научная статья по теме ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (КЕЙНСИАНСКАЯ) ПЕРВООСНОВА Философия

Текст научной статьи на тему «ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (КЕЙНСИАНСКАЯ) ПЕРВООСНОВА»

Постиндустриальная нравственная революция и ее экономическая (кейнсианская) первооснова

С.Д. ХАЙТУН

В статье осмысливаются происходящие в странах "золотого миллиарда" нравственные перемены. Этот феномен мы объясняем построением в этих странах во второй половине XX в. кейнсианской экономики, позволившей преодолеть извечное противоречие между "трудом и капиталом".

In this article we consider the amazing moral changes which have been taking place in the countries of the "golden billion". We explain that this phenomenon happened because of the fact of the creation of Keynesian Economics in these countries in the second half of the XX century, what allowed to overcome the eternal contradiction between "labor and capital".

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нравственная революция, кейнсианская экономика, основная кейнсианская идея, постиндустриальное общество, игра с нулевой суммой, игра с положительной суммой, эволюция.

KEY WORDS: moral revolution, keynesian economics, main keynesian idea, postindustrial society, zero-sum game, positive-sum game, evolution.

Продолжающийся мировой экономический кризис до предела обострил критический интерес к Западу, на котором - такова распространенная точка зрения - лежит вся ответственность за него. Многие авторы говорят в связи с этим о необходимости радикальной смены мировой экономической парадигмы. С этим можно согласиться с той, однако, поправкой, что обновлению подлежит вся система ценностей человека и что это обновление реально уже началось полвека назад. Пионером выступил Запад, который - хотят того его критики или нет - находится сегодня в авангарде радикальных перемен, переживаемых человечеством в ходе социальной эволюции.

Феноменология нравственной революции на Западе

Неожиданный эволюционный рывок стран Запада во второй половине XX в. поражает воображение. Фактически речь идет о рождении в странах "золотого миллиарда" общества нового типа. Это общество пока не имеет общепринятого названия. Для опре-

© Хайтун С.Д., 2011 г.

деленности будем далее использовать термин постиндустриальное общество, который, кажется, "стал с середины 70-х годов употребляться гораздо чаще прочих" [Иноземцев 2000, 14-15].

Мировая и отечественная литература переполнены описаниями удивительных нравственных перемен, происходящих в последние десятилетия в странах "золотого миллиарда". Коренным изменениям подвергается вся система ценностей, определяющих поведение индивида. "Изменилось все: стимулы, побуждающие человека к работе, противоречия, становящиеся причинами политических конфликтов, религиозные убеждения людей, их отношение к разводам, абортам, гомосексуализму, значение, которое человек придает обзаведению семьей и детьми... изменилось даже то, чего люди хотят от жизни... среди старших членов общества по-прежнему широко распространены традиционные ценности и нормы, тогда как группы молодежи все больше становятся привержены новым ориентациям" [Инглегарт 1999а, 249]. Материальные стимулы вытесняются мотивами самореализации индивида в общественно значимой деятельности ("не в деньгах счастье"). "Постмодернизация. знаменует переход к более гуманному обществу, где самостоятельности, многообразию и самовыражению личности предоставляется больший простор" [Инглегарт 1999б, 269]". "Учителя [как правило] идут учить детей не потому, что это занятие приносит им золотые горы. большинство из нас знает о существовании вещей, которые важнее денег" [Хэнди 1999, 167]. Акцент переносится "с удовлетворения материальных потребностей на удовлетворение культурных и личностных потребностей" [Побережников 2006, 135]. Все это неуклонно обесценивает расхожий тезис о "бездуховности общества потребления".

Сюда же следует отнести пресловутую политкорректность, общее положительное значение которой - со всеми ее издержками, на мой взгляд, неоспоримо: последовательно отстаиваются права всех, кто отклоняется от нормы и/или не может постоять за себя сам, -инакомыслящих, детей, женщин, сексуальных меньшинств, заключенных, людей с теми или иными врожденными или приобретенными недостатками и/или особенностями. Все более гуманным становится отношение к животным и природе вообще.

Общий вектор этих изменений, мне кажется, не вызывает сомнений: человек становится лучше. В постиндустриальных странах утверждаются нормы поведения, основанные на принципе "поступайте с другими так, как хотите, чтобы они поступали с вами". Будучи родственными христианским, эти нормы поведения близки также системам ценностей, проповедуемым рядом других религий, от конфуцианства до буддизма.

Общепринятое объяснение и его недостаточность

Согласно наиболее распространенной точке зрения, система ценностей в постиндустриальном обществе трансформируется потому, что по достижении основной массой населения материального достатка стремление к такому достатку уже не может доминировать в помыслах индивида [Иноземцев 2000, 93; Тоффлер 1999, 456]. Такое объяснение не убеждает. Верно, конечно, что высокий уровень жизни не мог не вызвать определенной "дематериализации" жизненных устремлений населения, ослабления интереса к погоне за деньгами как таковой. Но не все так просто. С одной стороны, зачастую бывает ведь и так, что при низком уровне жизни духовное, - скажем, в религиозной форме - доминирует над материальным. И не только в религиозной - вспомним о Возрождении с его взлетом культуры в далеко не постиндустриальном и даже еще не индустриальном обществе. С другой стороны, опыт предыдущих тысячелетий выработал у человечества вполне скептическое отношение к нравственному облику богача ("Удобнее верблюду пройти сквозь угольное ушко...").

Как будет показано далее, постиндустриальная нравственная революция явилась результатом целенаправленного построения в странах "золотого миллиарда" кейнсианской экономики, впервые сделавшей реальным положение, при котором благосостояние одних участников рынка стало условием благосостояния других. Осуществляемый здесь принцип "человек человеку покупатель и друг" и стал, на мой взгляд, вполне материальным (экономическим) основанием постиндустриальной системы ценностей.

Преодоление кейнсианского барьера

Во второй половине XX в. Западу удалось преодолеть извечное противоречие между "трудом и капиталом". Оказалось, что интересы работника и работодателя противоположны только на уровне отдельного предприятия, или на микроэкономическом уровне. Если же брать макроэкономический уровень, т.е. всю совокупность предприятий данной страны или данного региона, то следует учитывать, что работники выступают еще и покупателями, причем, поскольку они составляют основную часть населения, именно их покупательная способность имеет решающее значение для развития экономики. Это и есть основная идея знаменитого английского экономиста Дж.М. Кейнса [Кейнс 1999]: высокая заработная плата работников (в процентах от стоимости продукции, или от ВВП) - это локомотив экономики; создавая высокий потребительский спрос, она выгодна не только работникам, но и работодателям, позволяя расширять производство, увеличивая прибыли.

Отдельно взятые предприниматели сколько-нибудь существенно поднять зарплату своим работникам не могут - решившиеся на это первыми будут раздавлены конкурентами, так что зарплату должна увеличивать сразу вся популяция предпринимателей данной страны, для чего они должны быть соответствующим образом организованы. Эту работу и берет на себя государство, занимающееся регулированием рынка на макроэкономическом уровне.

Мы говорим для простоты об основной кейнсианской идее, хотя мир впервые услышал ее 7 апреля 1932 г. в радиоречи Ф. Рузвельта, который, в свою очередь, был вдохновлен "мозговым трестом", состоявшим из профессоров Р. Моли, Р. Тагвелла и А. Берли. Именно эта идея лежала в основании "Нового курса" (1933-1937), давшего начало переходу Запада к кейнсианской экономике.

Рузвельт двигался практически на ощупь, а уже после Второй мировой войны под государственное регулирование рынка была подложена теория Кейнса, разработанная им с учетом опыта "Нового курса". В комплекс средств кейнсианского регулирования рынка входят:

• прогрессивный налог на прибыль и наследство (иногда до 90%);

• масштабная социальная политика государства;

• "социальное партнерство" профсоюзов работников, объединений предпринимателей и государства;

• отмена налоговых льгот в отношении расходов обеспеченных граждан;

• стимулирование налоговыми льготами частных инвестиций;

• инвестиции государства в экономику;

• налоговые льготы на общественно необходимые и благотворительные расходы; и др.

Переход к кейнсианской экономике потребовал около четверти века и был вчерне завершен в развитых странах к концу 1960-х годов, что и было отмечено массовыми выступлениями благодарной молодежи против "общества потребления".

Кейнсианство в узком и широком смысле

Если индустриальная экономика базируется на низкой зарплате работников (в процентах от стоимости продукции) [Иноземцев 2000, 247], то в странах с кейнсианской экономикой их зарплата составляет 50-70% от стоимости продукции [Игнацкая 2005, 59; Нигматулин, Бажанов 2004]. Минимизировав нищету (численность среднего класса доходит здесь до 70-80% населения) и значительно снизив уровень социального неравенства, это увеличило потребительский спрос, обеспечив экономике устойчивый рост на протяжении десятилетий при устойчиво же невысокой инфляции.

Со временем кейнсианская забота о работнике становится чрезмерной, и тогда экономику опять-таки поражает кризис, как это было в странах Запада в 1970-х годах. Вывел их из него монетаризм (в форме "рейганомики", "тэтчеризма" и пр.), который, в противо-

положность кейнсианству, защищает работодателя. Многие авторы пишут в связи с этим о кризисе доверия к кейнсианству на Западе [Валлерстайн 2003, 6; Дзарасов, Новоженов 2005, 116]. Однако, если говорить о кейнсианской экономике в широком смысле, понимая под ней экономику, в которой средствами государственного регулирования рынка зарплата работников поддерживается на уровне 50-70% от стоимости продукции, то кейнсианство совершенно определенно в прошлое

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком