научная статья по теме ПОЛЬСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И КРИТИКА НАЧАЛА ХХІ ВЕКА О ЛИТЕРАТУРЕ ПНР (1945-1989) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПОЛЬСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И КРИТИКА НАЧАЛА ХХІ ВЕКА О ЛИТЕРАТУРЕ ПНР (1945-1989)»

Славяноведение, № 3

© 2010 г. В.А. ХОРЕВ

ПОЛЬСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И КРИТИКА НАЧАЛА XXI ВЕКА О ЛИТЕРАТУРЕ ПНР (1945-1989)

После устранения коммунистического режима в Польше (1989 г.) в 90-е годы XX в. польские литературоведы предприняли попытки создать новую, более объективную, чем во времена засилья коммунистической идеологии и цензуры, картину литературного развития в Польше после Второй мировой войны. Тогда появилось несколько обобщающих исследований литературного процесса в ПНР.

Первой была книга известного критика Рышарда Матушевского «Польская литература 1939-1991» (1992), автора многократно издававшихся в ПНР учебников по польской литературе XX в. По его словам, новая книга - это «свидетельство автора, который в первый раз писал, чувствуя себя свободным от необходимости компромиссов» [1. S. 8]. Матушевский впервые попытался представить литературу польской эмиграции - дал монографические очерки о некоторых писателях-эмигрантах (В. Гомбрович, Ч. Милош, Я. Лехонь, К. Вежиньский, Г. Xерлинг-Грудзиньский), рассказал о конфликтах писателей с властями, о нелегальных изданиях литературы в стране.

Предложенная Матушевским периодизация развития послевоенной польской литературы (1945-1948, 1949-1956, 1957-1970,1971-1981, 1982-1991) была слишком дробной. По мнению Збигнева Яросиньского, автора книги «Литература 1945-1975 гг.» (1996), «годы соцреализма между 1949 и 1956 гг. несомненно были отдельным примечательным явлением», но события 1956 г. способствовали возвращению литературы к ее прерванному соцреализмом развитию. Последующие четыре десятилетия вряд ли нуждаются во внутреннем членении, несмотря на все значительные изменения, происходившие в литературе. «Подлинная цензура в современной польской литературе относится к середине 70-х годов», - считал Яросиньский [2. S. 7], доведя свой рассказ о послевоенной польской литературе именно до этого рубежа. Как в этой своей книге, так и в монографии «Соцреализм над Вислой» (1999) Яросиньский выступил против попыток ряда критиков объявить литературу ПНР, особенно соцреалистического периода, «советской», созданной по заказу советской империи. «Нравится нам это или нет, соцреалис-тический эпизод относится к истории польской литературы XX в., ее произведения - к ее библиотеке» [3. S. 7].

«50 лет польской литературы. 1939-1989. Введение» (1996) - так озаглавил свою книгу Мариан Стемпень. Во вступительном слове автор отметил невозможность охватить в скромной по объему книге «все богатство современной польской литературы» и в изложении материала придерживался программы по литературе

Xорев Виктор Александрович - профессор, д-р филол. наук, зав. отделом Института славяноведения РАН.

для средней школы с тем, чтобы «прежде всего заинтересовать ее учеников и учителей. Это не означает, что и другие не могут обратиться к книге с определенной, надеюсь, пользой для себя» [4. S. 6]. Стемпень предложил свою периодизацию литературного процесса: 1939-1945, 1945-1948, 1949-1955, 1956-1970, 1970-1981, 1981-1989, не менее дробную, чем у Матушевского. Его книга отличается объективным изложением фактов, взвешенностью суждений, стремлением - наряду с успехами и просчетами литературы в стране - показать достижения писателей, творивших в эмиграции.

Глубокое исследование творческих судеб в первые послевоенные годы ведущих польских писателей в стране и эмиграции (Ю. Мацкевича, Г. Херлинг-Груд-зиньского, А. Бобковского, В. Гомбровича, А. Янты, М. Ваньковича, К. Прушинь-ского, В. Броневского, К.И. Галчиньского, Т. Боровского, Ю. Тувима, Я. Лехоня, К. Вежиньского, А. Слонимского, Я. Ивашкевича, Е. Анджеевского, Ч. Милоша, З. Коссак-Щуцкой, М. Домбровской, З. Налковской, А. Вата, Ю. Стрыйковского, критиков К. Выки и Я. Котта) предпринял М. Стемпень в книге «"Как в греческой трагедии". Польские писатели в ситуации выбора.1944-1948» (2005). В ее названии использованы слова Ч. Милоша, который сравнивал дилеммы, возникшие перед польскими писателями после окончания Второй мировой войны с переживаниями героев античной трагедии. М. Стемпень стремился дать «возможно более полное описание тогдашнего сознания писателей» [5. S. 6], опуская их более поздние размышления, признания, воспоминания.

Мечислав Домбровский, автор книги «Польская литература 1945-1995. Главные явления» (1997) оговаривался, что его книга - «не классическая история литературы» [6. S. 7], поскольку для целостного осмысления литературного процесса слишком мала необходимая историческая дистанция. Задачей книги является показать основные явления в развитии литературы на примере избранных авторов и текстов. Домбровский решительно выступил против разделения польской литературы на созданную в стране и эмиграционную.

Тадеуш Древновский опубликовал цикл лекций «Польская литература 19441989» под названием «Попытка соединения. Круги обращения. Образцы. Стили» (1997) [7]. Упор в книге сделан на попытке связать воедино разные сферы польской литературы, разные «круги ее обращения»: литература в стране и в эмиграции, «самиздат», которые часто рассматривались критиками в изоляции друг от друга.

Как «личную и часто субъективную» определил свою книгу «Двадцать лет с литературой. 1977-1996» (1998) критик Ян Томковский. Автор, по его словам, старался дать в ней «описание важнейших явлений, а не коллекцию имен и названий» [8. S. 6]. Его книгу отличает раскованный, эссеистский стиль повествования, повышающий читательский интерес.

В 2004 г. Томковский издал сборник своих эссе «Поселиться в библиотеке». В нем автор, в частности, рассмотрел процесс глобализации культуры в ХХ в., который специфическим образом отразился в литературе. «Кто знает, - иронически заметил Томковский, - не появится ли вскоре образцовый учебник европейской литературы, в котором не будет места для Библии, отцов церкви и религиозных писателей (а также Достоевского!). Возможно, после многолетних препирательств возникнет общий европейский канон, но я боюсь, что в итоге идеология будет доминировать над эстетикой» [9. S. 189].

Вопрос о том, в какой мере отстаивание национального своеобразия, поиски собственной идентичности в литературе совместимы с процессом глобализации в культуре, которая нивелирует национальную самобытность, волнует многих ис-

следователей. В конце ХХ в. в литературном творчестве происходят радикальные изменения. На первый план выходят явления «массовой» литературы, на периферию отодвигается «высокая» традиция, утрачивающая контакт с читателем. По словам известного писателя и футуролога Станислава Лема, массовая культура, в том числе литература, «засоряет мозг, выхолащивает воображение, искажает чувство вкуса. Пусть бы она существовала где-то на периферии, но нет - массовое месиво выдавливает настоящее искусство, которое становится все более элитарным, пока наконец, - если ничего не изменится, - не растворится в этом месиве» [10. S. 18].

Работа литературоведов и критиков по созданию целостной картины развития польской литературы после 1945 г. была продолжена в начале XXI в. Наиболее полно эта литература освещена в исследовании Станислава Буркота «Польская литература в 1939-1999 гг.» (2003), которое дополнило и обогатило ранее изданные автором книги «Польская литература в 1939-1989 гг.» (1993), «Польская литература в 1986-1995 гг.» (1996, 1997). Буркот подчеркивает преемственность в развитии литературы: «То, что мы имеем, своими корнями уходит в прошлое, от которого нельзя отказаться, которое нельзя отбросить» [11. S. 8].

Более популярный характер имеет книга Анджея Завады «Литературные полвека 1939-1989» (2001) [12]. Автор много внимания уделяет литературной жизни, историко-культурным процессам. Литературное творчество он рассматривает в проблемно-тематическом плане, не претендуя на глубокий анализ отдельных произведений.

Станислав Стабро в книге «Очерк польской литературы 1944-2000 гг.» (2002) попытался «взглянуть на историко-литературный процесс с точки зрения исторических, общественных и социологических факторов». «Моей целью, - пишет автор, - было скорее упорядочение фактов и синтетическое описание конкретного историко-литературного процесса в обозначенных мною хронологических рамках и стремление к объективности» [13. S. 7]. Предлагаемая Стабро хронология литературного процесса: 1944-1948, 1949-1956, 1956 - конец 1960-х годов, начало 70-х годов - 1989; начальная дата последнего периода - 1990 г. - совпадает с вступлением в литературу нового поколения. Критик, известный также как поэт поколения «новой волны» и один из создателей поэтической группы «Тераз», наибольшее внимание уделяет в своей книге поэтическому творчеству, особенно в 1980-1990-е годы, скороговоркой отмечая некоторые важные явления в прозе и драматургии.

Центральным в книге Мариана Киселя «Поколения и переломы. Очерки о польской литературе второй половины ХХ века» (2004) является вопрос о соотношении литературы в стране и в эмиграции. Рассмотрению последней посвящено более половины очерков. Автор находит общее между двумя ветвями литературы: сильную политизацию литературной жизни и художественного творчества, которая определила две противоположные литературные программы. «Литература в стране, - пишет М. Кисель, - тяготеет к реализму, литература эмиграции - к идеализму» [14. S. 14]. Несмотря на идейные и идеологические расхождения, эти две ветви литературы объединяют аналогичные эстетические поиски.

Учебное пособие «Польская литература ХХ века» (2005) Б. Каневской, А. Ле-гежиньской, П. Сливиньского [15] интересно тем, что построено по новому принципу: вместо описания процесса в нем даны портреты отдельных писателей и интерпретация некоторых их произведений, сгруппированных вокруг проблем «Какая Польша?», «Остается в памяти», «По отношению ко злу», «Искусство и экзистенция». Избранная авторами композиция выглядит довольно хаотичной и неубедительной.

В большинстве названных выше «Историй» литературы решается вопрос о периодизации литературного процесса после 1945 г., который, как правило, связывается с политическими событиями. Не анализируя аргументы каждого из авторов (для этого нужна другая

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком