научная статья по теме ПОЛЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА Языкознание

Текст научной статьи на тему «ПОЛЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА»

ПОЛЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА

© А. Т. ХРОЛЕНКО, доктор филологических наук

В статье разбираются такие формы вненаучной филологии, как наивная лингвистика, филологическая паремиология, народная этимология, наивное литературоведение, поэтическая филология, терминологическая неология, эпистолярная филология, сюжетная филология и наивная филология в литературной критике.

Ключевые слова: вненаучная филология, наивная лингвистика, поэтическая филология.

В познавательном опыте человека, осваивающего широкий и глубокий мир, наряду с научными обнаруживаются до- и вненаучные знания. Вненаучное знание включает в себя знание обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, эзотерическое, интуитивное и т.д. Обыденно-практическое знание - это элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Источник его - опыт повседневной жизни, разрозненный, практически не систематизированный, не требующий никаких доказательств. Формы этого знания - здравый смысл,

приметы, предрассудки, назидания, рецепты, личный опыт, традиции, которые обеспечивают предварительное ориентировочное восприятие и понимание мира.

Вненаучное знание складывается в основном до становления науки, оно присуще всему социуму, служит почвой всякого познания. Обыденно-практическое знание - это знание бесписьменное, передается непосредственным образом в рамках традиционной культуры. Сама наука зарождается на базе обыденно-практической подосновы. Обыденная практика как раз и ставит вопросы, которые сами по себе - начало науки. Многообразие форм вненаучного знания свидетельствует об известной ограниченности сугубо научного познания. Вненаучное знание не требует обоснования, а научное знание дискурсивно и рационально удостоверяется.

Интерес человека к слову, речи, языку, процессу коммуникации возник вместе с человеком и не покидает его. Поле филологического интереса постоянно расширяется и делится на две части - научную и вненаучную филологию. Ядерной частью филологического знания является научная филология. Вненаучная складывается из нескольких форм. Это наивная лингвистика, филологическая паремиология, народная этимология, наивное литературоведение. Можно говорить об олитературенных формах вненаучной филологии (поэтическая филология, терминологическая неология, эпистолярная филология, сюжетная филология, наивная филология в литературной критике). Рассмотрим эти формы подробнее.

Наивная лингвистика. Обыденно-практическое знание о языке, об образах языка, запечатленных в нем самом, воспринимается как «естественная (наивная) лингвистика», «народное языкознание», «наивная картина языка», «бытовое» или «обиходное» языкознание. Под наивной лингвистикой понимают комплекс представлений о языке, обнаруживаемый в самой системе языка и в обыденной речи его носителей. Наивная лингвистика складывается из мнений и взглядов обычных пользователей языка (не лингвистов) на язык и на языковую деятельность. Наивная лингвистика - это спонтанные представления о языке и речевой деятельности, сложившиеся в обыденном сознании человека и зафиксированные в значении металингвистических терминов, таких, как язык,речь, слово, смысл, значение, говорить, молчать и др., - пишет составитель сборника «Язык о языке» [1].

Филологическая паремиология. Основные наивные представления о языке сконцентрированы в пословичном фонде этноса. В двух томах «Пословиц русского народа» В.И. Даля, по некоторым подсчетам, насчитывается более 450 паремий, в которых отразились представления русского народа о феномене языка. В них отмечены положительные и отрицательные факты использования языка его носителями: Кто говорит - тот сеет; кто слушает - пожинает; Лучше не договорить,

чем переговорить; За твоим языком не успеешь босиком; Кто языком штурмует, не много навоюет. В паремиях отражена вера в силу языка и могущество слова: Язык телу якорь; Язык с богом беседует; Слово не стрела, а пуще стрелы (разит); Язык до Киева доведет. Пословицы о языке содержат в себе воспитательный потенциал: Не спеши языком, торопись делом; Горлом не возьмешь; Горлом изба не строится. Они предупреждают о вреде злословия и пустословия: От одного слова да навек ссора; Много знай, да мало бай! Много баить не подобает. Сильна прагматика слова: От приветливых слов язык не отсохнет; Кстати промолчать, что большое слово сказать; Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего и не хочет; Слово не воробей: вылетит - не поймаешь; Говори с другим поменьше, а с собою побольше; Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

«Народная», или ложная, этимология. Одной из форм вненаучной филологии является так называемая «народная», или «ложная», этимология - произвольное сближение разных по происхождению слов, когда в их звуковой общности отыскивается близость смысловая. «- Ох, какая гадость! Недаром слово ужас происходит от ужа. Они у нас тут повсюду, и в саду, и под домом» ( Бунин. Руся). В слове подушка выделяют корень -уш- (под ухом), хотя на самом деле здесь корень -дух-. Смородина -не от самородина, а от смород (смрад, сильный запах). Зверобой - наименование растения - не от зверя бить, а дыробой (листья растения в мелких отверстиях).

Звуковая похожесть слов русский и этруски (древние племена, населявшие три тысячи лет тому назад север современной Италии, создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на нее большое влияние) дала основание для далеко идущих выводов о генетической близости двух этносов, хотя известно, что этрусский и русский языки принадлежат разным языковым семьям. Кстати, у этрусского языков-родственников до сих пор не обнаружено.

Сам феномен «народной» этимологии в руках мастера слова может стать художественно-выразительным средством. Вспомним рассказ Н.С. Лескова «Левша» с его гульваром, клеветоном, мелкоскопом и др. Юмористы обыгрывают это явление в так называемом «бестолковом словаре»: завтракать - мечтать о будущем, астрология - разведение астр, малярия - побелочно-покрасочные работы, соплеменник - большой насморк, швейцар - выходец из Швейцарии, супермен - любитель супа, привратник - фантазер, консерватор - преподаватель консерватории, экстаз - бывший в употреблении таз. Многочисленны примеры детской этимологии: плюнки (слюнки), копатка (лопатка), мазелин, пальчатки, улиционер, двухсестная коляска.

Наивное литературоведение. Этим термином называют максимально обобщенное, поверхностное представление усредненной языковой

личности о литературоведении, полученное не в результате специального изучения науки о литературе, а в процессе школьного обучения и общего приобщения к культуре. С помощью «Русского ассоциативного словаря» можно выявить «литературоведческую часть» филологической составляющей лексикона языковой личности. Отмечена, например, широкая область ассоциаций на слово поэма. Интересно, что многие филологические термины (текст, предложение, синоним, многозначность, метафора, лексика, лексикон, эвфемизм,риторика, диалект, арго, сленг и др.) активны и в суждениях о неязыковой действительности. Эксперименты показывают, что литературоведческие термины языковой личностью осваиваются по-разному. Одни (гипербола, ода, поэма, сатира, баллада) понимаются правильно, другие (фабула, перифраз, лейтмотив) вызывают затруднения [2].

Олитературенные формы вненаучной филологии. Помимо наивной филологии, существующей в устной форме, можно выделить письменные версии вненаучного знания - олитературенные формы вненаучной филологии. Эти формы весьма разнообразны.

Поэтическая филология. В свое время Я.И. Гин ввел понятие «поэтическая филология», к содержанию которого отнес высказывания писателей о языке, литературе, фольклоре, отмечая при этом, что такие высказывания непрофессионалов, с точки зрения научной филологии, могут опережать науку в постановке филологических проблем [3]. Предложенный им термин поэтическая филология не кажется удачным, поскольку переводит внимание исключительно на те высказывания мастеров слова, в которых дается обобщенная характеристика языка как «чуда Слова». Имеются в виду поэтические признания в любви к родному языку или ставшие хрестоматийными афористические высказывания М.В. Ломоносова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и др. о должном отношении к своей речи.

В корпусе стихотворных текстов, так или иначе связанных с «поэтическим языковедением» (термин М.Р. Шумариной), выделяются три группы произведений: 1) поэтически осмысливающие феномен языка и речи и их роль в жизни человека и общества (например, «Слово» Н. Гумилева, «Слово» И. Бунина, «Язык» Вяч. Иванова); 2) характеризующие конкретный язык, его историю, национально-культурное своеобразие и функциональные возможности («Русский язык» Я. Смелякова); 3) касающиеся конкретных сторон языка, его фонетики, лексики, грамматики, стилистики («Новые слова» Б. Слуцкого, «Вводные слова» А. Куш-нера, «Упражнение по фонетике» Р. Рождественского и др.) [4].

К «поэтической филологии» можно отнести и опыт польского поэта и острослова Станислава Ежи Леца (1909-1966), мастера скептических морально-философских парадоксов и суждений, автора цикла афоризмов, сентенций и эпиграмм «Непричесанные мысли», переведенных на

русский язык [5]. Читать - одно удовольствие: остроумные, парадоксальные, заставляющие думать сентенции, даже в переводе содержащие блеск языкового воплощения. Слово, считает С. Лец, по природе своей креативно: «Как мало всего происходило бы в мире, если бы не было слов!» (878). Креативность обеспечивается смысловой емкостью слова: «Иногда кажется, что это не слово не способно объять мир, а мир не в состоянии наполнить слово»; «В слове заложено все - даже его ложное значение» (753). Социальная неоднородность общества предопределяет социальную дифференциацию языка: «Нет единых языков. Есть диалект правящих и диалект управляемых» (771); «"Нет сверху" и "нет" снизу -это два разных слова» (876). Социально различен и синтаксис языка: «Стиль времени: верхушка произносит главные предложения, народ -придаточные» (828). Поэт заметил то, что знают профессиональные лексикографы: каждая эпоха имеет свои лексические доминанты, а также и свои лекси

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком