научная статья по теме ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕОРИИ ПРАВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕОРИИ ПРАВА»

Н.Н. Лебедева

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЕОРИИ ПРАВА

Правовая культура - чрезвычайно емкое явление. Ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, так как, являясь составной частью общечеловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. Не случайно, что к подавляющему большинству проблем построения правового государства и гражданского общества вопросы формирования правовой культуры имеют самое прямое отношение.

В юридической науке, как и в культурологии, нет единого понимания ни самого термина «культура» вообще, ни правовой культуры, в частности. Несмотря на то, что предложено множество его толкований, универсального, сущностного определения культуры, получившего бы общепризнанное распространение, до настоящего времени нет. В свою очередь, В.М. Боер полагает, что, возможно, такого определения и быть не может, «ибо нелегко заключить в конечную форму нечто, непрерывно развивающееся»1. Полагаем, что данное замечание не имеет существенного значения, поскольку любому понятию, даже столь динамичному, можно придать точный смысл. Тем более, что специфической особенностью права является употребление терминов, которые строго определены.

Выработка определения понятия правовой культуры связана с определенными

1 Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории). Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 1993. С. 62-63.

теоретическими и методологическими трудностями, которые вызваны многогранностью данного феномена2.

В настоящее время в юридической науке сложился ряд методологических подходов к исследованию правовой культуры.

Много сторонников имеют аксиологи-чески й подход к изучению правовой культуры. При этом, правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества. Такой подход обеспечивает характеристику правовой культуры как меры гуманизации человека и общества3, позволяет четко отграничить правовую культуру от других близких и взаимосвязанных с нею правовых категорий, обосновать ее преемственность и подчеркнуть, что к ней относятся лишь процессы и явления, которые отражают сущность правового государства и гражданского общества, его основные устои и принципы4.

Аксиологическое направление в исследовании правовой культуры основывается на философском изучении именно ценностного аспекта культуры и дает возможность определить социальные основы правовой культуры, объективные свойства ее нор-

2 Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для вузов. М.: Дело, 2001. С. 151.

3 Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. Л., 1990. С. 14-16.

4 Боер В.М. Указ. соч. С. 70.

мативности, духовные и нравственные аспекты. В данном случае «прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества, без которой правовая культура невозможна»1.

Определенное значение в юридической науке имеет функциональное исследование правовой культуры. Основное содержание данного подхода состоит в уяснении роли правовой культуры под углом зрения деятельности субъектов права, критерием которой является соответствие ее высшим ценностным критериям права. В данном случае под правовой культурой следует понимать совокупность всех элементов юридической надстройки, рассматриваемую в динами-ке2. Используя функциональное определение правовой культуры, можно говорить о связи ее содержательной стороны со степенью развитости социальных качеств субъектов права, активной преобразующей роли человеческого мышления в сфере правовой культуры.

Существует также деятельностный подход к определению правовой культуры, который акцентирует внимание на различных сторонах или характеристиках человеческой деятельности. В этом аспекте культура понимается как синоним творческой деятельности, как воплощение творческих сил общества, как специфический способ человеческой деятельности. Сторонники данного подхода подчеркивают, что правовая культура возникает, развивается и преобразуется с помощью деятельности. Причем речь идет именно о творческой деятельности. Процесс деятельности и составляет ее содержание, а также результативную сторону. Одним из направлений деятельностного подхода является технологический. Его представители3 особо отмечают, что систематизирующим прин-

1 Агибалова E.H. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Гос-во и право. 2001. № 10. С. 108.

2 Сальников В.П. Социалистическая законность: правовая культура и эффективность // Административно-правовые аспекты правового воспитания личного состава органов внутренних дел. Киев, 1984. С. 4.

3 Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1998. С. 12-15.

ципом выступает специфический способ организации и развития общественно-человеческой деятельности. Культура рассматривается как определенная система социальных норм и учреждений, регулирующая взаимоотношения между людьми и их отношение к природе.

В рамках деятельностного подхода правовая культура определяется как деятельность «такого качества, при котором наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям, согласованность поведения с правовыми нормами, включая в себя использование, соблюдение и исполнение предписаний правовых норм, в результате чего происходит постоянное обогащение системы правовых культурных ценностей и дальнейшее гармоническое развитие самого человека»4.

Особый интерес представляет семиотическая концепция культуры, которую, в частности, разрабатывали Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский и которая является комплиментарной ценностному и деятельностному подходам. Ученые акцентировали внимание на том, что культура представляет собой знаковую систему, и определяли культуру как «непосредственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний»5.

Существуют и иные подходы к пониманию правовой культуры. Ее определяют, например, как правовую среду обитания людей, совокупность текстов, когда-либо легитимированных как правовые, и механизм по их созданию, хранению и трансляции6, особый социальный механизм, с помощью которого обеспечивается в соответствии с достигнутым уровнем правового сознания производство, сохранение и передача правовых ценностей, информации, традиций, способ-

4 Кейзеров И.М. Политическая и правовая культура. М., 1983. С. 115.

5 Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2000. С. 487.

6 Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуни-кативный подход: Курс лекций. 2-е изд., доп. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 450.

ствующих правомерному и социально активному поведению людей1; как постоянно совершенствующего процесса поступательного развития правовой действительности, а с другой стороны, как совокупности достигнутых результатов в сфере права в целом2; как выражение государственно-правового опыта конкретных социальных общностей и индивидов в материальных и духовных процессах, продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их юридически значимое поведение3.

Профессор А.Б. Венгеров определяет правовую культуру как «более высокую и емкую форму правосознания»4. Существенным недостатком данной трактовки является игнорирование деятельности субъектов, обладающих правосознанием, и ее результатов. Правосознание - это лишь одна из характеристик правовой культуры. Нельзя считать правильным и включение в определение правовой культуры факторов, влияющих на последнюю.

Представляется, что многообразие различных подходов к определению правовой культуры правомерно. Однако те или иные авторы при разных подходах зачастую абсолютизируют отдельные аспекты правовой культуры.

Приведенные определения и трактовки правовой культуры отражают лишь грани ее проявления, социальные феномены, на которые она распространяется и из которых развивается. Кроме того, сама по себе правовая культура - это не просто сознание и деятельность определенного рода, но и испытывающая воздействие права материальная и духовная сфера жизни, вся область воздействия права на общественные отношения.

1 Федорин В. П. Правовая культура как фактор укрепления социалистической законности: Теоретические вопросы. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1986. С. 16.

2 Кожевников В.В. Профессиональная правовая культура как условие эффективности правоприменения в органах внутренних дел. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 37-38.

3 Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С. 13.

4 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для

юрид. вузов. М.: Юриспруденция, 2000. С. 321.

По нашему мнению, нельзя сводить правовую культуру лишь к системе правовых ценностей, деятельности, какому-либо иному элементу, так как, оставляя в стороне или преуменьшая значение при ее определениях других структурных элементов, познание сущности правовой культуры будет неполным. В связи с этим, наиболее приемлемым можно считать создание интегрированного (синтетического) подхода к пониманию правовой культуры на основе ее структурного анализа. Такой подход выступает методологическим основанием для анализа всех проявлений правовой культуры.

Данное положение подтверждается наблюдающимся взаимным сближением, обогащением рассматриваемых концепций, хотя и они продолжают самостоятельное существование. В последние годы наметилось ведущее положение двух концепций правовой культуры - как творческой деятельности и как специфического способа человеческой деятельности, наблюдается их взаимодополняемость. Представители этих концепций ориентируются в своих исследованиях на анализ различных, однако естественно предполагающих друг друга объектов, правовой культуры личности и п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком