научная статья по теме ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ МЫСЛИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ МЫСЛИ»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Слободан Пайович (Сербия)

Понятие интеграции в латиноамериканской мысли

В статье рассмотрены две темы — формирование латиноамериканской мысли как самостоятельного явления и ее значение для процесса экономической, политической и культурной интеграции региона.

Ключевые слова: латиноамериканская мысль, СЕРАЬ, экономическая и культурная интеграция, модель экономического развития.

У мысли нет границ. Но осознанная идентичность, несомненно, позволяет мыслить свободно и в то же время по-своему.

Томас Элой Мартинес СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МЫСЛЬ?

Прежде чем определить, какое место в латиноамериканской мысли занимает интеграция, необходимо сказать несколько слов о том, существует или не существует эта мысль как феномен, требующий изучения и анализа. В многочисленной научной литературе на эту тему превалирует тезис о том, что существует самостоятельная «латиноамериканская интеллектуальная история», основанная на широкой политико-социальной, экономической и философско-культурной мысли. Понятие «латиноамериканская интеллектуальная история» включает в себя совокупность идей, воззрений, постулатов и представлений, которые были выработаны в Латинской Америке при анализе идентичности, культуры, социума, экономики, политики, идеологии, религии, философии, т.е. в целом — истории. Следовательно региональное мышление есть широкое понятие, охватывающее основные темы исторического развития Латинской Америки1. На самом деле интеллектуальная история как понятие действует гибко и вне создаваемых систем, оно выделяет в них соответствующие компоненты, которые представляют собой так называемые «идеи-ядра». При распространении последние обретают собственные силу, динамику и характеристики, способные ока-

Слободан Пайович — профессор, директор Департамента по изучению стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Университет Мегатренд, Белград, Республика Сербия (spajovic@magatrend.edu.rs).

зывать влияние большее, чем первоначальные «идеи-ядра»2. Точно так же как мысль не имеет границ, так и не существует универсальной мысли, поскольку нет универсальных решений различных проблем, которые возникают и взаимодействуют в разных странах мира, конфликтуя или сосуществуя друг с другом.

Однако, поскольку имеются различные подходы, позиции и интерпретации, существуют проблемы определяющего характера. Отправной точкой здесь является тезис о том, что латиноамериканская мысль начинает проявляться более конкретно незадолго до обретения этими странами политической, экономической и культурной независимости, поскольку новые нации искали собственную манеру чувствовать, мыслить и говорить об «американском» и «национальном». Латиноамериканская мысль возникает как подвижный аналитический феномен, претендующий на то, чтобы дать оригинальное и одновременно творческое объяснение новому и очень сложному региональному контексту. Другими словами, она не ограничивается лишь теоретическими внерегиональными моделями, а наоборот, опираясь на них, выстраивает собственное видение новых исторических условий, которые характеризуются высокой степенью противоречивости3.

Термин «латиноамериканская мысль», понимаемая как совокупность идей о судьбах Латинской Америки, был введен в научный оборот в 40-е годы прошлого столетия. С того времени растет число научных публикаций, посвященных выдающимся интеллектуалам XIX и XX вв. Тогда же появилась и фигура латиноамериканского мыслителя как ключевого элемента в понимании процесса интеллектуального развития региона. Латиноамериканских мыслителей следует воспринимать как интеллектуалов, которые находятся в постоянном поиске ответов на вызовы, стоящие перед их странами и регионом в целом. Так появляются различные политические проекты и концепции подхода к изучению истории и культуры, доказывающие, что необходима четкая собственная позиция4.

В любом случае можно утверждать, что в Америке думают по-иному, чем в Европе, ведь мысль возникает не только на базе великих философских систем, а также благодаря анализу корней и основных характеристик сложной идентичности в самом широком понимании этого слова, которая интегрируется и распадается в ходе различных процессов формообразования. Уже с середины XIX в. Латинской Америке стали говорить о том, что не существует универсальной философии, так как нет универсальных решений проблем, составляющих собственно ее суть. Исходя из этого каждая страна, каждая эпоха, каждый философ имеют собственную философию, которая с большим или меньшим успехом распространяется в течение того или иного отрезка времени именно потому, что каждая страна, каждая эпоха и каждая философская школа «выработали присущие именно им решения проблем человеческого духа» — писал Хуан Баутиста Альберди — один из величайших аргентинских мыслителей, инициатор разработки конституции Аргентины5.

Эти размышления помогают понять тот факт, что латиноамериканская история всегда использовала идеи, касающиеся таких областей, как политика, социум, экономика, юриспруденция, образование, религия, искусство и в некоторой степени наука и философия, чтобы создать новый исторический подход к изучению всего комплекса идей, зародившихся в этой части мира. Речь идет о возникновении не известного ранее понимания истории и идентичности, а не просто философского метода. На укоренение подобного понимания оказало влия-

ние, помимо различного рода научных течений, глубокое критическое осмысление действительности, которое привело к серьезной ревизии в интеллектуальной сфере, придав историчность всему мышлению той эпохи. Именно благодаря этой историчности история идей ассоциируется с «поворотом вокруг себя латиноамериканского философского сознания»6.

Народы Латинской Америки должны были усвоить исторический опыт эпохи колониального господства, затем преодолеть его последствия в политике, экономике, культуре и религии и параллельно найти новые принципы формирования собственной идентичности и выработать идеологические концепции, чтобы включиться в изменившийся международный контекст в качестве молодых независимых демократических государств. Поэтому изучение латиноамериканской мысли должно опираться на глубокое знание народов, составляющих эту огромную географическую зону, которая простирается от Рио Браво до аргентинской Патагонии и Антильских островов7.

Таким образом, «латиноамериканская мысль» — это результат многочисленных и разнообразных интеллектуальных усилий всего региона. На начальном этапе, в течение XIX в., она отражала постоянный поиск собственной исторической идентичности, равноудаленной как от Европы, так и еще более от Северной Америки. Этот период ее развития дал человечеству таких великих мыслителей, как С.Боливар, А.Бельо, Х.Марти, которые предприняли попытку объяснить, что есть для их народов политическая, экономическая и культурная независимость, опираясь в основном на постулаты утопического идеализма и на богатое культурное, этническое и языковое наследие Латиноамерики. Однако их концепциям противостояли идеи Д.Сармьенто и тех мыслителей, которые считали, что латиноамериканская культура — это просто копия европейской культуры, результат ее распространения8.

Представляется, что латиноамериканский мыслитель пытался изменить многие стереотипы, сложившиеся в отношении Латинской Америки как в самом регионе, так и за его рубежами. Для него «мыслить» означало активно «служить», выстраивая такую политическую линию, которая указывала бы путь, другими словами, он предлагал решение9. Таким образом на основе междисциплинарного подхода были выдвинуты различные предложения, или альтернативы, в форме многочисленных «идей-суждений» или «идей-понятий» о Латинской Америке, что стало результатом развития всего спектра интеллектуальных размышлений и попыток дать определения понятиям «мы» и «наше».

Однако во второй половине прошлого века мы все чаще задавались вопросом, есть ли у стран Латинской Америки общая история. Ответов много, причем самых разных, включая и те, что обусловлены и отягощены различными политическими и идеологическими интерпретациями. Здесь следует отметить, что существует даже отдельная терминология, которая доказывает существование различных подходов к этой теме: «Америки», «Испаноамерика», «Индоамерика», «Латиноамерика», «Ибероамерика» и «Лусоамерика». За этим терминологическим разнообращием скрываются определенные идеологические подходы.

Все это позволяет нам сделать вывод, что тема латиноамериканской интеграции в самом широком смысле, включая и образ мышления, возникает из самой действительности и из тех задач, которые эти страны и народы должны были решать, определяя свое будущее. В этом смысле следует оце-

2 Латинская Америка, № 4

33

нить то наследие исторического латиноамериканского опыта, который породил собственное региональное сознание, имевшее и продолжающее иметь различные формы проявления. Это дает основание говорить, что в результате многообразного взаимодействия сейчас Латинская Америка — это, может быть, регион, где с исторической точки зрения имеют место наибольшие усилия в сфере региональной кооперации и интеграции10.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ИДЕНТИЧНОСТИ

Основная гипотеза изложения в данном эссе заключается в том, что самый высокий уровень взаимодействия латиноамериканских стран наблюдается в сфере региональной интеграции. При этом само понятие «интеграция» рассматривается в самом широком смысле, включая внутри- и междисциплинарный уровень, и с учетом, естественно, особенностей ее проявления и содержания. Без сомнения, многочисленные интеграционные идеи имели огромное влияние в период формирования латиноамериканской мысли, и именно поэтому латиноамериканские интеллектуалы приложили максимум усилий к тому, чтобы найти собственные интерпретации, формулировки и даже ответы на национальные и региональные вызовы своего времени. В конечном счете, на вопрос, существует или не существует понятие латиноамериканского интеграционизма, можно ответить, синтезируя содержание дискуссий, которые велись и ведутся по сей день на эту тему. Однако при этом всегда надо учи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком