научная статья по теме Постмодернистские тенденции в трилогии Т. Галиуллина «Саид Сакманов» Биология

Текст научной статьи на тему «Постмодернистские тенденции в трилогии Т. Галиуллина «Саид Сакманов»»

романа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7-1. С. 49-51.

3. Гильманов Г. Лесные духи: Роман. Казань: Тат.книжн. изд-во, 2003. 383 с. (на тат. яз.).

4. Загидуллина Д. «Лесные духи» или новые качества в татарской прозе // Казан утлары. 2001. № 11. С. 11-120 (на тат. яз.).

5. Литературоведение: словарь литературоведческих терминов и понятий. Казань: Магариф, 2007. 231 с. (на тат. яз.).

6. Фрумкина Р. Психолингвистика: учеб. пос. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТРИЛОГИИ Т. ГАЛИУЛЛИНА «САИД САКМАНОВ»

Галиуллин Р.Р.

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, Россия

В статье прослежены литературные тенденции рубежа ХХ и XXI веков, связанные с проникновением элементов постмодернизма в татарскую литературу, в результате чего происходит синтез массовой и элитарной литературы.

Ключевые слова: татарская литература; детективная форма; постмодернизм; Т. Галиуллин.

POST-MODERNIST TENDENCIES IN T. GALIULLIN'S TRILOGY «SAID SAKMANOV»

Galiullin R.R.

Naberezhnochelninsky Institute of socio-pedagogical technologies and resources, Naberezhnye Chelny, Russia

In the article literary tendencies of a turn of XXand XXI centuries, connected to penetration of elements of a postmodernism into the Tatar literature therefore there is a synthesis of popular and elite literature are traced.

Keywords: The Tatar literature; detective form; postmodernism; T. Galiullin.

У ученых-литературоведов термин «постмодернизм» вызывает разные отклики. В. Курицын считает, что постмодернизм является «самой актуальной тенденцией на нынешний день» [5, с. 232]. Р. Гальцева же утверждает, что постмодернизм является «философским памятником скуке» [1, с. 180]. Д. Задотский говорит, что это самое модное понятие в современной культурологии [3].

В вопросе рассмотрения такого феномена как постмодернизм существуют различные теории и подходы. В. Халипов и И. Данилова и др. сопоставляют это понятие с модернизмом, трактуя их как противоположение [8, с. 235; 2, с. 12]. Другие (Х. Кюнг, А. Якимович и др.) считают постмодернизм следующим этапом развития в исторической спирали [6, с. 224-225; 9, с. 231]. Ж.-Ф. Лиотар, к примеру, утверждает, что постмодернизм вообще является частью модернизма, и не должен рассматриваться как отдельное явление [7, с. 59].

Принято разделять постмодернизм на западный и восточный. Литература стран Западной Европы и Америки является примером западного постмоденизма, развивающегося в демократических условиях, на богатой почве многогранной европейской культуры. Данная литература полна оптимизма, позитивного настроя. Одной из гавных ее особенно-

стей является отсутствие «автора» произведений. Восточный постмодернизм вкючает в себя литературу стран Восточной Европы и всего постсоветского пространства. Данная литература развивалась на бедной почве однообразной культуры тоталитарного режима. Критическая переоценка советской идеологии, которая доводится до абсурда - это главная особенность восточного постмодернизма.

Русская литература способствовала проникновению элементов постмодернизма и в татарскую литературу. Резкие модификации, которые произошли в русской литературе в конце 1980-х - начале 1990-х гг., связаны с первыми политическими преобразованиями и исчезновением политической цензуры.

В московских литературных газетах и журналах велись споры по проблемам постмодернизма, издавалась запрещенная до этого времени литература, так называемая литература андеграунда. Известные критики Евгений Попов, Михаил Эпштейн и др. знакомили читателя с существованием нетрадиционной литературы, которая не подходила под традиционные нормы советской идеологии.

Безусловно, вопрос о существовании постмодернистской литературы остается открытым. Нужно признать тот факт, что татарская литература конца ХХ века претерпела фундаментальные изменения, в ней возникли явления, которые свойственны современной мировой литературе, хоть они и не обнаруживаются столь ярко. Сегодня постмодернизм продолжает свое успешное продвижение в татарской литературе, подвергшейся модификациям, свойственным литературе разных стран.

Выход в печать первого романа из трилогии Т. Галиуллина «Саид Сакманов» вызвал на страницах газет и журналов много споров, причиной которых стало несоответствие романа ни детективным, ни элитарным традициям. Бесспорно, отсутствие положительного главного образа, свойственного татарской классике, критическая оценка советской и постсоветской реальности - все это было новаторским для татарской литературы. На это обратили внимание и литературоведы. Так, Д.Ф. За-

гидуллина оценивает роман как модификацию приключенческой литературы, обогащенную постмодернистскими приемами [4, с. 160].

На первый взгляд может показаться, что романы планировались как приключенческие. В центре произведений - цепь преступлений и убийств. Но в традиционном детективном романе присутствует обнаружение трупа, история совершения преступления, его раскрытие, эта история заканчивается превосходством правды, добра над злом. Среди детективных персонажей обязательное присутствие трех главных героев: жертвы, убийцы и следователя. Один из этих героев, безусловно, должен быть положительным персонажем: либо жертва, либо лжепреступник, либо сыщик. В трилогии этого нет. Описываются преступления, льется кровь невинных людей, но нет даже стремления к раскрытию преступлений. Читателю известны преступники, но писатель не ставит целью описания процесса раскрытия убийств. Т. Галиуллин стремится довести до читателя информацию, что такие явления, как заказные убийства, борьба за деньги, власть, месть, запугивание, измена - это норма в современном обществе. Бессердечность, жестокость в современном мире - главная тема трилогии. Всю ущербность постсоветской реальности автор пытается раскрыть через призму абсурдной логики. В таком обществе борцы за справедливость превращаются в преступников, в созидателей и распространителей этого зла, а невинные люди становятся жертвами. Единственно положительным образом в трилогии является сам автор (повествователь), его отношение к обществу, критика, призыв читателя к анализу этого факта.

Каждый роман трилогии построен по схожей структуре. С точки зрения сюжета-композиции, использованных приемов произведения повторяют друг друга. События каждого романа трилогии происходят вокруг одного центра - двойственного героя Сакманова, через описание жизненных перипетий которого происходит переоценка социальных, идеологических представлений. С этой точки зрения роман напоминает классические произведения, однако если в последних изображается

история жизни и борьбы главного героя, устремленная на улучшение окружающего мира, то здесь описывается путь метаморфозы главного героя в преступника. Тем самым писатель подчеркивает «типичность» метаморфозы законопослушного человека в преступника. Все это является нормой для литературы восточного постмодернизма, тенденция рассмотрения постсоветского общества как цельного преступного пространства проявляется с особой силой и драматизмом. В связи этим, единственно верным выходом из сложившейся ситуации, единственной возможностью восстановления «справедливости» является месть, как антитеза прощения у классиков. Так прозаик изображает модель общества, который не живет по общечеловеческим законам, и доводит ее до абсурда. Социальная действительность, проявляющаяся в разных ипостасях: в отношениях людей, в порядках «взаимодействия» власти и народа, в поступках и мыслях власть держащих и т.п. - предстает перед читателем не как упорядоченная целостность, а как хаос.

Саид Сакманов также не похож на персонажей традиционных детективов. Он был сотрудником правоохранительных органов, после увольнения из которых устроился «вышибалой» в ресторан, продавал водку «из-под пола», хотел открыть свое дело, но в результате стал главарем мафиозной структуры. Позже авторитет крупной преступной группировки пытается стать депутатом... С одной стороны, Сакманов настоящий преступник, но автор ни в чем не обвиняет главного героя, показывает его плодом своего времени, детищем своей эпохи. Трилогия разбивает гуманистические представления о личности и показывает, что зло глубоко засело в головах людей. Применяется прием игры, углубляется философский подтекст, когда оказывается невозможным скрывать тот факт, что положительный герой советской литературы и кровавый монстр постсоветской действительности является одним лицом.

Социально-философские умозаключения - еще одна особенность трилогии «Саид Сакманов», обогащенной внесюжетными элементами, авторскими отступлениями: общением с мудрым стариком Ахмедишой,

беседами с учеными из Германии. В итоге композиция романов усложняется, развязка как можно дальше оттягивается, сюжет теряет динамику, становится адинамичным.

Критический взгляд на реальность дается с помощью приемов интертекстуальной прозы, в диалогах писатель-читатель [4, с. 162]. Желая привлечь внимание читателя, автор обращается к таким понятиям как «измена», «несправедливость», «беззаконие» и т.д. На протяжении всей трилогии дается аналитическая оценка социально-политическим изменениям в стране.

Попытки найти решения на ряд социально-общественных проблем объединяются в отдельный пласт трилогии. Эти вопросы в свою очередь, создают основу для проявления одной из особенностей литературы постмодернизма - критическая оценка общества и эпохи автором. Т. Галиуллин показывает, что такие духовные ценности, как дружба, взаимопомощь заменяются любовью к деньгам, богатству. Это и является самой негативной особенностью посттоталитарного общества, отмеченной автором.

В трилогии Т. Галиуллина присутствует автор-повествователь, который рассказывает, оценивает, переоценивает. Но эта оценка неоднозначна, в результате этого становится невозможным четко обусловить связь, взгляд автора к тому или иному образу, событиям.

Таким образом, одна из главных тенденций в искусстве последних десятилетий связана с понятием «постмодернизм». Татарская литература как час

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком