научная статья по теме ПОГОВОРИМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ) Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ПОГОВОРИМ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ)»

Поговорим о Великой л.в. торопчина Отечественной войне

Москва (Работа над изложением)*

Автор предлагает систему работы по развитию речи учащихся на основе текстов о Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: изложение; творческие задания; культурологический подход.

Поговорим об изложении в VIII классе. Эта творческая работа наряду с сочинением позволяет выявить, насколько правильно школьники способны понять и раскрыть тему и основную мысль предложенного им текста, определить, каков стиль текста, каковы типы речи в нем, сумеют ли ученики грамотно, логически четко, с соблюдением языковых норм передать содержание в той или иной форме: подробно, сжато, с включением элементов сочинения и т.д.

Итак, как говорил известный тургеневский герой, «преобразования необходимы» — в сознании учеников, в их отношении к русскому языку и литературному чтению. «Но как их исполнить? Как приступить?» Предлагаем разными способами знакомить школьников хотя бы с отрывками из произведений художественной литературы и публицистики, используя их для будущих изложений.

В год семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне хотим обратить внимание коллег на произведения о войне, написанные теми, кто сам ее прошел, кто достоверно описал события и людей, совершавших ежедневный подвиг военной «трудной работы». Предлагаем взять для будущих изложений в течение всего учебного года (впрочем, возможно и отдельное использование текстов) фрагменты из повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Эти материалы, объединенные общей темой, можно озаглавить по-разному, например: «Война — совсем не фейерверк, а просто — трудная работа...» (Кульчицкий); «Час мужества пробил на

* Статья публикуется в рамках проекта «Совершенствование преподавания русского языка в современной школе».

Торопчина Лариса Васильевна, кандидат филол. наук, заслуженный учитель РФ. E-mail: toropchina.larisa@yandex.ru

наших часах...» (Ахматова); «...Вспомяните погибших за нас» (Шефнер).

Перед написанием изложения следует обратить внимание школьников на критерии оценки. Изложение оценивается по следующим параметрам:

1) соответствие теме и основной мысли предложенного текста;

2) правильность и точность изложения фактического материала;

3) последовательность изложения, соблюдение абзацного членения текста.

При подготовке к данному виду творческой работы полезно предостеречь учеников от фактических (неточности или искажения текста в обозначении времени, места событий, характерных черт героев и т.д.) и логических ошибок (нарушение последовательности текста, отсутствие связи между частями изложения, ненужное повторение мыслей, перестановка частей текста, неоправданная замена — или, напротив, ее отсутствие тогда, когда замена необходима по заданию, — лица, от которого ведется повествование).

Вместе с учащимися нужно вспомнить о разных видах изложения (подробном, сжатом, изложении с дополнительным заданием, изложении с элементами сочинения). Для наглядности и качественного усвоения материала можно составить небольшую презентацию* по данному материалу с последующим включением ее в раздел «Развитие речи» электронного портфолио учащихся.

Изложение I (по адаптированному отрывку из главы 3 части I).

Прежде чем обратиться непосредственно к тексту, нужно сказать несколько слов об авторе повести. Такое предвари-

* Презентацию см. на сайте журнала: http://www.riasn.ru в рубриках «Содержание последнего номера» и «ИКГ на уроке русского языка».

тельное задание предлагается одному из учащихся (или группе). Желательно вкратце рассказать о содержании и героях повести: о рассказчике — лейтенанте Керженцеве, прототипом которого был сам Виктор Некрасов, о его ординарце (связном) — скромном алтайском пареньке Валеге, совершающем незаметные чудеса героизма. Если позволяет время (можно использовать сдвоенные уроки), фоном сообщения могут стать не только фотографии, но и музыкальное сопровождение (например, фрагменты военных песен). Это не только позволит ввести восьмиклассников в атмосферу военного времени, но и, возможно, вызовет желание прочитать книгу Некрасова.

Текст

Ночью минируем берег. Валега, мой связной, копает ямки. Бойко, сержант, закладывает и маскирует мины. Ночь темная. Взлетают ракеты — одна за другой. Лениво строчат пулеметы. Я лежу в лопухах. Приятно пахнет ночной влагой...

Вспоминается наш бульвар с могучими каштанами, весной покрывающимися белыми и розовыми цветами, точно свечками. Вспоминаются дворники, сжигающие осенние листья, дети, набивающие каштанами полные карманы. Я тоже когда-то собирал. Мы приносили их домой целыми сотнями. Бог ты мой, как давно все это было!.. И все это сейчас там. у фашистов.

Последнюю открытку от матери, датированную еще августом, я получил через три дня после сообщения о падении Киева. С тех пор прошло десять месяцев. Иногда я вынимаю из бокового кармана открытку и смотрю на неразборчивые буквы, расплывшиеся от дождей и пота. Но я всю открытку знаю наизусть. Неужели я уже никогда не увижу маму? Неужели мы никогда больше не будем сидеть за самоваром, пить чай с малиновым вареньем?..

Милый, милый Киев!.. Как соскучился я по твоим широким улицам, по твоим каштанам, по желтому кирпичу твоих домов, темно-красным колоннам университета. Как я люблю твои откосы днепровские! Зимой мы катались там на лыжах, летом лежали на траве, считали звезды и прислушивались к ленивым гудкам ночных пароходов. А потом возвращались по затихшему, с погасшими уже витринами Крещатику и пугали тихо дремлющих в подворотне сторожей, закутанных даже летом в мохнатые тулупы. Я и теперь иногда гуляю по Крещатику. Завернувшись в плащ-палатку, закрою глаза и иду от Бессарабки к Днепру. Как все это сейчас далеко! Как давно все это было.

«Товарищ лейтенант, что дальше делать?» — раздается голос Валеги. Я вздрагиваю и вновь возвращаюсь в военный Сталинград. «Переходите на четвертый участок, будем минировать там». (268 слов).

В VIII классе учащиеся уже должны уметь писать изложения разных типов, однако целесообразно использовать дифференцированные задания в зависимости от способностей и уровня успеваемости школьников. Например, слабым ученикам можно предложить подробно передать на письме весь текст. Более сильные учащиеся могут сочетать подробное и сжатое изложение (первый, второй, третий и пятый абзацы писать подробно, а четвертый — сжато). Способные ученики возьмут вариант сжатого изложения с творческим заданием, содержащим ответы на вопросы: «Что вам известно о битве под Сталинградом? Знаете ли вы кинофильмы, художественные или публицистические произведения, посвященные этой битве?»

Одним из заданий может быть замена лица, от которого ведется повествование, использование слов и словосочетаний: лейтенант Керженцев, офицер, командир саперной группы, рассказчик. Важно напомнить ученикам, что в этом случае мы не используем слово автор, потому что в повести речь ведется не от имени Виктора Некрасова, а от имени его героя.

В зависимости от способностей восьмиклассников учитель решает, составляют ли они план к изложению самостоятельно или им потребуется помощь — педагога или сильного ученика. Кстати, план может быть цитатным, смешанным или полностью состоящим из своих предложений (словосочетаний). Например:

1. «Ночью минируем берег».

2. «Вспоминается наш бульвар с могучими каштанами.»

3. «Неужели я уже никогда не увижу маму?»

4. «Милый, милый Киев!.. Как соскучился я».

5. «Я вздрагиваю и вновь возвращаюсь в военный Сталинград».

После первого чтения можно задать ученикам следующие вопросы:

— Какие трудности могут возникнуть при написании слов Крещатик, днепровские (откосы), Бессарабка?

— Помните ли вы, как оформляются на письме причастные и деепричастные обороты (их достаточно много в тексте)?

— Каков стиль данного текста?

— Каковы типы речи данного текста?

— Почему автор использует описание (например, самый большой, четвертый абзац почти полностью представляет собой описание довоенного Киева) в произведении, где важна прежде всего событийная сторона? (Виктор Некрасов таким образом погружает читателя в атмосферу мирного — со всеми его приметами — города, в котором его герой, как, кстати, и сам писатель, родился и вырос, чтобы дать понять, как тоскуют на войне солдаты по родному дому.)

Изложение 2 (адаптированный отрывок из главы 10 части I).

Текст

Сталинград встречает нас вылезающим из-за крыш солнцем и длинными прохладными тенями.

Повозка весело грохочет по булыжной мостовой. Дребезжат навстречу обшарпанные трамваи. Вереницы тупорылых «студебеккеров». На них длинные ящики — «катюши-ны» снаряды. В покрытых щелями скверах — задранные к небу, настороженные зенитки. На базаре горы помидоров и огурцов. Бутыли с золотистым топленым молоком. Мелькают пиджаки, кепки, даже галстуки. Я давно не видел этого.

Сквозь пыльную витрину видно, как парикмахер в белом халате намыливает чей-то подбородок. В кино идет фильм «Антон Иванович сердится». Дворник подбирает навоз в большой совок. Из уличного репродуктора кто-то проникновенно рассказывает о Ваньке Жукове, девятилетнем мальчике, в ночь под Рождество пишущем своему дедушке «на деревню».

Улица сворачивает вправо, оттуда виден кусочек Волги. Мы едем к сестре нашего командира роты в запасном полку. Останавливаемся у одноэтажного каменного дома с обвалившейся штукатуркой и окнами, заклеенными крест-накрест бумажными полосками. Маленький уютный дворик.

Вот уже сидим на застекленной веранде, за столом, покрытым скатертью, и едим сверхъестественно вкусный суп из фасоли. У хозяйки Марьи Кузьминичны огрубевшие, потрескавшиеся от кухни руки, но фартук на ней белоснежный. Примус и медный таз сияют чистотой. Женщина предлагает нам умыться, а белье наше она постирает. Мы выпиваем по три стакана чаю, потом наливаем в бочку воды и долго с хохотом плещемся в загороженном досками закутке. Трудно передать, какое это счастье.

Потом мы спим во дворе, в тени акаций. Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне мой ординарец Валега, маленький, круглоголовый. Сколько исходили мы с ним за эти месяцы, сколько каши

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком