научная статья по теме ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА

ЖУКОВ Вячеслав Николаевич,

доктор философских наук, профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). E-mail: pifagor2002@mail.ru

Краткая аннотация: в статье излагаются основные направления политической идеологии церковного раскола. Показывается связь между церковной реформой, политической идеологией российского государства и правосознанием русского общества второй половины XVII в.

The article sets out the main directions of the political ideology of dissent. It's shown the connection between the ecclesiastical reform, the political ideology of the Russian State and their legal conscience of Russian society in the second half of the 17th century.

Ключевые слова: церковный раскол; староверы; старообрядцы; патриарх Никон; русская национальная идея; русский национализм.

Church schism; old believers; old believers; Patriarch Nikon; the Russian national idea; Russian nationalism.

Церковный раскол - это разделение Русской Православной Церкви, произошедшее в XVII в. вследствие проведенной реформы. В результате реформы церковь раскололась на две части: на официальную никонианскую, поддерживаемую государством, и на староверов, оказавшихся в положении гонимых со стороны царской власти. За староверами закрепилось название «раскольники», что с исторической точки зрения неверно, т.к. раскололи церковь царь Алексей Михайлович и патриарх Никон своими реформами, староверы же просто остались приверженцами прежней обрядовости и догматики.

Церковный раскол - одна из центральных точек русской истории, которая ярко высветила специфику развития российской государственности и отечественного политического сознания.

Предпосылки церковной реформы

Следует понимать, что в условиях средневековья Русская Православная Церковь и российское государство представляли собой единый политический организм, религиозное сознание было господствующим в обществе, а православное вероучение - официальной государственной идеологией. Тесная связь и взаимная зависимость государственной и церковной жизни обусловили тот факт, что всякое более или менее заметное изменение государственного устройства требовало опоры на церковь и религиозную догматику, и наоборот: религиозные движения, особенно внутрицерков-

ные, оказывали влияние на власть, могли быть для нее опасны или, напротив, полезны.

Основные предпосылки церковной реформы лежали в сфере политики и были связаны с процессом возвышения Московского царства в международных отношениях, усилением его централизации, борьбой русских царей с церковью и местничеством родовой аристократии. К XVII в. имперское сознание правящего класса России, суть которого сформулировал еще старец Филофей в своей концепции «Москва - третий Рим», выходит на новый уровень своего развития. Политическое могущество русского государства, ставшее к тому времени заметной силой в Европе, требовало, тем не менее, своего религиозного обоснования. После падения Константинополя (родины Восточного христианства) центр православия объективно перемещается в Россию - самое крупное и сильное православное государство. Русская Православная Церковь начинает считать себя главным хранителем православия, а русские цари видят себя наследниками византийских императоров и защитниками всех православных. Религиозная гегемония должна была послужить основой для внешнеполитической экспансии, в частности, для освобождения Константинополя от турок. Однако русское православие не могло претендовать на универсальное значение, т.к. было отягощено местными обрядами, не соответствовало форме православия, принятого на православном Востоке и в Европе.

Поэтому перед царской властью встала задача: привести обрядовую сторону русского православия в соответствие с греческими образцами, превратить русскую православную церковь во вселенскую (т.е. действительно наднациональную), что должно было обеспечить поддержку русского царя со стороны восточных иерархов.

Одна из причин церковной реформы -присоединение Украины к России в 1654 г.: необходимо было унифицировать обряды православных Малой Руси (они были греческими) и Московской Руси.

История раскола

Инициаторами проведения церковной реформы были царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение. Непосредственным толчком для проведения «обрядовой справы» стал приезд в Москву в 1649 г. патриарха Иерусалимского Паисия, который обратил внимание царя на несоответствие греческого обряда русскому. В 1652 г. возводится в сан патриарха Никон, которому царь и поручает проведение церковной реформы.

Суть реформы сводилась к тому, чтобы двуперстное крестное знамение заменить на троеперстное, написание имени Исус на Иисус, отменить 12 земных поклонов, служить литургию на семи, а не на пяти просфорах1, исправить церковные книги и др. Однако царь и патриарх по-разному понимали цель реформы. Если власть видела в церковной реформе техническое средство унификации обрядовой стороны православия, то Никон стремился использовать реформу для усиления централизации церкви, укрепления власти патриарха и, в конечном счете, для возвышения церкви над государством.

Уже весной 1653 г. Никон начал проведение церковной реформы, в 1654-1655 гг. нововведения были одобрены церковными соборами. В частности, было решено переиздать церковные книги, исправив их по верным текстам, по славянским пергаментным и древним греческим. Неисправленные книги было приказано отобрать и уничтожить. Уничтожению подлежали также иконы, выполненные в духе европейского

1 Литургия - христианское богослужение, во время которого совершается причащение; просфора - специальный хлеб, употребляемый для совершения причастия.

Возрождения и несшие на себе, по мнению Никона, печать «латинизма» (т.е. католичества). В течение 1653-1656 гг. на Печатном дворе шел выпуск исправленных и вновь переведенных богослужебных книг. Фактически вместо древних славянских и греческих книг (как было первоначально заявлено) использовали новогреческие книги, отпечатанные в Венеции и других западных городах и не пользовавшиеся доверием в России.

Реформа, казалось бы, чисто обрядовой части православия вызвала бурный протест со стороны значительной части клира и общества, потому что воспринималась как искажение православной веры и демократических принципов внутрицерковной жизни. В защиту «старой веры» выступили протопопы Аввакум и Даниил, протоиерей Иван Неронов, епископы Коломенский Павел и Вятский Александр, некоторые монастыри. К ним примкнула часть светской знати (боярыня Феодосия Морозова, ее сестра княгиня Евдокия Урусова и др.). Староверие было поддержано широкими народными массами (посадскими людьми и крестьянами). Внут-рицерковная реформа обернулась подлинным расколом всего русского общества.

Протест против реформы во многом был спровоцирован категоричностью и властностью Никона, его стремлением жестоко и беспощадно подавить оппозицию. После попытки патриарха поставить церковь выше государства и его фактическим отстранением от дел в 1658 г. царь Алексей Михайлович взял проведение реформы в свои руки. Он попытался найти компромисс с церковной оппозицией, вернул некоторых ее лидеров из ссылки (например, Аввакума), но было уже поздно: раскол стал необратимым.

Церковный собор 1666-1667 гг., на котором присутствовали два восточных патриарха и многочисленные греческие архиереи, подтвердил проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха и отлучил староверов от церкви. Фактически собор провозгласил курс на репрессии против староверов, которые в ответ перестали признавать официальную церковь.

Пик сопротивления староверов пришелся на конец XVII в., когда оно совпало с антифеодальными выступлениями широких народных масс (крестьянская война под предводительством С.Т. Разина и др.). Казни и гонения вынуж-

дали староверов бежать в отдаленные места, подчас прибегать к массовым самосожжениям.

Постепенно (с начала XVIII в.) преследования против староверов ослабевают, но ни при царской власти, ни при советской к прекращению раскола это не привело. В 1971 г. Поместный собор снял анафему на старые обряды, но это не стало завершением раскола, т.к. с точки зрения старообрядцев, неправедное наложение анафемы силы не имело, а преодоление раскола состоит в возвращении новообрядцев в лоно православной, т.е. старообрядческой церкви, что неприемлемо для Московского патриархата.

Идеология раскола

Идеология раскола не была однородной и включала в себя три основных направления: 1) идеологию царской власти; 2) идеологию официальной церкви, во многом выразившейся в деятельности и сочинениях патриарха Никона; 3) идеологию староверов.

1. Как уже отмечалось выше, реформа обрядовой стороны православия шла в первую очередь от власти, царь Алексей Михайлович был в ней больше других заинтересован. Церковная реформа подчинялась двуединой цели: укрепить централизацию государственной власти и активизировать внешнюю политику России. В достижении этой цели заключалась суть идеологии и деятельности царской власти эпохи раскола. Тенденция на усиление самодержавия и ослабление экономического и политического могущества церкви была закреплена еще Уложением 1649 г. Яркой демонстрацией этой тенденции стали унификация православия, отстранение Никона и борьба со староверами. Церковный раскол - побочное следствие процесса централизации российского государства.

Со своей стороны раскол также влиял на власть. Спровоцировав мятеж и породив политическую оппозицию, раскол стал опасен для власти, что стимулировало ее административное, военное и экономическое укрепление. Раскол еще раз указал на необходимость централизации монархии. Раскол высветил также отсталость России от Европы, которая к XVII в. начинает уже явственно ощущаться. Церковную реформу отчасти можно рассматривать как результат проникновения европейской культуры в Россию, как один из элементов ее европеизации.

Возникшую вследствие реформы политическую оппозицию власть оценила как антизападную силу, тормозящую развитие страны. Борьба

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком