научная статья по теме ПОСЛЕДНИЙ ВЕЛИКИЙ ХАН МОНГОЛИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ПОСЛЕДНИЙ ВЕЛИКИЙ ХАН МОНГОЛИИ»

ПОСЛЕДНИЙ ВЕЛИКИЙ ХАН МОНГОЛИИ

В тибетском буддизме линия преемственности высших лам определяется выявлением хубилгана (перерождения) -т. е. того, в кого после смерти переродился дух буддийского иерарха. Эта древняя традиция, сохранившаяся до нашего времени, - одна из немногих нитей, связывающих монархическое прошлое Монголии с современностью.

Казалось бы, какое это имеет отношение к великим ханам? Ведь, начиная с Чингисхана, они известны всему миру прежде всего как полководцы и политические деятели. Но далеко не все знают, что последним великим ханом Монголии стал лама - Богдо-гэгэн VIII.

Последнему хану Монголии до сих пор принято давать нелицеприятные идеологические оценки: он-де был марионеткой то маньчжурского императора, то барона Унгерна, проводил политику закабаления страны иностранными державами, нарушал религиозные правила и т.д. Но не так давно появились ценные данные, основанные на воспоминаниях очевидцев и документах из прежде закрытых монгольских архивов1. Оказалось, что извест-

ные в России данные биографии последнего хана Монголии по ряду эпизодов не соответствуют действительности.

В чем причины краха Монгольской империи, в результате которого великие ханы сошли с исторической сцены? Если кратко, это межплеменная рознь, попытки феодалов опереться в междоусобной борьбе на иностранные силы. В этих условиях требовался очень сильный лидер (возможно, подобный Чингисхану), но феодальные слои не смогли выдвинуть такого. Империя исчезла, а собственно Монголия, расколотая на враждовавшие уделы, попала под власть маньчжурской династии, которая включила в свою империю Цин Китай, Тибет и Восточный Туркестан.

С.Л. КУЗЬМИН Ж. ОЮУНЧИМЭГ

Для буддистов России большим событием стал приезд в 2007 г. одного из высших буддийских иерархов, духовного наставника монгольских народов Богдо-гэгэна IX Джецун Дамба Халха Ринпоче. Этот визит напомнил и о начале прошлого века, эпохе революций и крушения монархий, когда Монголия делала первые шаги к независимости и складывались российско-монгольские отношения. Одной из центральных фигур тогда стал лама Богдо-гэгэн VIII, он же последний великий хан Монголии.

Единственным социальным слоем, способным интегрировать общество, оказались ламы. К XVП-XVШ вв. монголы в большинстве стали последователями тибетского буддизма. Четкая церковная иерархия, строгое следование канонам, отсутствие междоусобиц - все это привлекало народ. Имело значение и то, что

преемственность высших иерархов не определяется кровным родством или административным назначением. Хубилган не имел собственности, она принадлежала только линии преемственности. Благодаря этому не было оснований для конкуренции родов или придворных группировок.

Особую роль в истории Монголии сыграла линия хубилганов Джебцзундамба-хутухты. Согласно традиции, эта линия перерождений восходит к Ананде, ближайшему ученику и двоюродному брату Будды Шакьяму-ни. Считается, что он перерождался 21 раз в Индии и Тибете и два раза в Монголии. В 14-м перерождении он известен как Джецун Таранатха Гунга-Нинг-бо (1575-1634), тибетский рели-

гиозный мыслитель и историк. В следующем перерождении это был Дзанабадзар (1635-1724) -знаменитый монгольский лама, политик, скульптор и разработчик письменности. Он стал главой Буддийской церкви Внешней Монголии и получил титул Владыка Прибежища (монг.-тиб. Джебцзундамба). С тех пор перерождения этой линии преемственности, имевшие также титулы хутухта (святой) и Бог-до-гэгэн (Великий святитель), укрепляли свое влияние на монгольские народы.

Представителями Пекина в Монголии были амбани (наместники), власть на местах была у родовой знати и чиновников. Но авторитет Богдо-гэгэна и его отношения с маньчжурскими императорами, которые строились по принципу «религиозный наставник - светский покровитель», делали его центром консолидации монгольского общества, хотя все хутухты, начиная с третьего, были тибетцами, а не монголами.

Это сыграло решающую роль в период борьбы за независимость Монголии, которую возглавил Богдо-гэгэн VIII (18701924). Ему суждено было стать последним великим ханом монголов.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

В 1873 г. из монгольской столицы Урги (ныне Улан-Батор) в Лхасу выехала делегация, чтобы выявить, в кого переродился седьмой Джебцзундамба, умерший в 1869 г.2 В Тибете выявили девять мальчиков. По обычаю, высшие иерархи - Далай-лама и Панчен-лама, написав имена мальчиков в записках и положив их в золотую вазу, совершили надлежащие молитвенные действия и при свидетелях стали вынимать записки по одной, отобрали три имени. Вновь бросили жребий, одну записку вынули золотыми щипцами. Так установили имя четырехлетнего мальчика, восьмого перерождения Джеб-цзундамба-хутухты.

ЛАМА БОГДО-ГЭГЭН VIII СТАЛ ПОСЛЕДНИМ ВЕЛИКИМ ХАНОМ МОНГОЛИИ

Он родился в семье знатного тибетца Гончигцэрэна, распорядителя по хозяйственной части во дворце Далай-ламы XII3. По внешности, характеру и нраву мальчик был очень похож на свое предыдущее перерождение, имел незаурядный, подвижный ум. Выявление хубилга-на утвердил своим указом маньчжурский император Тунчжи. К прибытию Богдо-гэгэна VIII тщательно готовились в Монголии и Тибете. Новый святитель приехал в Ургу 3 октября 1874 г. и с тех пор безвыездно жил в Монголии. 5 октября он был возведен на трон Джебцзун-дамбы. Во время церемонии ему вручили печать: «Джебцзундамба-лама, возвышающий религию и дающий счастье людям».

Хутухта изучал религиозные книги, монгольский и тибетский языки4, светские дисциплины, многие книги знал наизусть. В 1908 г. в дацане (монастыре) Гангадаржалин он успешно держал экзамен на получение ученой степени, даваемой по окончании полного курса ца-нида - религиозно-философского учения.

Мать оказывала на него большое влияние, именно по ее советам он стал обращаться в консульство России в Урге (основано в 1861 г.), получал оттуда европейские механические игрушки, иллюстрированные журналы. Вероятно, это еще в детстве пробудило его интерес к России. В возрасте 10 лет Джебцзундамба-хутухта лишился отца, в 17 лет -матери5.

Молодой святитель входил не только в религиозные, но и в государственные дела, интересовался политикой. В отношении маньчжурского двора Богдо-гэ-гэн VIII вел себя совсем не так, как его предшественники6.

С малых лет он должен был сдавать особые экзамены на верность императору, но эту обязанность игнорировал под влиянием учителей и свиты. В 1875 г. он отказался присутствовать на погребении маньчжурского императора Тунчжи, отправив вместо себя личного посланника. Продолжая нарушать предписания Пекина,

Изображение Богдо-гэгэна VIII в возрасте 25 лет. Эмаль по металлу.

Хутухта отказался и от участия в торжествах в честь коронации нового маньчжурского императора, а также в честь 60-летия матери последнего, отправляя лишь большие подарки и посланцев. Под благовидными предлогами он продолжал отклонять приглашения и позже, в зрелом возрасте.

В европейской литературе, ссылавшейся на мнение побывавших в Урге путешественников и дипломатов (Я.П.Шишма-рев, В.В.Долбежев, В.Ф.Люба, Ф.И.Щербатской, Ф.Ларсон, П.К.Козлов, А.Д.Хитрово, А.М.По-зднеев), довольно широко распространилось превратное представление о поведении Богдо-гэ-гэна VIII в молодые годы: пьянство, жестокие развлечения со стрельбой, ночные пиры, слепота из-за потребления плохого спирта. Но неизвестно ни одного свидетельства очевидца7. Кто и с какой целью организовывал такие «утечки информации», можно только догадываться... Сведения из монгольских архивов их не подтверждают. Очевидно, не верили этому и современники-монголы, иначе Хутухта не пользо-

вался бы среди них таким авторитетом.

Подобно Богдо-гэгэну I Дзанабадзару, Богдо-гэгэн VIII снял с себя монашеские обеты и женился. Расставшись с первой женой, он взял вторую и усыновил ее сына (собственных детей у него не было). Она была камеристкой старшей жены князя Жонон-вана, читала по-монгольски и по-тибет-ски8.

В 1890 г. на берегу р. Тола для Богдо-гэгэна был построен дворец-монастырь, архитектура которого соответствовала канонам тибетского буддизма, однако дом, где жил и умер сам Хутухта, был построен в русском стиле. При дворце создали богатую библиотеку, а при ней - своеобразный научный центр, где занимались переводами, собирали и комментировали книги. Во дворце постепенно образовалось великолепное собрание предметов религии и искусства, драгоценностей, приборов, музыкальных инструментов, а собрание чучел животных напоминало кунсткамеру. Часть этих предметов сохранилась и ныне составляет экспозицию дворца-музея Богдо-гэ-гэна в Улан-Баторе. Поскольку Джебцзундамба-хутухта, по канонам буддизма, покровительствует всем живым существам, при дворце был создан зоопарк - первый в Монголии. На содержание свое и своих дворцов Джебцзун-дамба-хутухта тратил только доходы от подношений, сделанных ему лично9.

ДВА ИЕРАРХА - СЛУХИ И ФАКТЫ

В 1904 г. после вторжения из Индии в Тибет военного отряда английского полковника Ф.Э.Янг-хазбенда Далай-лама XIII был вынужден эмигрировать. Через населенный тибетцами и монголами Кукунор (сейчас китайская провинция Цинхай) он направился в Ургу. Когда весть об этом достигла столицы, там прошло совещание, на котором решили встретить высокого гостя с почетом и поселить в старом дворце Богдо-гэгэна10.

Пекинское правительство не оказало никакой помощи Тибету в отражении англичан, более того, выказало недовольство отъездом Далай-ламы в Монголию. Пекин незаконно низложил первоиерар-ха, а Хутухте направил предписание «не особенно усердствовать по приему Далай-ламы»11. Богдо-гэгэну трудно было противиться маньчжурам и китайцам. Он не выехал из Урги, чтобы встретить гостя, официальная встреча состоялась лишь на четвертый день и была короткой12.

Факты говорят о том, что отношения Далай-ламы XIII с двором Богдо-гэгэна VIII, действительно, стали натянутыми. Далай-лама через российского консула просил довести до китайских чиновников и Хутухты слово о заступничестве13. Эта ситуация вызвала разговоры о негостеприимстве в Урге и разногласиях между двумя иерархами.

По-видимому, вследствие этого осенью 1905 г. Далай-лама XIII в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком