научная статья по теме ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД АЗИАТСКИХ ЭСКИМОСОВ И СОВРЕМЕННОЕ РИТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НОВОГО ЧАПЛИНО И СИРЕНИКОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД АЗИАТСКИХ ЭСКИМОСОВ И СОВРЕМЕННОЕ РИТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НОВОГО ЧАПЛИНО И СИРЕНИКОВ»

ЭО, 2013 г., № 2 Д.А. Опарин

ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД АЗИАТСКИХ ЭСКИМОСОВ

И СОВРЕМЕННОЕ РИТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НОВОГО ЧАПЛИНО И СИРЕНИКОВ

Ключевые слова: Чукотка, эскимосы, ритуал, поминки, трансформация, анимизм

Статья посвящена распространенной среди азиатских эскимосов практике кормления духов. Поминальная церемония является наиболее организованным и ритуализированным видом кормления. Автор подробно описывает современный поминальный обряд азиатских эскимосов, показывает его вариативность и выделяет отдельные черты современного социального и ритуального контекста, в котором он отправляется.

Деятельность православной миссии среди коренного населения Чукотки вплоть до конца XX в. была малоуспешной. Несмотря на старания отдельных немногочисленных миссионеров, чукчи и эскимосы сохраняли традиционные верования и сопротивлялись слабым попыткам обратить их в христианство (^патетк 1999). Установление советской власти произошло довольно поздно, и еще в середине 1930-х годов шаманские практики были широко распространены (Головко, Швайтцер 2006: 107). Русское влияние на береговое чукотское и эскимосское население было минимальным. Если отдельные представители коренного населения и владели каким-то языком помимо родного1, то это был чаще всего английский (Крупник, Членов 1979: 27). В 1930-х годах с внедрением обязательного школьного начального образования, началом коллективизации и антирелигиозной пропаганды получил свое развитие процесс отхода от традиционных верований и ритуальных практик. Почти все традиционные эскимосские личные праздники2 перестали справляться в течение 1930-х годов (Крупник 1979: 29). В 1940-1950-е годы были закрыты все малочисленные и почти все крупные поселения азиатских эскимосов. Около 70% (Кгыртк, Ск1впог 2007: 59) всего эскимосского населения Сибири были вынуждены покинуть родные места и к концу 1950-х годов обосноваться в поселке городского типа Провидении (основан в 1937 году), в селе Новом Чаплино (основано в 1958 году), в единственном сохранившемся старом эскимосском селе Сирениках и в чукотских прибрежных селах Лаврентия и Лорино. Несмотря на потрясения 1930-1950-х годов, антирелигиозную пропаганду, интенсификацию контактов с пришлым русскоязычным населением и утверждение советской социально-культурной системы (интернат, клуб, партийная организация), азиатские эскимосы сохранили отдельные элементы традиционных верований. Одной из самых стойких ритуальных практик является церемония поминок по умершим, или ах'кысях'тулъык' (на чаплинском диалекте эскимосского языка).

Эскимосские поминки обрели новое значение в постсоветский период, ознаменованный индивидуализацией, идеологической пустотой и религиозной свободой. В этой церемонии отразились такие глобальные для российской Арктики процессы,

Дмитрий Анатольевич Опарин - аспирант кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; e-mail: dimaoparin@hotmail.com

как "общее усиление гордости за аборигенный образ жизни по всей России" (Anderson 2011: 74), сужение ритуального пространства и рост значения семейного и индивидуального в сохранении и трансформации культуры коренного населения Сибири.

В данной статье я собираюсь подробно описать современный поминальный обряд азиатских эскимосов, показать его вариативность и выделить отдельные черты того социального и ритуального контекста, в котором он справляется. Несмотря на простоту сценария поминок, эта церемония богата нюансами и в каждой семье проводится по-своему. Вариативность эскимосских поминок и в целом плюрализм моделей поведения в рамках современного ритуального пространства отражает социальное разнообразие Нового Чаплино и Сиреников3. Эскимосско-чукотское общество этих поселений очень гетерогенно. Кто-то "живет/ведет себя, как русский", какие-то семьи считаются "традиционными". Социальное и культурное разнообразие проявляется в рационе питания, интересах, видах отдыха, отношениях с родственниками и в том числе в особенностях семейных ритуальных практик. Я собираюсь показать, как социокультурный плюрализм преломляется в ритуальном пространстве. Следует отметить, что речь в данном случае идет не только о социальном разнообразии и противопоставлении традиционного и нетрадиционного образов жизни. К тому же ритуальное разнообразие обусловлено не только социальными различиями (уровень достатка, образования, ассимиляции). Каждая семья имеет свою собственную микротрадицию, являющуюся составной частью чукотского берегового наследия и сформированную индивидуальным опытом и личными представлениями об отношениях с умершими.

Ключевыми понятиями в разговоре о ритуальных практиках становятся культура и традиция. В данном случае я рассматриваю традицию как "гибкое понятие, объединяющее идеи, практики и институты, передающиеся от одного поколения к другому и изменяющиеся в процессе" (Oosten, Remie 1999: 2). Поминальные ритуалы, безусловно, трансформируются, оставаясь одновременно и для исследователей и для эскимосов частью динамичной традиции. Эскимосская традиция представляет собой совокупность семейных микротрадиций, иногда находящихся в противоречии друг с другом, но не теряющих из-за этого своей ценности. Современная эскимосская культура понимается мной "не как остаточный элемент былой первозданности, но скорее как актуальный набор практик" (Kulchyski 2006: 158) - реальных действий, с разной степенью регулярности совершаемых моими информантами.

В Чукотском Автономном Округе насчитывается 148594 представителей коренных малочисленных народов - чукчи (11498), эскимосы (1165), эвены (1252), чуванцы (717), юкагиры (105), коряки (45) и др. Коренное население составляет немногим менее 30% от общей численности жителей Чукотки. Эскимосы проживают в трех национальных поселках - Новом Чаплино, Сирениках, Уэлькале. Полевая работа была проведена в июле-сентябре 2011 г. в Новом Чаплино и Сирениках и в марте-мае 2012 г. в Новом Чаплино.

Новое Чаплино - национальное село, находящееся в бухте Ткачен в 20 км к северу от районного центра, поселка городского типа Провидения. Село было образовано в 1959 году на месте старых чукотских кочевий. Большая часть жителей Нового Чаплина - выходцы из закрытого властями в 1959 году эскимосского села Старое Чаплино (Уназик) и их потомки. Старое Чаплино было самым крупным поселением сибирских эскимосов в первой половине XX в., важнейшей точкой соприкосновения жителей Чукотского полуострова и Аляски (о. Святого Лаврентия) (Krupnik, Chlenov 2007: 68). В 1930-1940-е годы в Старое Чаплино были переселены жители закрывавшихся малочисленных эскимосских поселков - Авана, Кивака, Чечена, Сиклюка.

Новое Чаплино - ближайшее к Провидению и аэропорту национальное село в районе. Благодаря близости к районному центру и местоположению в спокойной бухте Ткачен, Новое Чаплино регулярно принимает туристов. В летнее время из-за отсутствия морского зверя в бухте Ткачен охотники вынуждены уезжать на специальную базу Инахпак, которая находится в 30 км от села. В Новом Чаплине проживают 467 человек5. Из них эски-

мосов - 334 человека, чукчей - 102, русских - 16. Чукчи составляют значительную часть населения двух номинально эскимосских национальных сел. Они принимают участие в эскимосских поминках, как родственники или как приглашенные. Однако данная статья построена на интервью в основном с эскимосами. Береговые чукчи имеют иные похоронные и поминальные традиции, лучше всего сохранившиеся в чукотских прибрежных национальных селах Янракыннот, Нунлингран, Лорино.

Сиреники - единственное древнее эскимосское село, в котором продолжают жить люди. Оно располжено в 50 км к югу от Провидения в открытом море. Географическое положение позволяет вести круглогодичный промысел. В Сирениках проживают 507 человек6. Из них 240 эскимосов и 181 чукча. Если Новое Чаплино в советское время считалось образцовым культурным селом района с сильной школой и известным в регионе народным ансамблем, то Сиреники отличались высоким уровнем развития сельского хозяйства - оленеводства, звероводства и морского зверобойного промысла. Новое Чаплино сохранило свое культурное и образовательное значение, в Сирениках же в 1995 г. закрылась звероферма, осталась лишь одна оленеводческая бригада, наблюдается кризис в зверобойном промысле. Отличительной особенностью Сиреников является богатый локальный культурный ландшафт - каждая сопка, ручей и гора внутри поселка и за его пределами имеют свое эскимосское название, известное практически всем коренным жителям вне зависимости от возраста.

Кормление духов1 (умерших людей, в том числе и предков) - разнообразная ритуальная практика, широко распространенная практически среди всех коренных жителей Нового Чаплино и Сиреников, за исключением отдельных христиан. Многообразие поводов, мест и материальных объектов кормления (часто люди кормят предметы, символизирующие умерших и обладающие их силой) представляет определенные трудности для классификации этого культурного явления. Поминальная церемония является наиболее организованным и ритуализированным видом кормления. Однако в течение года совершается множество других менее упорядоченных действий кормления духов. Прежде, чем перейти к описанию поминального обряда, я попытаюсь дать характеристику практики кормления во всем ее многообразии, чтобы представить исследуемый ритуал поминовения усопших в его духовном контексте.

Самый распространенный вид кормления предков я бы назвал обыденным или ежедневным кормлением. В некоторых семьях кормить предков принимаются по несколько раз в день, перед каждой едой. Люди отламывают маленькие кусочки от еды и бросают их в сторону, окунают палец в стакан или чашку с напитком и разбрызгивают пару капелек. В некоторых семьях предков кормят только перед началом употребления какого-нибудь редкого или дефицитного продукта (аляскинская еда, корюшка из Анадыря) или просто сразу после открытия новой пачки чая или печенья. Анна Керттула пишет, что эта практика "была такой обыденной среди чукчей и эскимосов, что ни одно открытие новой еды в доме не обходилось без кормления духов" (КвгшПа 2000: 77). Часть м

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком