научная статья по теме ПОЧЕМУ ПАКИСТАНЦЫ НЕ ЛЮБЯТ СВОИХ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ? История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЧЕМУ ПАКИСТАНЦЫ НЕ ЛЮБЯТ СВОИХ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ?»

СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

ПОЧЕМУ ПАКИСТАНЦЫ НЕ ЛЮБЯТ СВОИХ НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ?

Ключевые слова: Нобелевская премия мира 2014, Пакистан, Индия, Малала Юсуфзай, теории заговора

А.А. СУВОРОВА

Доктор филологических наук Институт востоковедения РАН

Выбор лауреатов Нобелевской премии мира 2014 г. многим показался честным и справедливым. На сей раз лауреатами стали не государственные объединения, вроде Европейского ^юза, не «первые лица» или крупные международные организации, как было в предыдущие годы, а самые что ни на есть простые люди: 17-летняя пакистанская школьница Малала Юсуфзай и 60-летний гражданский активист Кайлаш Сатьярти из Индии.

Премия присуждена им за борьбу против угнетения детей и подростков и за право всех детей на получение образования. Кажется символичным, что премию поделили индус и мусульманка, представители двух стран, между которыми существует многолетнее политическое напряжение, не раз переходившее в военный конфликт.

Кайлаш Сатьярти (р. 1954), до сих пор малоизвестный за пределами Индии, более 20 лет борется против использования нелегального детского труда. Его благотворительной организации «Спасите детство» («Бачпан Бачао Андолан»)удалось освободить из трудового рабства более 80 тыс. детей. Всем освобожденным детям была оказана помощь в их реинтеграции в общество и в получении образования1.

Малала Юсуфзай (р. 1997), о чьей необычной истории уже писал журнал «Азия и Африка сего-дня»2, известна тем, что выступает по всему миру за право девочек на образование.

В 2009 г. в горном пакистанском районе Сват, где контроли-

руемые талибами местные власти запретили девочкам посещать школы, Малала, которой в ту пору было всего 11 лет, решилась отстаивать свое право на получение образования. Она стала под

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант №14-03-00014 «Наследницы азиатских демократий: гендер и политические династии в странах Южной Азии».

Малала Юсуфзай - лауреат Нобелевской премии мира 2014 г.

псевдонимом вести интернет-дневник, посвященный нарушениям талибами прав детей. В октябре 2012 г. вооруженные боевики совершили на девочку покушение, ранив ее в голову. После тяжелой нейрохирургической операции она выжила, едва не потеряв слух.

Покушение на Малалу вызвало международный резонанс, его публично осудили лидеры многих стран. ООН объявила 12 июля (день рождения Малалы Юсуфзай) международным «Днем Малалы»3. Апофеозом

признания правозащитной деятельности Юсуфзай стало ее выдвижение на Нобелевскую премию мира 2013 г.4 Однако тогда нобелевский комитет предпочел ей Организацию по запрету химического оружия, чья деятельность оказалась особенно актуальной с учетом тогдашней ситуации вокруг Сирии.

Спасаясь от продолжающихся угроз талибов, семья Малалы переехала в Великобританию. Отец девочки, Зияуддин Юсуфзай, энтузиаст женского образования, получил работу в консульстве Пакистана в Бирмингеме. При его поддержке Малала продолжила кампанию за право детей во всем мире на образование. Еще большую популярность девушке принесла вышедшая в США автобиография «Я - Малала»5, написанная в соавторстве с известной американской журналисткой Кристиной Лэмб. Выход этой книги сопровождали многочисленные интервью и пресс-конференции, во время которых Мала-ла заявляла, что не является «марионеткой Запада», в чем ее обвиняли многие сограждане6.

Тем не менее, несмотря на первую неудачу, международная кампания в поддержку присуждения Нобелевской премии мира Малале Юсуфзай продолжала набирать силу и через год увенчалась успехом. Малала стала самым молодым лауреатом этой премии за всю историю ее существования.

Присуждение «Нобелевки» девушке-подростку, проявившей такое упорство в достижении сво-

ей цели и личную храбрость, наконец, пострадавшей в результате покушения на ее жизнь, вызвало лавину откликов по всему миру. И юный возраст нового лауреата, и ее детская хрупкость, и скромное достоинство, с которым она держится во время публичных выступлений, и даже легкий парез - след ранения - на ее щеке вызывают у людей симпатию и сочувствие.

Казалось бы, более всего должны радоваться премии соотечественники Малалы: ведь она - всего лишь второй нобелевский лауреат в Пакистане (в то время как у «конкурирующей» Индии их восемь). Первым пакистанцем, получившим Нобелевскую премию по физике в 1979 г., был выдающийся ученый, руководитель программы создания ядерного оружия в этой стране Абдус Салам (1926-1996).

И все же реакция пакистанцев на присуждение премии Малале Юсуфзай носит противоречивый характер. Наряду с официальными поздравлениями от премьер-министра, лидеров основных партий и представителей элиты пакистанское общество, в целом, воспринимает победу Малалы, скорее, настороженно, чем восторженно.

Так, журналист и редактор издания Pakistan Observer Тарик Хаттак в своем интервью Би-би-си назвал присуждение премии Юсуфзай «политическим решением и заговором». «Она - заурядная, ничем не примечательная девочка, - разъясняет Хаттак свою позицию, - она предлагает то, что покупается на Западе. Отец ее - опытный кукловод и заставляет дочь плясать под дудку американцев. Они оба не заслуживают никаких премий»7.

Теория «заговора» якобы с целью очернения международного образа Пакистана и дискредитации исламских ценностей плотно окружает историю Малалы еще со времен нападения на нее талибов, и не всегда это мнение про-

Кайлаш Сатьярти (Индия) - лауреат Нобелевской премии мира 2014 г.

диктовано предвзятостью или банальной завистью.

Так, некоторых вполне трезвомыслящих пакистанцев смущает то, что, придавая особую значимость истории Малалы, западные СМИ в то же время упорно молчат о судьбах безымянных детей, ежедневно гибнущих в Ираке, Сирии, Палестине и том же Пакистане в результате бомбардировок США, Израиля и западных стран. Многим пакистанцам кажется лицемерным сочувствие Запада жертвам «внутреннего» насилия, пострадавшим от исламских фундаменталистов или варварских племенных обычаев, при полном игнорировании тех, кто гибнет в результате «внешнего» насилия, т.е. политики США в регионе. По этой логике Малала идеально подходит на роль героини, потому что ее преследователями являются злые туземцы -талибы, а спасителями - добрые европейцы.

«Это очередная история "туземной" девушки, спасенной "белым" человеком, - пишет один из аналитиков. - Это расистское предание, на сей раз освященное авторитетом Нобелевской премии. Это осовремененная сказка о невинном "цветном" ребенке, которого чуть не растерзали дикари за желание учиться, и тут является белый рыцарь в сияющих доспехах, чтобы спасти ее и исполнить ее сокровенное желание. Тогда все действия Запада - бомбардировки, беспилотники, наземные

операции - оказываются оправданными: "видите, мы вас предупреждали и опять вынуждены вмешаться, чтобы защитить местное население"»8.

Однако не меньше в стране и других, кто объясняет антипатию пакистанцев к своей «нобелевской» героине специфическими чертами местного общества, в частности, его агрессивной патриархальностью и деструктивной мизогинией.

Один из популярных блогге-ров пишет об этом с неприкрытым сарказмом: «Как я могу признать авторитет Малалы Юсуфзай, когда всю жизнь меня учили, что место женщины на кухне? Религия, которую я исповедую, относится к женщине как к существу второго сорта. Общество, в котором я живу, руководствуется только интересами мужчин. Так почему я вдруг должен проникнуться идеалами женского образования, которые она проповедует? Назовите мне имя хоть одной женщины, которую мы всерьез считали представительницей нации. Фатима Джинна? Но она была сестрой Великого Лидера*. Беназир Бхутто? Но она была дочерью премьера З.А.Бхутто**. Чтобы поверить в достоинства Малалы, нужно, чтобы она оказалась в генетической связи с каким-нибудь выдающимся мужчиной. Вместо того чтобы менять идеологию, легче принять теорию заговора. Я ненавижу Малалу, просто потому, что так удобнее»9.

К тому же в Пакистане сложилась печальная традиция негативного отношения к «своим» нобелевским лауреатам, и судьба уже упоминавшегося выдающе-

* Джинна Мухаммед Али (1876-1948) -политический деятель Индии и Пакистана, который почитается в Пакистане в качестве отца-основателя национальной государственности.

** Бхутто Зулфикар Али-хан (19281979) - глава государства и правительства Пакистана в 1971-1973 гг., премьер-министр в 1973-1977 гг. В 1967 г. основал Пакистанскую народную партию. В 1977 г. арестован. Казнён военной администрацией.

гося ученого Абдус Салама доказывает это со всей очевидностью.

Абдус Салам, выпускник Кембриджа, в 26 лет защитил диссертацию по квантовой электродинамике. Он рано получил международное признание как ученый и, будучи совсем молодым человеком, занимал должность директора Международного центра теоретической физики в Триесте (Италия), в создании которого принимал участие. Одновременно он являлся членом многих международных научных организаций (в т.ч. иностранным членом Академии наук СССР). Тем не менее, свое будущее Абдус Са-лам связывал с родным Пакистаном и поэтому принял предложение возглавить работу над постройкой пакистанского ядерного реактора. На посту главного научного советника правительства Пакистана (1972-1974) Абдус Са-лам успешно руководил программой создания пакистанского ядерного оружия.

Однако в 1974 г. судьба ученого резко изменилась. Зульфикар Али Бхутто, возглавлявший Пакистан в то время, желая получить поддержку религиозных партий и финансовую помощь Саудовской Аравии, законодательно отлучил от ислама крупную мусульманскую общину Ахмадийа, к которой принадлежал и Абдус Салам. Жесткое и конъюнктурное решение Бхутто положило начало продолжающимся и поныне преследованиям и нарушениям гражданских прав как членов общины Ах-мадийа, так и других религиозных меньшинств в Пакистане, включая христиан и индусов.

Как и многие члены притесняемой общины, Абдус Салам вынужденно покинул родину, проведя остаток жизни в Великобритании, и вернулся домой тяжело больным перед самой смертью.

Но даже после смерти пакистанские власти продолжали третировать Абдус Салама и игнорировать его на

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком