научная статья по теме ПОРТРЕТ ОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ XVI СМОТР ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО КИНО В КАТАЛОНИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ПОРТРЕТ ОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ XVI СМОТР ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО КИНО В КАТАЛОНИИ»

КУЛЬТУРА

Т.Н.Ветрова

Портрет одного фестиваля

XVI смотр латиноамериканского кино в Каталонии

Статья знакомит с не известным нашей публике кинофестивалем латиноамериканского кино, проводимом в Испании в каталонском городе Лейда с 1995 г. Дается исторический экскурс в историю становления этого киносмотра, а также рассматриваются конкурсные программы фильмов и параллельные ретроспективы смотра 2010 г., анализируются фильмы-призеры.

Ключевые слова: иберо-американское кино, современность, история, режиссура, сценарий.

Фестивалей, посвященных латиноамериканскому кино, немного. Главный, самый масштабный из них, проводится в Гаване с 1979 г.; долгая 35-летняя история у Фестиваля иберо-американского кино в испанском городе Уэльва (на страницах нашего журнала в 1980—1990-е годы неоднократно освещались события этого киносмотра); на заре ХХ! в. в самом центре Испании, в Мадриде, впервые прошла «Неделя иберо-американского кино в Вильяверде».

Уже два десятилетия подряд в двух французских городах Тулузе и Биаррице устраиваются Встречи деятелей латиноамериканского кинематографа, причем в названии фестиваля в Биаррице особый акцент делается на слове культура: это не только встреча кинематографистов, но и праздник культур Латинской Америки, где на равных могут участвовать литература и театр, живопись и фотография, музыка и народное творчество. Несколько моложе и скромнее по масштабам Фестиваль кино Южной Америки, организованный в Марселе продюсером и режиссером Атауальпой Личи.

15 лет назад в Каталонии (Испания) заявил о себе еще один кинофестиваль — «Смотр латиноамериканского кино в Лейде». Ему удалось удержаться на плаву невзирая на жесткую конкуренцию многочисленных и разнообразных (их более сотни!) испанских кинофестивалей и постепенно завоевать авторитет по обе стороны океана. Впервые смотр был организован в 1995 г. по инициативе Латиноамериканского центра этого города при поддержке муниципалитета и департамента туризма.

Татьяна Николаевна Ветрова — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института киноискусства (t.vetrova@mtu-net.ru).

4* 83

Тогда в пятидневной программе было показано 12 фильмов, зрители могли также увидеть выставку кубинских киноплакатов, впоследствии подобные тематические экспозиции стали неотъемлемой частью фестиваля в Лейде. Поначалу среди немногочисленных гостей смотра были известные актеры — аргентинец Федерико Луппи и мексиканка Пат-рисия Рейес Спиндола. Благодаря успеху у зрителей смотр начал расширяться: уже на следующий год число показанных фильмов перевалило за 20, и в программу вошли ретроспективы, начало которым положило «Кино Колумбии». К организаторам смотра присоединился «Дом Америк в Мадриде», и с каждым годом фестивальные программы становились все разнообразнее и насыщеннее. Сюда стали приезжать ведущие режиссеры и актеры Латинской Америки и Испании: можно назвать имена актеров Педро Арменда-риса младшего (Мексика), Дарио Грандинетти (Аргентина), режиссера Фернандо Соланаса, кубинского мультипликатора Хуана Падрона и многих других. Традиционными здесь стали «Чествования известных кинематографистов» — просмотры картин с их участием, а также чествования писателей, творчество которых связано с кино: Жоржи Амаду, Габриэля Гар-сиа Маркеса, Хосе Луиса Борхеса.

В 1997 г. в Лейде ввели премию зрительских симпатий, которую вручили фильму «Дикие кони» («Caballos salvajes») аргентинского режиссера Марсело Пинейро. Этапное событие в истории смотра произошло в 2001 г.: было создано международное жюри, первым его президентом стал знаменитый испанский режиссер Хуан Антонио Бардем. Вначале в конкурсе участвовали только полнометражные художественные фильмы, три года тому назад основной конкурс дополнился документальными и короткометражными лентами.

Важное значение этого киносмотра, безусловно, заключается в том, что он дает дорогу в европейский прокат многим латиноамериканским фильмам: так в Лейде путевку в жизнь, т.е. на зарубежные экраны, получили такие выдающиеся картины, как «Центральный вокзал Бразилии» («Estación central de Brasil») Валтера Саллеса или «Элитный отряд» («Tropa de elite») Жозе Падильи. Здесь же в 2001 г. состоялась европейская премьера аргентинского фильма «9 королев» («Nueve reinas») Ф.Белинского, завоевавшего приз за лучшую режиссуру, впоследствии у этой картины был кассовый успех и в Испании, и в других странах (ее не раз показывали и по нашему телевидению). С прошлого года кинофестиваль в Лейде стал называться «Смотр латиноамериканского кино в Каталонии» («XVI Mostra de cinema latinoamericá de Catalunya»), и его директор Хуан Феррер отмечает,

что название изменилось неслучайно, поскольку вот уже на протяжении многих лет это единственный специализированный по данной тематике кинофестиваль в этой испанской провинции. Вообще нужно признать, что очень много зависит от руководителя фестиваля, по существу заботливого и деятельного хозяина, который со своей немногочисленной командой печется обо всем на свете! Мне вспоминаются золотые годы фестиваля в Уэльве, когда директором был его вдохновитель и организатор Хосе Луис Руис Диас. Сейчас это время расцвета ушло в прошлое... Смотр в Лейде, напротив, набирает обороты, неизменно предлагая зрителям интересную многогранную программу. Закономерно, что его руководитель Х.Феррер в 2001 г. получил приз «Дома Америки в Мадриде» как лучший программный директор кинофестивалей.

В апреле этого года мне впервые посчастливилось побывать на киносмотре в Лейде в составе жюри конкурса полнометражных художественных фильмов. Наше жюри (пять человек) состояло в основном из критиков, историков кино, сценаристов, иными словами, людей, пишущих о кино и для кино. Президент — Мануэль Идальго, автор нескольких романов, киносценариев, а также книг об известных испанских режиссерах Л.Берланге, К.Сауре. Клаудио Утрера — кинокритик, бессменный директор международного кинофестиваля в Лас Пальмас; Мануэль Перес Эстремера — человек хорошо известный в мире иберо-американского кино — он был генеральным директором Комитета испанской кинематографии и аудиовизуальных искусств, одно время возглавлял испанское телевидение, опубликовал ряд работ о латиноамериканском кино. Федерико Рибес — испанский оператор, работает в кино с 1980 г., делал фильмы в Аргентине и Мексике, Перу и Венесуэле, где они не раз отмечались премиями. На этом смотре вне конкурса демонстрировался снятый им фильм «Никчемная жизнь» («Ма1ашиейе») режиссера Висенте Переса Эрреро. К сожалению, премия за лучшую операторскую работу в регламенте не предусмотрена, а достойных номинантов в представленной программе нашлось бы немало.

Работать в жюри было интересно и увлекательно. На смотре в Лейде, старинном и красивом городе, который пересекает река Сегрэ, царила необыкновенно дружеская, теплая атмосфера. Все участники фестиваля жили в одном отеле, между ними не было никаких протокольных барьеров. Во время совместных трапез шли оживленные беседы на разные темы, можно было знакомиться сразу со всеми и не надо записываться на интервью, чтобы поговорить с любым, даже самым именитым кинематографистом, будь то актер или режиссер. К тому же в том, что кинофестиваль проходил в небольшом городе, есть свои плюсы: кинозалы и выставки находятся в шаговой доступности, а когда ты идешь пешком, то можешь лучше узнать город.

Конечно, сердцевину любого кинофестиваля составляет конкурс. В Лей-де в основном конкурсе участвовало 11 художественных фильмов; больше трети (4 фильма) — из Аргентины, 3 картины — из Мексики, 2 — из Чили и по одной ленте из Бразилии и Колумбии.

Принимать окончательное решение нашему жюри оказалось не слишком сложно, все были единодушны в оценке лучших работ, хотя надо заметить, что общий уровень конкурсных картин был довольно высоким (а такое на фестивалях бывает нечасто!).

Героини аргентинского фильма «Муха в пепле»

В фильмах «Андрес не хочет спать во время сиесты» («Andrés no quiere dormir la siesta») аргентинского режиссера-дебютанта Даниэля Бус-таманте и «Доусон, остров 10» («Dawson, Isla 10») опытного чилийского постановщика Мигеля Литтина, хорошо известного в нашей стране, проходят темы современной истории. Действие аргентинского фильма происходит в 1977—1978 гг. в период военной диктатуры. Маленький мальчик Андрес после смерти матери живет с отцом и бабушкой в обычном квартале небольшого города, не догадываясь, что там находится тайный центр, где содержатся арестованные, которых позже назовут пропавшими без вести. В отличие от этой камерной истории фильм М.Литтина окрашен трагической эпичностью, точным соотнесением с реальной историей Чили времен диктатуры Пиночета. На экране воссоздан концлагерь на острове Доусон, куда в 1973 г. были отправлены примерно 30 лидеров партий Народного единства сразу после государственного переворота. Картину отличает достоверность изображенных в ней событий и уважение к тем людям — борцам за лучшее будущее страны, на долю которых выпали тяжелые испытания.

Проблемы современности, связанные в основном с проявлениями социального насилия, — в центре многих фестивальных фильмов. Так, в основе сюжета ленты «Спасайся кто может» («Salve geral») бразильского постановщика Сержио Резенде лежит реальный факт всплеска насилия на улицах Сан-Пауло в мае 2006 г. — поджогов, убийств, грабежей, вся эта кровавая вакханалия была организована заключенными прямо из тюрьмы. Режиссер сумел в остродраматической форме показать криминальный мир,

имеющий свою разветвленную четкую организацию, изнутри. Картина С.Резенде выдвигается от Бразилии на «Оскар» в номинации лучший зарубежный фильм.

«Муха в пепле» («La mosca en la ceniza»), второй фильм талантливой аргентинской постановщицы Габриэлы Давид ставит проблему нелегальной проституции. На экране — подпольный публичный дом посреди богатого района Буэнос-Айреса, где жестоко эксплуатируют девочек из провинции, превратив их в рабынь, и никто в этом квартале не замечает да и не хочет знать, что творится рядом с ними, буквально в соседнем подъезде. Юные героини этой истории Пато и Нэнси, попав

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком