научная статья по теме Понятие воскрешения в Философии Н. Ф. Федорова Биология

Текст научной статьи на тему «Понятие воскрешения в Философии Н. Ф. Федорова»

сравнение американских городов с российскими обнаруживает как отличительные, так и общие черты, нуждающиеся в более глубоком изучении.

Список использованных источников и литературы

1. Adamson M.R. The makings of a fine prosperity: Thomas M. Storke, the Santa Barbara News-Press, and the campaign to approve the Cachuma Project / M.R. Adamson // Journal of Urban History. - 2004. - Vol. 30, № 2. - P. 189-212.

2. Blockmans W.P. Reshaping cities: the staging of political transformation / W.P. Blockmans // Journal of Urban History. - 2003. - Vol. 30, № 1. - P. 7-20.

3. Casellas A. Barcelona's urban landscape: the historical making of a tourist product / A. Casellas // Journal of Urban History. - 2009. - Vol. 35, № 6. - P. 815-832.

4. Coronado J.M., Rodriguez F.J., Urena J.M. Linear planning, and the automobile: Hilarion Gonzales del Castillo's colonizing motorway, 1927 - 1936 / J.M. Coronado, F.J. Rodrigues, J.M. Urena // Journal of Urban History. - 2009. - Vol. 35, № 4. - P. 505-530.

5. Heathcott J. The city quietly remade: national programs and local agendas in the movement to clear the slums, 1942 - 1952 / J. Heathcott // Journal of Urban History. - 2008. -Vol. 34, № 2. - P. 221-242.

UDC 94(7) + 94(470)

Yakovleva Natalia

Elabuga teachers training university, Elabuga, Russia Naty-291287@yandex. ru

URBAN PLANNING AS AN AREA OF HISTORICAL URBANISM

Urban planning is considered in the context of urban history because of its fundamental importance in the development of the city. The necessity of studying this field by historical science because of its ability to explain the problems of social sphere and to develop the concepts of urban growth, opening a new view on aspects of urban life is substantiated.

Keywords: urban planning, boosterism, urban growth strategies, urban fabric, urban redevelopment, highway engineering, division into districts.

УДК 091

Бренькова Александра Сергеевна, аспирант Санкт-Петербургский государственный университет г. Санкт-Петербург, Россия bylonkob@mail. ru

ПОНЯТИЕ ВОСКРЕШЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ Н.Ф. ФЕДОРОВА

Понятие воскрешения в философии Н. Ф. Федорова может рассматриваться в трех различных аспектах: как возвращение «золотого века» человечества, как антипод рождению и как осуществимый проект. Воскрешение - это долг сынов по отношению к отцам, он вытекает из самого природного существования человека. Проект воскрешения - центральная тема статей философа, ядро его практической концепции.

Николай Федорович Федоров - известный русский философ рубежа XIX-XX веков. Воскрешение является центральной темой рассуждений мыслителя, вокруг которой выстраивается вся его философия.

История долга воскрешения берет свое начало непосредственно с появления человека. Именно для него человек и «востал», т.е. принял вертикальное положение человек. Это дало ему огромный импульс к трудовой деятельности, которая, изредка обусловленная животными инстинктами, имела своей целью служение отцам. Федоров считал, что всякое проявление активности человека после «востания7» связано с осознанием им тотального состояния смертности, в котором он находится, и попытками с помощью земледельческого труда не только поддержать жизнь живущих, но и восстановить жизнь умерших. Труд на земле у Федорова приобретает особый смысл в связи с пониманием мыслителем греха. Он для него скорее не действие, но, наоборот, не-действие, отказ человека от регулирования, управления природными процессами, что и составляет, по Федорову, божественное его предназначение. Только человек может быть проводником божественных энергий в мир, быть посредником между тварью и ее творцом. Отказ от этой роли разорвал иерархию: Бог замкнулся в себе, а человек попал под власть тех сил, повелителем которых был поставлен8. Эта зависимость человека от природы достигла таких пределов, что вызвала острую борьбу за жизнь каждой отдельной личности, что в последствие и вызвало рознь между людьми. По мнению же Н.О. Лосского, все должно было быть ровно наоборот: «рознь между людьми и рознь человека с природой ведет к тяжкой борьбе за существование9». Таким образом, и получается, что «не Бог оставил мир, а человек с миром оставил Бога10». Здесь Н.Ф. Федоров открывает нам огромную степень свободы человека. Его отпадение от Бога ведет за собой и отделение от природы, что и выражается в неродственных с ней отношениях. По сути, эта неродственность оказалась лишь следствием нашего бездействия, как человечества, невыполнения завета Бога. Для Федорова не только возвращение тех первоначальных взаимоотношений с природой до грехопадения человека имеет первостепенное значение. Необходимо и объединение человечества для важнейшей, указанной Богом цели - воскрешения. Понимание этой задачи начинается с акта «востания» как необходимого в развитии человеческого существа. Для Федорова вертикальным положением человек не только противопоставил себя природе, но и осознал символическое его значение: «переход из горизонтального в вертикальное положение и обратно слились в представлении и в понятии с переходом от смерти к жизни и обратно11». Так и произошло осознание смертности человеком одновременно с осознанием его устремленности к небу. С «востанием» человека, с появлением у него разума, возникает и представление об идеале - бессмертном существовании, которое силами объединенного человечества непременно должно быть осуществлено.

Понятие воскрешения непосредственно связано и с рождением. Обычно, говоря о природе, всегда вспоминают о рождении как одной из главных характеристик этого понятия. Однако это глубоко неверный взгляд, по мысли Н.Ф. Федорова. Природный способ существования определяется прежде всего актом смерти. Но она не так неотвратима, как кажется. Смерть есть просто отражение недолжного состояния человечества, его несовершеннолетия, «неспособности к взаимному восстановлению или поддержанию жизни», то есть к воскрешению. Естественно, эта неспособность выражается в розни, подчиненности природе и вытекающих отсюда социально-политических последствиях. Тем не

7 Н.Ф. Федоров отказывается писать это слово в привычной форме, как «восстание», видимо, не желая его сближать с таким проявлением розни как бунт, восстание.

8 Хомяков Н.Б. Deux ex machine: рационализм и мистицизм в «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1995. С.157.

9 Лосский Н.О. Н.Ф. Федоров. // Н.Ф. Федоров: pro et contra. В 2х кн. Кн.1. Сост. А.Г. Гачева, С.Г. Семенова. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С.713.

10 Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2х т. Т.1. - М.: Изд-во АСТ, 2003. С.209.

11 Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2х т. Т.2. - М.: Изд-во АСТ, 2003. С.132.

менее, возвращение к идеальному состоянию начинается уже с первых страниц истории человечества. Это доказывает философ и при рассмотрении первого человеческого общества. Оно было основано «на чистой взаимности, которая между родителями была результатом не полового уже влечения, а между родителем и сыном не была следствием корыстного чувства12». Под «сыном» здесь подразумевается первый сын, не оставивший родителей, «сын человеческий» - важнейшее понятие, по сути заменяющее у Федорова просто «человека». Чувство сына после смерти отцов мыслитель называет «мировой скорбью», которая есть «сокрушение о недостатке любви к отцам и об излишке любви к себе самим; это скорбь об извращении мира, о падении его, об удалении сына от отца, следствия от причины13». Естественно, при практичном подходе Федорова даже это чувство должно непременно переходить в дело, а его «деловым» выражением и является всеобщее воскрешение. Интересно заметить особое понимание смерти философом, ее некоторую «недействительность». Фактически все умершие, когда бы не произошел их уход из жизни, минуту, час или год, тысячелетие назад, должны считаться как бы клинически мертвыми, а все сыны и дочери умерших матерей, отцов, предков должны почувствовать и осознать себя призванными на отыскание всех возможных средств для их возвращения к новому, уже бессмертному существованию14. Чувство смертности и стыд рождения - это существенная отличительная черта человека. Целомудрие непосредственно вытекает из стыда рождения и требования воскрешения всех умерших, так как для последнего должен прекратиться и процесс рождения. Понимание целомудрия только как невинности, девственности является только одним из видов его - «отрицательным». Это целомудрие имеет своей целью привести человека к осознанию и управлению той слепой силой природы, которая скрывается внутри. Для истинного целомудрия недостаточно одного воздержания, так как «пост в смысле полного отрицания питания есть самоубийство индивида, а всеобщая девственность - самоубийство рода15». Поэтому необходимо «положительное» целомудрие, которое является действенным средством против рождения как противоположности воскрешению. Метафизически целомудрие выражается в учении о Святом Духе как объединение сынов и дочерей в общей любви к отцам одновременно с отрицанием половой любви. Итак, сам процесс воскрешения, по мнению Н.Ф. Федорова, отталкивается от рождения, как от своей противоположности; это природное событие рассматривается в качестве одного из атрибутов падшего человечества. Воскрешение - не только главный проект у Федорова. Оно является еще и средством возвращения в идеальное состояние человечества, которое выражается гармоничными отношениями с природой, братскими отношениями между самими людьми и воскрешением как единственно правильным образом действий в отношении к умершим отцам.

Список использованных источников и литературы

1. Лосский Н.О. Н.Ф. Федоров. // Н.Ф. Федоров: pro et contra. В 2х кн. Кн.1./ Сост. А.Г. Гачева, С.Г. Семенова. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004.

2. Семенова С. Г., Гачева А.Г. Смерть, бессмертие и воскрешение в «Философии общего дела». // Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений 8-10 декабря 1995г. Москва. Вып.1. - М.: Наследие, 1996.

3. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2х т. - М.: Изд-во АСТ, 2003.

12 Там же. С. 88.

13 Там же. С. 89.

14 Семенова С., Гачева А. Смерть

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком