научная статья по теме ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД ВНЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА ТРАНСФОРМАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД ВНЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА ТРАНСФОРМАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА НОМЕРА: О СМЕРТЕЛЬНО СЕРЬЕЗНОМ: АНТРОПОЛОГИЯ СМЕРТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (отв. ред. - А.Д. СОКОЛОВА, А.Б. ЮДКИНА)

ЭО, 2014 г., № 2 © А.Д. Соколова, А.Б. Юдкина

ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД ВНЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ДИНАМИКА ТРАНСФОРМАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Традиционный похоронно-поминальный обряд - одна из хорошо разработанных тем этнографии русского народа (Похоронно-поминальные 1993), (Седакова 2004). Будучи одним из наиболее устойчивых и консервативных (Бузин 1997: 153; Кремлева 1997: 517), похоронный обряд позволяет изучать наиболее архаичные пласты духовной культуры народа. В то же время при всем многообразии исследований традиционного похоронно-поминального обряда масштабные изменения, которые происходят в обряде под влиянием новых социальных, экономических, политических и других обстоятельств, остаются по большей части неизученными.

Похоронная и поминальная обрядность - это мощный инструмент поддержания и активизации культурной памяти не только семьи, но и всего общества. Это ее важнейшая социальная функция. В то же время, это наиболее консервативная составляющая семейной обрядности и ее изменения, происходящие под воздействием новых социальных и экономических условий, по всей видимости, отражают коренную трансформацию глубинных пластов духовной культуры русского народа.

Факторы, влияющие на похоронный обряд в настоящий момент, во многом уникальны для отечественной истории. Похоронный обряд в досоветской и советской России находился в достаточно жестких рамках нормативного регулирования сначала со стороны государства, Церкви и сельской общины, а затем со стороны Коммунистической партии и советского государства в рамках атеистического духа этих институций. Это вызывало строгую регламентацию действий всех акторов похоронного обряда. Например, участие священников в похоронном обряде в досоветскую эпоху было, по крайней мере теоретически, обязательным, а в советское время участие священника в похоронном обряде было, напротив, затруднено, а часто и исключено.

В постсоветскую эпоху похоронный обряд оказался вне целенаправленного контроля государства и общественных институций, но вошел в сферу действия рыночных отно-

Анна Дмитриевна Соколова - к.и.н., научный сотрудник отдела русского народа Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: annadsokolova@gmail.com. Анна Борисовна Юдкина -независимый исследователь; e-mail: a.b.yudkina@gmail.com.

шений, которые в предшествующие эпохи не оказывали определяющего воздействия на его структуру. Появляются многочисленные агентства, формирующие рынок похоронных услуг. Они предлагают своим клиентам определенный обрядовый комплекс и берут на себя заботы по организации обряда. При этом агенты комбинируют старые, традиционные обрядовые формы и новые, появившиеся в советское время. Появление коммерческих ритуальных служб дает возможность делегировать родственниками существенную часть значимых обрядовых элементов специальным агентам. Фактически, в городах родственники зачастую не участвуют ни в подготовке тела к погребению, ни в организации похорон, а часто - и в приготовлении поминального стола. Аналогичные процессы описаны в англоязычной литературе еще в середине 1960-х годов (Mitford 1963). Коммерциализация похоронного обряда в России происходит буквально на наших глазах и требует оперативной научной фиксации. Однако, отечественные исследования на эту тему все еще немногочисленны (Елютина, Филиппова 2012; Кожевина 2012; Моисеева 2010; Соколова 2011; Филиппова 2008). Статья Е.Н. Моисеевой в настоящей подборке встраивает процесс коммерциализации похоронного обряда в России в мировой контекст, а статья А.Д. Соколовой показывает, как означенные выше процессы влияют на акторов похоронного обряда в сельском социуме.

Изменения в социальной структуре общества, коммуникативных связях, изменяющийся медиа-дискурс и городская инфраструктура также существенно влияют на изменения в похоронном обряде (Барабанова, Разумова 2012; Барабанова, Разумова 2013). Статья И.А. Разумовой в настоящей подборке анализирует соотношение глобальных и локальных социокультурных факторов, определяющих структуру и семантику современного городского погребального обряда на материале конкретных социально-антропологических исследований ситуаций коллективной гибели людей, которые проводились в 2011-2013 гг. в городах Апатиты и Кировск Мурманской области.

Похоронно-поминальный обряд встраивается в мировые процессы, связанные не только со свободным рынком, но и с медиа-дискурсом и процессами глобализации. В последние два десятилетия формы мемориализации травматической смерти всё больше затрагивают публичную сферу. После резонансных трагических событий по всему миру возникают спонтанные мемориалы, которые создают сотни и тысячи людей, лично не вовлеченных в трагические события и зачастую не знакомые с умершими. Таковы, например: Ground Zero и другие мемориалы в память о теракте 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке (Fraenkel 2011; Gardner 2011; Simpson 2006; Zeitlin 2006, Zuber 2011); мемориалы на вокзалах Мадрида в память о жертвах терактов 11 марта 2004 г. (Sánchez-Carretero 2011); памятные знаки на местах ДТП со смертельным исходом (Clark 2007; Everett 2002; Nicolas 2007) по всему миру. Мемориалы так же широко представлены в мировом медиа-пространстве, как и сами трагедии. Эти процессы интернациональны и кросскультурны, также в них активно вовлечена и Россия.

Будучи ярким феноменом современной мемориальной культуры, спонтанные мемориалы плодотворно изучаются зарубежными учеными (Belshaw, Purvey 2010; Deathscapes 2010; Doss 2008; Doss 2010; Everett 2000; Grassroots Memorials 2011; Schramm 2011; Spontaneous Shrines 2006): издаются сборники и монографии, тематические выпуски академических журналов, организуются специальные конференции, в то время как отечественными исследователями эта тема почти не затронута (Громов 2010; Лурье 2010; Соколова, Юдкина 2012; Щепанская 2003). Как показывают исследования, приведенные в этой подборке, существенно разнятся приватные практики, реализуемые на месте гибели лишь близкими друзьями и родственниками, и публичные, возникающие в тех случаях, когда трагическое событие эмоционально затронуло большую общность людей, лично не знакомых с погибшими. В настоящей подборке новой приватной поминальной практике установки памятных знаков на местах гибели в результате ДТП посвящена статья М.Г. Матлина и Е.В. Сафронова. Анализ процессов стихийной и институционализированной мемориализации жертв террористических актов на примере Бесланской трагедии содержится в статье А.Б. Юдкиной.

А.Д. Соколова, А.Б. Юдкина. Похоронно-поминальный обряд вне традиционной культуры... 5

Изучение на ранней стадии трансформаций похоронно-поминальной обрядности русских, связанных с внешними по отношению к традиции социально-экономическими факторами, может дать уникальные исследовательские результаты, которые невозможно будет получить позже и которые в дальнейшем послужат базой для компаративных исследований.

Литература

Барабанова, Разумова 2012 - Разумова И.А., Барабанова Л.А. Ситуация погребения и похоронный ритуал с точки зрения взаимодействия социальных институтов // Труды Кольского научного центра РАН. 2012. // Гуманитарные исследования. Вып. 3. Апатиты. 2012. С. 42-60. Барабанова, Разумова 2013 - Барабанова Л.А., Разумова И.А. Современный погребальный ритуал с позиций его участников // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Общественные и гуманитарные науки. 2013. № 5 (134). С. 45-50. Бузин 1997 - Бузин В.С. Традиционная погребальная обрядность Кенозерья (по материалам экспедиционных исследований 1993 г.) // Историческая этнография. Русский Север и Ингер-манландия; Историческая этнография. Русский Север и Ингерманландия, Вып. 5. СПб.: Издательство СПбГУ, 1997. С. 153-164. Громов 2010 - ГромовД.В. "Вы меня не ждите...": что фиксируется на современных могильных

памятниках // Живая старина. 2010. № 1. С. 30-33. Елютина, Филиппова 2012 - Елютина М.Э., Филиппова С.В. Ритуальные похоронные практики:

содержательные изменения // Социологические исследования. 2012. № 9. С. 86-94. Кожевина 2012 - Кожевина Е.В. Работники кладбищ как профессия: аспекты повседневности // Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. М., 2012. С. 217-231. Кремлева 1997 - КремлеваИ.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русские. М.: Наука, 1997. С. 517-532.

Лурье 2010 - Лурье В. Эстетика памяти смерти. О неофициальных памятниках Санкт-Петербурга // [Электронный ресурс]: 60 параллель. № 1 (36) март 2010. URL: http://www. journal.60parallel.org/ru/journal/2010/38/385 (дата обращения: 05.05.2011). Моисеева 2010 - Моисеева Е.Н. Рынок ритуальных услуг: трансформация правил ритуала в

правила рынка // Экономическая социология. 2010. № 11 (3). С. 84-99. Похоронно-поминальные 1993 - Похоронно-поминальные обычаи и обряды. - М.: ИЭА РАН, 1993.

Седакова 2004 - Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных

славян. - М.: Индрик, 2004. Соколова 2011 - Соколова А.Д. Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного обряда // Антропологический форум. 2011. № 15. С. 187-202. Соколова, Юдкина 2012 - Соколова А.Д., Юдкина А.Б. Памятные знаки на местах автомобильных аварий // Этнографическое обозрение. 2012. № 2. С. 150-164. Филиппова 2008 - Филиппова С.В. Структурные изменения института ритуальных услуг в современном российском обществе // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 3 (34). С. 276-282. Щепанская 2003 - Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-

XX вв. М.: Индрик, 2003. Belshaw, Purvey 2010 - Belshaw J., Purvey D. Private Grief, Public Mourning: The Rise of the

Roadside Shrine in B.C. Anvil Press, 2010. Clark 2007 - Clark J. Roadside Memorials. A Multidisciplinary Approach. Armidale, NSW Emu Press, 2007.

Deathscapes 2010 - Deathscapes: Spaces for Death, Dying, Mourning and Remembrance / Ed. by

Maddrell A. and

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком