научная статья по теме Политическая секталогия как социально-гуманитарная научная дисциплина Философия

Текст научной статьи на тему «Политическая секталогия как социально-гуманитарная научная дисциплина»

А.В. ТОНКОНОГОВ доктор философских наук, профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»*

Политическая секталогия как социально-гуманитарная научная дисциплина

Продолжающиеся в современной России и Мире деструкции - разрушение системы общечеловеческих и национальных духовных (светских, христианских, исламских, буддистских и т.д.) ценностей, отсутствие официальной государственной идеологии создают в странах благоприятную почву для негативных процессов в общественной жизни, в частности, для деятельности религиозных, псевдорелигиозных, секулярных сект, подрывающих российскую государственность, представляющих опасность для жизни, здоровья людей, соблюдения их прав и свобод.

На данный момент научно ещё недостаточно изучены вопросы исторического развития сектантства как социального феномена, а также вопросы выявления, предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, и иных преступлений, связанных с их деятельностью, а также проблему причинения самим сектантам материального, духовного вреда, включая вред соматическому и психическому здоровью вплоть до склонения к суициду. Можно констатировать недооценку как в России, так и во многих других странах той угрозы, которую представляют собой для национальной безопасности религиозные, псевдорелигиозные, секулярные секты1.

Своевременные превентивные меры со стороны общества и государства по пресечению деятельности подобных организаций и групп, выраженные в совершенствовании законодательных актов, препятствующих распространению идей, культивируемых в сектах, всестороннем изучении сектантства как социального явления чрезвычайно важны для понимания сложившейся обстановки в Мире и в России, а также для обеспечения безопасности личности, общества и государства. Безопасность отдельной личности и всего общества - главный вопрос жизнедеятельности любого государства. От решения этого вопроса зависят преобразования, происходящие, в том числе в России, которые могут привести как к возрождению великой Державы, так и к непоправимым социальным изменениям, ведущим к подрыву российской государственности. Это обусловлено, в частности, тем фактом, что некоторые секты просто целенаправленно ведут вербовку адептов в среде политической, экономической и культурной элиты разных стран, пытаясь влиять на социальную политику через своих последователей. Одной из таких сект, вне всякого сомнения, является так называемая церковь саентологии.

В 1950 г. Р. Хаббард (неудавшийся писатель-фантаст из США) издал книгу «Дианетика: современная наука душевного здоровья». В 1954 г. он создал секту под названием «Международная саентологическая церковь». Учение сектантов основано на вере в некое Высшее Существо и представляет собой смешение идей буддизма, христианства, ислама, брахманизма и каббалы. Р. Хаббард, восприняв идеи Алистера Кроули (одного из самых известных пропагандистов сатанизма в XX в.), предложил «гуманные» методы духовного и физического уничтожения личности путём дианетической терапии, которая заключается в том, что некий «одитор» выслушивает откровения пациента, используя специальный прибор «Е-метр»2 и рекомендует ему, в сущности, опасные для здоровья процедуры, приводящие часто к травмированию психики и летальному исходу.

В странах западной Европы секту обвиняют в практике «промывания мозгов», а также в насильственных методах принуждения к членству в секте3. Всех несектантов саентологи не считают людьми, Р. Хаббард открыто заявлял: «Человек, который не разделяет веры в Верховное Существо,

4 1-ч

не является человеком в полном смысле этого слова» . В секте сохраняется строгая иерархия членов. Высшая степень посвящения - «члены Морской организации - братского религиозного ордена, насчитывающего более чем 5000 членов во многих странах мира»5. Секта осуществляет активный сбор средств, пытается прикрыть свою антисоциальную деятельность работой организаций, использующих псевдонаучные методики для лечения наркоманов (организация «Нарконон») и реабилитации заключённых (организация «Криминон»)6.

* Тонконогов Александр Викторович; e-mail: alekstonkonogov@yandex.ru

1 См.: Тонконогов А.В. Сектантство как социальный феномен (исследование в среде осуждённых к лишению свободы). Дис. канд. филос. н. М., 2004.

2 См.: Саентология. Теория и практика современной религии. Копенгаген, 1998, с. 36.

3 Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб., 1997, с. 202.

4 Саентология, с. 26, 69.

5 Там же, с. 60.

6 Там же, с. 84-85.

Практически во всех странах, где существуют подразделения секты, государственные органы занимаются расследованием её преступной деятельности. В Австралии специальная комиссия штата Виктория сделала категоричный вывод о том, что применяемые в секте техники и приёмы представляют серьёзную «опасность для общества с медицинской, нравственной и социальной точек

4

зрения» .

Саентологи активно действуют в России с 90-х гг. XX в. Как и многие другие секты, изначально саентологи осуществляли свою программу идеологической экспансии в нашу страну под прикрытием организаций, не имеющих прямого отношения к учению секты - «Дианетики». Секта начала действовать в России в виде организации «Нарконон». В 1996 г. Министр здравоохранения своим приказом запретил использование любых методик, связанных с именем Р. Хаббарда, в государственной медицине, так как они являются псевдонаучными5. Однако уже к 1998 г. саентологи имели 38 центров по всей стране. Презентацию первого издания «Дианетики» саентологи провели в Кремлёвском Дворце съездов.

Как и многие другие секты, саентологи пытаются активно увеличивать своё богатство. Для этих целей действуют всевозможные курсы и колледжи, где обучают «науке душевного здоровья» за вполне определённую цену. Тот факт, что основа деятельности секты лежит в «области экономической преступности», подтверждается выводами, которые изложены в заключении МВД ФРГ от 6 мая 1994 г.7. Секта скупает акции предприятий, банков, скрывая свои доходы от налогообложения. 25 февраля 1999 г. в Москве в четырёх офисах секты были проведены обыски в рамках уголовного дела о незаконном предпринимательстве, посягательстве на личность и права граждан, в ходе которых были выявлены существенные нарушения в деятельности саентологических центров. В октябре 1999 г. Останкинский суд Москвы вынес постановление о ликвидации «Гуманитарного центра Хаббарда», 13 февраля 2000 г. Московский городской суд, рассмотрев кассационную жалобу сектантов, поддержал решение Останкинского суда. Но секта действует до сих пор и какое количество политических деятелей и представителей бизнеса являются её адептами доподлинно неизвестно.

Вместе с тем, секты опасны своей латентной деятельностью, которая часто направлена и против самих сектантов. В этой связи одним из самых ужасных примеров социальной опасности сект, чья деятельность осуществляется на основе тайной доктрины; манипулирования - общественным мнением, политическими деятелями, СМИ и собственно сознанием адептов - является коллективный суицид, совершённый сектантами «Народного храма»8.

Основал секту в 1957 г. в Индианаполисе (США) Д. Джонс, практиковавший ритуалы «массовых исцелений» на собраниях секты, которые были ловким мошенничеством (исцеленными оказывались нанимаемые сектантами здоровые люди). К началу семидесятых секта приобрела множество последователей, на деньги которых лидер секты устраивал бесплатные обеды, открывал приюты для бездомных. Политики и журналисты хвалили Д. Джонса за активное участие его «церкви» в христианско-просветительской деятельности и в программах социальной помощи.

В 1977 г. после разоблачительного материала в журнале «Нью Уэст» глава секты объявил о необходимости переселения в Гайану. За сотни километров от столицы страны было основано поселение «Джонстаун», порядки в котором напоминали концентрационный лагерь. Адептов секты наказывали за малейшее непослушание, в избиении и изнасиловании детей участвовал и сам основатель секты. В поселении постоянно проводились репетиции массового самоубийства (так называемые - «Белые ночи»).

Информация о зверствах секты, обосновавшейся в Гайане, встревожила общественное мнение США и член Конгресса от округа Сан-Матео, демократ Лео Райан предпринял инспекторскую поездку в «Джонстаун», где был убит охраной главы секты вместе с другими членами комиссии, в число которой входил представитель правительства Гайаны. После совершения этого преступления Д. Джонс приказал адептам секты совершить акт массового самоубийства. Всего в «Джонстауне» погибло 914 человек, из них - 276 детей. Основатель и руководитель секты, его жена тоже покончили с собой (застрелились)9.

Общество США довольно быстро забыло об этой трагедии, государственная политика в отношении сект там весьма лояльна. Однако угроза, исходящая от них, уже давно всерьёз воспринимается в странах Западной Европы 0, где созданы серьёзные общественные и государственные организации, занимающиеся противодействием социально опасной деятельности сект, реабилитацией пострадавших от сект, в том числе и бывших адептов.

Для решения проблем выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами сект, необходимо проведение на государственном уровне целого комплекса мероприятий,

4 Религии и секты в современной России. Краткий справочник. Новосибирск, 1997, с. 166.

5 Вестник «Медицина для вас», 1996, № 14 (21). Июль, с. 18.

7 Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / Сост. А.Л. Дворкин. М., 2000, с. 563.

8 См.: Фурман Д.Е. Трагедия Джонстауна и американские секты // США - экономика, политика, идеология,1979, № 6, с. 7.

9 См.: Бойл Дж.Дж. Секты-убийцы // Контроль сознания. М., 2003, с. 536-562.

10 См.: Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты - угроза XXI века» 23-25 апреля 2001 года. Нижний Новгород, 2001, с.13-25.

которые должны обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы личности и одновременно с этим будут направлены на укрепление национальной безопасности.

Исследования сектантства

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком