научная статья по теме ПО СЛЕДАМ МЕРВАРТОВ СТО ЛЕТ СПУСТЯ: КОЛОМБО И ГАЛЛЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПО СЛЕДАМ МЕРВАРТОВ СТО ЛЕТ СПУСТЯ: КОЛОМБО И ГАЛЛЕ»

ПО СЛЕДАМ МЕРВАРТОВ СТО ЛЕТ СПУСТЯ:

КОЛОМБО И ГАЛЛЕ

И.Ю. КОТИН

Доктор исторических наук МАЭ РАН (Кунсткамера, СПб)

Ключевые слова: экспедиция на Цейлон (Шри-Ланку), А.М. и Л.А.Мерварты, Коломбо, Галле

Собрания известнейших музеев мира, к коим по праву относится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (МАЭ РАН), не создавались единовременно. В основу первого музея России, учреждённого Петром I в Санкт-Петербурге в 1714 г., легла коллекция, собранная самим императором. На протяжении веков собрание музея пополнялось усилиями ученых-энтузиастов, совершавших длительные и часто опасные экспедиции, чтобы собрать образцы культур народов мира. К числу таких энтузиастов относятся Александр Михайлович Мерварт и Людмила Александровна Мерварт, сто лет назад предпринявшие этнографическую экспедицию на Цейлон/Шри-Ланку и значительно пополнившие индийскую коллекцию музея.

Столетие спустя ученые МАЭ РАН организовали экспедицию по следам Мервартов.

В мае 1914 г. великие энтузиасты отечественной науки А.М.Мерварт и Л.А.Мер-варт отправились в большую этнографическую экспедицию на Цейлон и в Индию.

И Цейлон, и большая часть Индии в тот период управлялись британской колониальной администрацией. Культурные связи Цейлона и Индии были крепки с незапамятных времен. Неудивительно, что свою поездку на Цейлон Мерварты воспринимали как прелюдию к дальнейшей экспедиции в Индию.

Их поездке предшествовала серьезная подготовительная работа. Они занимались изучением древнеиндийского языка санскрита. А.М.Мерварт изучил индийские коллекции музеев Германии, особенно - этнографические собрания Мюнхена и Берлина. В Санкт-Петербурге участники будущей экспедиции консультировались с видными российскими учеными - С.Ф.Ольден-бургом и Ф.И.Щербатским.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 13-01-00168.

Энергичный директор Императорской Кунсткамеры - Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого В.В.Радлов искал спонсоров экспедиции и нашел таковых в лице предпринимателей и меценатов Шайбле-ра и Игнатьева.

А.М.Мерварт и Л.А.Мерварт прибыли в Коломбо 25 мая 1914 г. Исследователи первым делом приступили к изучению коллекций Коломбского Музея. При этом они начали также изучение двух основных языков населения острова. Л.А.Мерварт занялась изучением сингальского, а А.М.Мерварт - тамильского языка. Из Коломбо они отправились в Галле, Негомбо, позднее - в Кан-ди. Недалеко от этого города в деревне Ампития Л.А.Мерварт поселилась в доме местного старосты, крупного помещика, что позволило ей лучше изучить традиционный быт и культуру сингалов.

В конце января 1915 г. Мер-варты переехали в Индию, где продолжили сбор коллекций и изучение местных языков и культур. В Индии они находились до

1918 г. Оттуда они отправляли свои коллекции в Петербург/Петроград морем, а затем сами с наиболее ценными этнографическими коллекциями, собранной на Цейлоне и в Индии научной библиотекой и фотоматериалами отправились в Россию на русском грузовом пароходе «Евгения».

Не без приключений (в Рангуне судно и экипаж были арестованы) ученые добрались до Владивостока, но из-за трудностей периода гражданской войны российские исследователи в Ленинград попали только в 1923 г.

По свидетельству самих Мер-вартов, им удалось привезти в Ленинград 5575 этнографических предметов, 975 позитивов, 1500 негативов и около 800 томов книг. Собранная ими коллекция составила основу современной экспозиции МАЭ (Кунсткамера) «Народы Южной Азии». Их вклад в отечественную индологию и этнографию трудно переоценить.

К столетию этнографической экспедиции Мервартов сотрудники МАЭ РАН при поддержке РГНФ приступили к исследова-

№4 2015 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 69

тельскому проекту «Экспедиция МАЭ на Цейлон и в Индию в 1914-1918: История, Коллекции. Научное наследие», в рамках которого предполагалось посетить те пункты в Шри-Ланке и Индии, в которых побывали Мерварты, сравнив, по возможности, увиденное ими и участниками исследовательского проекта.

Первым этапом экспедиции сотрудников МАЭ РАН по следам Мервартов стало посещение Шри-Ланки. Н.Г.Краснодемб-ская, Е.С.Соболева и автор статьи начали с изучения коллекций Национального музея Шри-Ланки (бывшего Коломбского музея). Затем каждый из участников проекта приступил к изучению отдельных городов и объектов, некогда исследованных Мерварта-ми. Автор искал следы Мервар-тов в Коломбо и Галле.

КОЛОМБО

Найти первый адрес Мервар-тов в Коломбо было несложно. На момент их прибытия в Коломбо европейцев обслуживали только два отеля главного города Цейлона: «Галле фейс» (основан в 1864 г.) и «Гранд Ориентал», перестроенный в 1875 г. из казармы колониальных войск и расположенный прямо напротив порта Коломбо. В нем первоначально и поселились Мерварты. Старейшая гостиница города «Галле фейс» обладала определенной привлекательностью для них, это был своеобразный клуб с библиотекой, место встречи путешественников, они там бывали.

Иностранцев в Коломбо начала ХХ в. было немало. Останавливались в этих гостиницах

A.П.Чехов и И.А.Бунин. Бывали здесь и другие именитые путешественники. Коломбо в это время был портом, куда заходили российские суда по пути следования из европейской части на Дальний Восток и обратно. Согласно отчету российского вице-консула

B.К.Шнейдера, в начале ХХ в.

еженедельно через Коломбо проходило до 2 тыс. человек русских.

Почти сразу Мерварты приступили к изучению местных музейных коллекций. В своем отчете о командировке они отмечают, что выбор Коломбо в качестве начального пункта экспедиции определялся «богатством хотя и несистематических коллекций Ко-ломбского Музея». Сейчас бывший музей Коломбо (или «ко-ломбский музей» - в письмах Мервартов) разделен на две части - Национальный музей и Музей естественной истории.

Национальный музей сохранил за собой помещение и основные экспозиции Коломбского музея, считаясь его наследником. Таким образом, современный Национальный музей - старейший и крупнейший музей Шри-Ланки. В его экспозиции предпринята попытка дать представление о всем культурном богатстве и истории этого островного государства.

Туда и направились участники экспедиции по следам Мер-вартов. Национальный музей в Коломбо теперь входит в национальную систему музеев, состоящую из двух десятков учреждений по всей стране, а естественно-научные коллекции, давшие когда-то музею прозвище «Кату-ге» - «Дом скелета», теперь располагаются в современном здании по соседству, так что большое побеленное здание колониальной архитектуры хранит теперь только археологические, этнографические и нумизматические коллекции.

В письме из Коломбо директору МАЭ В.В.Радлову от 3 июня 1914 г. Л.А.Мерварт пишет: «Сюда мы приехали 16/29 мая, и за эти пять дней, что мы здесь благодаря заботливой любезности здешнего нашего консула Б.П.Кадомцева и предупредительности, с какой директор и особенно служащие музея идут навстречу нашим желаниям, дело начинает идти на лад. Утро с восьми до две-

надцати мы проводим в музее. Тут два хранителя (один сингалец, другой тамил) освобождены директором на время нашего пребывания здесь от всяких обязанностей и прикомандированы к нам»1.

Несколько позднее Л.А.Мер-варт отправилась для изучения традиционного семейного быта в деревню Ампития под Канди в центре острова, а А.М.Мерварт приступил к изучению буддизма школы Хинаяна под руководством ученого монаха Шри Нанис-сера Тхеро, продолжая одновременно работу в музее Коломбо. Как отмечают авторы цитируемого отчета, «по просьбе директора Музея д-ра Пирсон, им (А.М.Мервартом. - Ю.К.) был составлен отзыв о состоянии Этнографического Отдела Коломб-ского Музея для представления правительству»2.

Неудивительно, что и для участников проекта посещение Национального музея Коломбо представляло большой интерес. Отметим сразу, что доклад А.М.Мерварта о состоянии Этнографического Отдела Коломб-ского Музея в архивах и библиотеках Коломбо не был найден. Но посещение музея, работа на его экспозициях и в библиотеке были очень полезны.

Огромное белое здание в стиле колониальной архитектуры, творение Дж.Смизера, одного из самых талантливых зодчих колониального Цейлона, оказалось настоящей сокровищницей цейлонского и индийского искусства. Организация его экспозиции сохраняет, несмотря на позднейшие изменения, дух экспозиционных приемов, распространенных в музейной культуре Британии и ее колоний.

К сожалению, из-за произошедшего незадолго до нашего посещения обрушения центральной лестницы оказались закрытыми располагавшиеся на втором этаже некоторые залы, представлявшие коллекции по этно-

графии и декоративно-прикладному искусству Шри-Ланки. Получить представление об этих коллекциях удалось благодаря изданному в 1912 г. путеводителю по музею.

КОЛОМБСКИЙ МУЗЕЙ: «ВЧЕРА» И «СЕГОДНЯ»

Коломбский музей, или Музей Коломбо, наследником которого стал Национальный музей в столице Шри-Ланки, был открыт 1 января 1877 г. по ходатайству местного отделения Королевского Азиатского Общества при активной поддержке тогдашнего губернатора Уильяма Генри Грего-ри3. Основанный как колониальное учреждение, музей получил ряд преимуществ - именно сюда поступали интересные находки со всего острова, с мест раскопок древних ланкийских столиц -Анурадхаруры, Поллонарувы, Канди, из древних монастырей и храмов.

В период с конца XVII в., когда вся территория Цейлона оказалась под властью британцев, колонизаторы активно грабили культурное наследие острова и вывозили цейлонские сокровища на свою родину. При этом приоритет в получении трофеев оставался за главным музеем метрополии - так оказались в лондонском Британском музее статуя богини Паттини Деви, бронзовые изображения Будды, шкатулка из слоновой кости, рукописи на пальмовых листьях.

Ко времени создания музея самых разных сокровищ из Южной Азии на Альбионе уже хватало, а вот подлинного интереса к культуре захваченного региона, первоначально подогреваемого экзотичностью коллекций и их статусом трофеев, т.е. взятых с боев ценностей, с установлением в Британской Индии и на Цейлоне мира не прибавилось. В 1874 г. закрылся министерский Индийский музей в Лондоне, а

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком