научная статья по теме PRACTITIONERS OF THE DIVINE. GREEK PRIESTS AND RELIGIOUS OFFI CIALS FROM HOMER TO HELIODORUS / B. DIGNAS & K.TRAMPEDACH (EDS.). CAMBR. - L., 2008 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «PRACTITIONERS OF THE DIVINE. GREEK PRIESTS AND RELIGIOUS OFFI CIALS FROM HOMER TO HELIODORUS / B. DIGNAS & K.TRAMPEDACH (EDS.). CAMBR. - L., 2008»

Weber B.F. 2007: Der Stadtplan von Milet // Frühes Ionien. Eine Bestandsaufnahme; Panionion-Symposion Güzel9amli, 26. Sept. - 1. Okt. 1999 (Milesische Forschungen 5) / J. Cobet, V. von Graeve, W.-D. Niemeier, K. Zimmerman (Hrsg.). Mainz, 327-362.

Wiegand T., Wilski P. 1906: Milet 1. 1. Karte der Milesischen Halbinsel. B.

Е.И. Соломатина, научный сотрудник Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории РАН

© 2011 г.

Practitioners of the Divine. Greek Priests and Religious Officials from Homer to Heliodorus I Ed. by B. Dignas and K. Trampedach. Center for Hellenic Studies. Trustees for Harvard University (Washington, DC). Cambridge (Mass.) - London: Harvard University Press, 2008. 285 p.

В рецензируемом сборнике опубликованы материалы международной конференции «Греческие жрецы от Гомера до Юлиана», проходившей 25-28 августа 2003 г. в Вашингтоне. Конференция была организована Центром эллинских исследований Гарвардского университета под руководством директора Центра Грегори Надя, Беаты Дигнас (Оксфорд) и Кая Трампедаха (Констанц). В конференции приняли участие ведущие ученые из университетов Гарварда, Нью-Йорка, Принстона, Оксфорда, Цюриха, Эдинбурга, Констанца, Фрайбурга, Мюнстера.

Во вводной статье сборника «Кто такой греческий жрец?» А. Хенрихс отметил, что до сих пор в науке нет четкого определения термина hiereus. За два последних столетия было решено, что термин hiereus - наиболее подходящий языческий эквивалент обозначения христианского священнослужителя (priest). Но чем hiereus отличается от hieropoios, hierothutës, arëtër, theopropos, mantis? Можно ли считать прорицателя (mantis) жрецом или нет? В приложении к статье автор собрал определения греческого термина «жрец», принадлежащие наиболее авторитетным исследователям античной религии за период 1825-2000 гг. Одни связывают жрецов прежде всего с отправлением молитвы и жертвоприношений (К. Мюллер, Х.А. Лобек, К. Герман, Ф. Ницше), другие больше обращают внимание на их компетентность в ритуальных вопросах (М. Нильсон, Р. Гарланд, Ж. Бреммер). Некоторые исследователи главным в определении «жречества» считают посреднические функции между божественной и земной сферами (К. Герман, П. Штенгель, Л. Жерне, Ж. Бреммер, К. Сурвину-Инвуд). Так или иначе, единогласие в данном вопросе пока не достигнуто.

А. Ханиотис в статье «Жрецы как знатоки ритуала в греческом мире» задается вопросом: должны ли были жрецы быть знатоками ритуала или они выполняли свои функции более или менее автоматически, руководствуясь существующими общими правилами? Автор основывает свои выводы преимущественно на эпиграфическом материале из разных районов греческого Средиземноморья. В тех случаях, когда жрец получал должность путем выбора, жеребьевки или покупки, знание ритуала не было необходимым. Существовали правила, следуя которым новичок мог исполнять свои функции. Автор приводит примеры надписей, содержащих подробные предписания для жрецов, достаточные для тех, кто временно занимал жреческую должность. Многие люди были жрецами в течение многих лет - к таким нередко относились состоятельные граждане, которые вкладывали в отправление культа немалые деньги и за свою щедрость удостаивались почестей от гражданского коллектива, занимая одну и ту же должность иногда даже пожизненно. В таких случаях знание деталей ритуала неизбежно приходило с годами.

Существовали культы, которые с древности были закреплены за определенными родами; совершенно естественно, что члены этих фамилий обязаны были знать ритуал как свою «наследственную» работу. Глубоких познаний, безусловно, требовали мистические культы и магические ритуалы. А. Ханиотис выделяет группу жрецов, изучавших ритуалы в силу своего личного благочестия: в посвященных им надписях особое внимание обращается на те или иные детали ритуала, а в некоторых надписях прямо говорится, что тот или иной жрец возрождал древние традиции. Наконец, существовало огромное количество особых местных ритуалов, и для их совершения, несомненно,

требовались специальные знания. В таких случаях, даже если жрец приобретал должность путем покупки, ему всегда был необходим помощник, другой жрец - знаток ритуала.

Статья Ж. Бреммера «Жреческий персонал в эфесском Артемисии: анатолийские, персидские, греческие и римские аспекты» посвящена рассмотрению культового персонала храма Артемиды в Эфесе и выявлению в нем персидских, анатолийских и греческих элементов. Храмовые служители megabyxoi получили свое имя, скорее всего, после взятия Эфеса персами в 500 г. до н.э. Согласно источникам, megabyxos был евнухом (жрецы-евнухи были распространены в Анатолии), отвечал за финансы святилища - из этого факта автор заключает, что megabyxos не являлся собственно жрецом и не приносил жертвоприношений на алтаре. Тем не менее, престиж этой должности был высок. Около 30 г. до н.э. Ведий Полион, сын вольноотпущенника и друг Августа, реорганизовал культ Артемиды в Эфесе, после чего должность megabyxos исчезла. Это не означало, что в Эфесском храме не осталось жрецов мужского пола, существование которых засвидетельствовано эпиграфическими и литературными источниками. Должность жреца Артемиды сохранила свою престижность, и еще в период около 100 г. эти жрецы принадлежали к элите общества. Однако с течением времени большинство знати все больше ориентировалось на императорские жреческие должности, хотя должность жреца Артемиды сохранилась благодаря древности и доходности.

В храме Артемиды были жрицы-девственницы, о которых встречаются упоминания в античных романах: у Ахилла Татия, Гелиодора и в «Истории Аполлония царя Тирского». Ж. Бреммер указывает, что в некоторых наиболее консервативных областях Греции, таких, как Центральный и Северный Пелопоннес, девушки могли быть жрицами Артемиды, и пишет о жрицах Артемиды, хранивших девственность (в Патрах, Эгейре, Спарте). Эфесские надписи римского периода подтверждают существование жриц Артемиды, имена которых всегда ассоциировались не с мужем, а с отцом.

Essenes упоминаются в серии эфесских надписей с конца IV в. до н.э. Название их происходит из анатолийских языков; должность жреца они, скорее всего, исполняли в течение года. Их функцией было введение новых граждан в phule и chiliastus - подразделения эфесского гражданского коллектива; иногда они имели дело с деньгами в связи с продажей гражданства. Вновь упоминания о essenes появляются у Павсания, который говорит, что они должны сохранять целомудрие и называет их также hestiatores. Вероятно, заключает автор, essenes должны были устраивать пиры, которые сопутствовали жертвоприношениям. В позднеримский период корпорация essenes была ограничена в числе, значение ее заметно уменьшилось. Наконец, мы знаем о должности kouretes, которая, по мнению автора, была заимствована с Крита в архаическое время. Kouretes были юношами, не являвшимися жрецами, но исполнявшими какие-то функции во время жертвоприношений. В заключение автор делает попытку сформулировать черты греческого жречества, отличающие его от священнослужителей монотеистических религий; одними из определяющих черт были мобильность и восприимчивость греческих жрецов, легко включавших в свой культ чужеродные элементы.

В статье «Профессионалы, добровольцы и любители в культе Деметры: служение богам kata ta patria». С. Гветтел-Коул, говоря о ритуалах, корни которых уходили далеко в глубь веков, задается вопросами: как община могла соблюсти преемственность древнего ритуала и кто мог подтвердить, что ритуал соблюдается правильно? Автор берет в качестве примера священнодействия, адресованные Деметре. Греческие ритуалы были консервативны по своей природе, что многократно подтверждалось использованием формулы kata ta patria. Ритуал часто соблюдался в соответствии с записями, хранившимися в местных архивах: например, автор приводит надписи, регулировавшие проведение ритуала Деметры на Косе и в Эфесе. Согласно каталогу цен на жреческие должности из Эрифр, занятие той или иной должности было скорее делом статуса, нежели знаний и опыта. Известный род, богатство, общественное положение, как кажется, более принимались в расчет, нежели опыт, и даже занятие наследственных жреческих должностей не могло гарантировать наличие у таких жрецов специальной подготовки. Означает ли это, спрашивает автор, что большинство жрецов было не профессионалами, а «любителями»? И вновь встает вопрос: кто отвечал за правильное соблюдение ритуала, организовывал управление святилищем, вел отчетность?

Источники почти ничего не сообщают об администрации святилищ и ее повседневных обязанностях. Единого стандарта в греческом мире не было, и мы можем проследить лишь некоторые детали на локальном материале, главным образом на основании надписей: так, автор приводит примеры надписей из аттических демов, Коса, Антимахии. Самой прочной гарантией правильного выполнения ритуала являлось существование рода наследственных жрецов - автор показывает это на примере восстановления мистерий Великих богинь в Андании (Мессения), где сохранился древний жреческий род. Таким образом, заключает С. Гветтел-Коул, правильное (kata ta patria) соблюдение ритуала зависело от наличия наследственного жречества, локальных административно-культовых структур (например, культовых ассоциаций в демах), письменных инструкций и неписаных ритуаль-

ных обычаев. Большое значение имела связь с престижными, хотя часто отдаленными святилищами (такими, как Элевсин и др.).

Статья Б. Дигнас «"Греческие" жрецы Сараписа?» посвящена рассмотрению жреческого персонала Сарапеумов разных греческих городов. Автор задается вопросом - как соотносятся частные и государственные начала в этом культе? Она начинает свое исследование с храма Сараписа на Делосе, главным источником для которого является так называемая Делосская ареталогия Сараписа. Храм был основан неким Аполлонием, выходцем из Египта; его сын и внук также были жрецами Сараписа. Сначала культ был частным культом, однако дальнейшая его история свидетельствует о том, что он стал публичным. Когда афиняне вернули себе контроль над Делосом в 166 г. до н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком