в центре площадь, обложенная по периметру мегалитами**. Здесь размещены невысокие грибообразные сооружения, символизирующие мужское и женское начало, а также бамбуковые приспособления для жертвоприношений. В дальней узкой стороне прямоугольника расположен общественный дом, где главы семейств сообща принимают решения по текущим делам. По широкой - расположились жилые дома прямоугольной конструкции с двускатной крышей. Стены сделаны из бамбука, крыши покрыты пальмовыми листьями.

Мужчин деревни не видно: все они, очевидно, заняты на рисовых полях. Единственным представителем сильного пола оказался старик, у которого от жевания бетеля и курения табака губы приобрели яркую оранжевую окраску. Женщины трудятся над изготовлением традиционного домотканого полотна - сиката, либо заняты ручным размалыванием

* Обет безбрачия католического духовенства.

** Мегалиты - сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного

74 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 2 • 2009

кофейных зерен. Кофе и гвоздика - единственные товары, экспортируемые из деревни.

Далее путь ведет через неприметный поселок Баджава в направлении города Энде, одного из крупнейших населенных пунктов Флореса. Спустившись с гор, двигаемся вдоль побережья моря Саву. Гид поясняет, что эта округа знаменита производством арака, местного самогона. Дабы удостовериться в справедливости его слов, останавливаемся у одного из придорожных домов. Приветливый хозяин приглашает войти во двор, где под навесом обнаруживаем дровяную печь, снабженную массивными медными емкостями. По длинной латунной трубке, выполняющей роль змеевика, конечный продукт капает в пластиковую бутылку. Хозяин приглашает продегустировать его, для демонстрации крепости «огненной воды» поджигает несколько капель. Он же поясняет, что исходным сырьем служит сок арековой пальмы, собираемый на утренней заре. После трехдневной ферментации жидкость перегоняют. Крепость первача достигает 55 градусов, а стоимость пол-литровой бутылки - 20 тыс. рупий (примерно 2 долл. США). Владелец производства поясняет, что сам он редко употребляет изготовленный продукт, но клиентов у него вполне достаточно.

Следуя дальше по южному берегу острова, минуем участок, где местные жители собирают камни зеленоватого цвета. Предположительно, они образовались в результате взаимодействия вулканического пепла и морской воды. Камни сортируют и затем используют в качестве строительного и поделочного материала. Часть материала идет на экспорт в Японию.

Въезжаем в Энде, главный город южного побережья Флореса. Первыми европейцами, появившимися в этом старинном порту, были португальцы. В 1556 г. они построили

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком