научная статья по теме ПО ГОРАМ И ПУСТЫНЯМ Науковедение

Текст научной статьи на тему «ПО ГОРАМ И ПУСТЫНЯМ»

ПО ГОРАМ И ПУСТЫНЯМ

Кандидат географических наук Ольга ЛАВРЕНОВА, Международный Центр-Музей Рерихов (Москва)

В 1924-1928 гг. известный отечественный художник, мыслитель, археолог, инициатор движения в защиту памятников культуры Николай Константинович Рерих совершил путешествие в Центральную Азию, ставшее новым этапом изучения

ее географии, археологии, лингвистики, этнографии. Разделили с ним нелегкую дорогу и труд исследователя жена Елена Ивановна и старший сын востоковед Юрий Николаевич.

Маршрут первой половины экспедиции пролегал по местам, где уже побывали наши путешественники Николай Пржевальский (почётный член Петербургской АН с 1878 г.), Михаил Певцов, геолог и географ Владимир Обручев (академик АН СССР с 1929 г.) и другие: через область Кашмир на северо-западе полуострова Индостан, горы

Каракорум, Куньлунь, реку Кашгар, китайский город Урумчи и пустыню Джунгария к озеру Зайсан, что на востоке Казахстана.

Николай Константинович Рерих. Монголия. 1927 г.

Рерихи начали путь с Гималаев — высочайших гор нашей планеты, знакомство с которыми состоялось в небольшом княжестве Сикким на севере Индии. Николай Константинович тогда записал в путевом дневнике: «Сюда шли великие отшельники, ибо где же в два перехода можно подняться от тропической растительности до вечного снега. Все стадии напряжения сознания здесь». Сверху взирала гора Канченджанга (8585 м), у одной из пяти глав которой, по преданию, находится вход в священную Шамбалу

(мифическая страна в Тибете или окрестных регионах, упоминаемая в нескольких древних здешних текстах). Художник запечатлел величественную вершину на восходе и закате солнца, в разных ракурсах и погодных условиях, а также создал «портреты» соседних — Кабру (7338 м), Пандим (6691 м) и Джомолунгмы (или Эверест; 8848 м).

В Сиккиме Рерихи собрали этнографические коллекции и предметы тибетского искусства, в частности танки (по возвращении из экспедиции Юрий Ни-

Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи во время Центрально-Азиатской экспедиции.

Канченджанга.

Художник Николай Рерих. 1944 г.

колаевич издал фундаментальную монографию «Тибетская живопись», куда включил их описание)*, и в марте 1925 г. прибыли в историческую область Кашмир, издавна известную как перекресток торговых путей. Над ним возвышалась неприступная Нанга Парбат (8125 м) с почти отвесными склонами. Ху-

*Танка (тхангка) — изображение преимущественно религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и клея (прим. ред.).

дожник неоднократно писал мощный силуэт горы, видимый издалека, через все перевалы и отроги, озеро вблизи нее, овеянное легендами о нагах — полулюдях-полузмеях, хранителях мудрости.

Затем через перевал Зоджи-ла (3529 м) экспедиция двинулась в Ладакх — область между хребтом Куньлунь и Гималаями. В ее столице Ле путешественники гостили во дворце бывшего короля Ладакха, посетили близлежащие монастыри, записали сказания о странствиях Иисуса Христа. Николай Константино-

Песнь о Шамбале. Художник Николай Рерих. 1943 г.

вич запечатлел буддийские храмы, крепости, горы, долину реки Инд — так родилась серия картин «Святыни и твердыни»; Юрий Николаевич продолжил изучение искусства, в частности кашмиро-тибетской деревянной скульптуры.

В конце сентября 1925 г. Рерихи направились дальше на север. Тяжелейший маршрут — пять высокогорных перевалов — прошли за 12 дней. Преодолев последний, Каракорум (5575 м), Николай Константинович записал в дневнике: «грустно спуститься с гор. Ведь не может дать пустыня того, что нашептали горы. На прощанье горы подарили нечто необыкновенное. На... самой последней скале, к которой мы еще могли прикоснуться..., в Китайском Туркестане, на глянцевито-коричневом массиве скалы... светлыми силуэтами... горные козлы с огромными крутыми рогами..., ритуальные танцы, хороводы и шествия верениц людей. Это именно предвестники переселения народов. И был какой-то особый смысл в том, что эти начертания были оставлены на границе в горное царство. Прощайте, горы!».

В Хотане (Китай) караван, задержанный местными властями, простоял до конца января 1926 г. Дальше лежал трудный и опасный путь через западные провинции страны, горячую Такла-Макан — одну из крупнейших песчаных пустынь мира, затем вдоль южных предгорий Тянь-Шаня. В начале лета того же года Рерихи отправились в Москву, чтобы передать руководителям СССР послание Махатм* Востока, предлагавших духовную помощь молодому государ-

*Махатма — человек, достигший высокого духовного знания (прим. ред.).

ству. А в июле-августе — снова встреча с горами — изобильным Алтаем. Эта, вторая, часть экспедиции стала новой страницей в исследовании Центральной Азии: путешественники пересекли с севера на юг Тибетское нагорье, Гималаи и вышли к Индии, пройдя свыше 25 тыс. км через 2 пустыни, 35 высокогорных перевалов, многие из которых на тот момент отсутствовали на географической карте.

На Алтае Рерихи остановились в селе Верхний Уй-мон, где опять услышали предания о заповедной стране духа, в которую уходили искать староверы, называвшие ее Беловодьем. В основе сведений о ней «лежит сообщение из буддийского мира. Тот же центр учения жизни перетолкован староверами», — писал впоследствии Николай Константинович, имея в виду вышеупомянутую тибетскую Шамбалу. Несколько раз на полотнах Рериха, в том числе и на картине «Победа», написанной почти через два десятилетия после прохождения этого маршрута, уже в годы Великой Отечественной войны, появляется алтайская священная гора Белуха, очаровывавшая чистотой нетронутых снегов. Но исследователей вновь манили далекие Гималаи.

Экспедиция направилась в столицу Монголии Улан-Батор, где художник подарил правительству страны картину «Великий всадник» («Ригден Джапо — Владыка Шамбалы»). Здесь Рерихи провели зиму 1926-1927 г., готовясь в дальнюю дорогу. Их маршрут пролегал через монастырь Юм-Бэйсэ, хребет Аньси, урочище Шара-хулусун, и под впечатлением увиденного Юрий Николаевич констатировал: «островные оазисы..., расположенные в горных массивах мон-

гольской Гоби, представляют большой интерес как центры расселения кочевого населения в гобийских районах и в древности играли значительную роль в жизни кочевых государственных образований».

Николай Константинович, пройдя этот участок пути, сделал следующие выводы: «Район Монголии и Центральной Гоби ожидает исследователей и археологов... Область так обширна, что не одна и не две, а множество экспедиций с трудом покроют ее. По пути мы встретили прекрасные образцы оленьих камней, высоких менгирообразных* гранитных и песчаниковых глыб, иногда орнаментированных. Также мы встретили ряд нераскопанных курганов большой величины и очень заботливого устройства. Курганы были по основанию окружены систематичным рядом камней; на вершине также были камни. Около кургана, образуя как бы второй ряд, виднелись небольшие каменные возвышения. Особенно интересны были каменные бабы, совершенно того же характера, как каменные бабы южно-русских степей».

Июнь и июль 1927 г. Рерихи провели на берегу реки Шарагол, проделав за это время несколько выла-

*Оленьи камни — памятники позднего каменного века — плиты и скалы, покрытые стилизованными изображениями оленей, человеческих и других фигур; менгир — грубо обработанный камень, вертикальные размеры которого заметно превышают горизонтальные (прим. ред.).

зок в песчано-солончаковую пустыню Цайдам и собрав лингвистический материал по монгольским наречиям. Затем мимо озера Дабасун-нур (Давасан-нур), по реке Нэйчжи-гол они вышли к пограничной реке Дричу, отделяющей Монголию от Тибета, и перебрались на противоположный берег. Следующим этапом стал переход через перевал Тангла (4993 м) — по легендам, местопребывание 33 богов и духов, впоследствии не раз запечатленный на картинах Николая Константиновича.

В октябре 1927 г. на высокогорном плато Чантанг местные чиновники остановили караван и фактически обрекли его на гибель. Долгие пять зимних месяцев пришлось провести в невыносимых условиях на высоте свыше 4000 м, погибли несколько человек из сопровождения и едва ли не все животные. Но невежество бюрократов не могло затмить красоту высокогорий и сломить дух путешественников. Художник писал пейзажи, его сын собирал материал о кочевниках племени хорпа. В монастыре Шаруген, где прошла часть зимовки, они нашли собрание писаний тибетского добуд-дийского шаманизма. Кроме того, открыли интересные памятники: менгиры, кромлехи (несколько поставленных вертикально продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей), каменные могилы, курганы, где обнаружили предметы с орнаментом в «зверином» стиле, и др.

Нанга Парбат (Долина у снежных гор). Художник Николай Рерих. 1935-1936 гг.

Перекресток путей Христа и Будды (Ступа в Ше). Художник Николай Рерих. 1925 г.

Когда заточение закончилось, путешественникам предписали отправиться в Индию в обход столицы Тибета Лхасы. Караван двинулся через район Великих тибетских озер и Трансгималаи. Это был малоисследованный район с любопытными археологическими находками. Об одной из них, в урочище До-ринг, к югу от озера Панггонг, Николай Константинович писал: «Вы можете представить себе, как замечательно увидеть эти длинные ряды камней, эти каменные круги, которые живо переносят вас в Кар-нак, в Бретань, на берег океана. После долгого пути доисторические друиды вспоминали свою далекую родину... Во всяком случае, это открытие завершило наши искания следов движения народов».

С перевала Сангмо-бэртик (7000 м) Рерихи увидели долгожданные Гималаи. А пройдя долиной Цанг-по (верховье священной реки Брахмапутры) в мае 1928 г. прибыли в Сикким, откуда и начиналось их путешествие. Завершилась реализация грандиозного проекта, все участники которого внесли вклад в мировую культуру и науку. Они провели исследования по истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии (Юрий Николаевич, в частности, не раз отмечал несоответствие имевшихся тогда карт региона реальным караванным путям и местонахождениям перевалов). Кроме

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком