научная статья по теме ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ»

Е. В. КОНЯШКИНА

Москва

Практическая методика подготовки к написанию сочинения по картине

В статье предлагается методика проведения уроков, посвященных подготовке к написанию сочинения по картине в V классе, приводится примерный план изучения структуры и основных компонентов этого вида творческой работы.

Ключевые слова: сочинение по картине; структура школьного сочинения; развитие речи.

1Г5 озврат к сочинению как к итогово-[3 му испытанию в выпускных классах заставляет учителей русского языка и литературы по-другому взглянуть на эту форму работы. Очевидно, что успех в этом виде творческой деятельности в одиннадцатом классе возможен только в том случае, если начать соответствующее обучение в пятом.

Рассмотрим серию занятий, посвященных подготовке к сочинению по картине. Изначально они рассматривались как интерактивный курс, предназначенный для того, чтобы ребенок самостоятельно, в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия информации, смог осознать специфику работы над сочинением-описанием картины. Однако на основе предложенного материала, расширив и дополнив его, также можно сконструировать уроки развития речи и для работы с классом. На этих занятиях поэтапно рассматривается структура творческой работы и подробно разбираются вопросы, связанные с написанием вступления, основной и заключительной части сочинения.

Занятие I. Вступление

I. Вступление — это начальная часть чего-нибудь, введение к чему-нибудь (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова).

Зачем нужно вступление в сочинении? (Вступление поможет ввести читателей в тему сочинения, познакомит с той проблемой, которую ученик собирается раскрыть в своей работе.)

II. Каким может быть вступление в сочинении—описании пейзажа?

Коняшкина Екатерина Владимировна,

учитель русского языка гимназии №1S63 г. Москвы. E-mail: e.v.koniashkina@gmail.com

Рассуждение о времени года, изображенном на картине.

Лето — красивейшее время года. Природа с мастерством талантливого художника разукрасила все вокруг. Какие только цвета ни встретит взгляд! Глядишь и не наглядишься на эту красоту. И нет ничего удивительного в том, что летние пейзажи — это одна из любимейших тем живописцев.

Рассуждение о настроении, которое передает художник в своей работе.

Обращаясь к природе, мастера живописи в своих полотнах хотят не только описать ее красоты, но и передать зрителю то особенное настроение, которое завладевает человеком, наблюдающим за веселым ручейком, бойко пробирающимся через проталины, нежной березкой, скромно склонившей свои ветви к земле, мрачной дубовой рощей, замершей в тревожном ожидании грозы. И нет ничего удивительного в том, что описание природы — это одна из любимейших тем живописцев.

Краткие сведения о художнике.

Известный русский художник Аркадий Александрович Рылов вошел в историю русской живописи как талантливый пейзажист. Его картины поражают радостью сияния красок, высоким мастерством в передаче света и воздуха, светлой верой в жизнь. Когда рассматриваешь полотна этого мастера, то невольно слышишь шум ветра, плеск воды, шелест листвы, чувствуешь запах травы и понимаешь, что художнику очень близок мир природы.

Размышление о названии полотна.

Вы когда-нибудь пробовали нарисовать ветер? А Илья Семенович Остроухов в картине «Сиверко» это сделал — нарисовал холодный северный ветер.

III. В написании сочинения по картине вам помогут ключевые слова, которые представлены в таблице. Раскройте значение каждого.

46

Пейзаж, композиция, колорит, тон, гамма, палитра, цвет, свет, краски, выразительность, пространство, глубина, план, изображение

Художник, живописец, пейзажист, творец, мастер

Картина, холст, полотно, произведение живописи, работа

Настроение, чувство, ощущение

Глаголы

Рисовать, писать, творить, создавать, изображать, передавать, показывать, воздействовать, воплотить, привлечь, сосредоточить

Имена прилагательные

Талантливый, печальный, радостный, нежный, добрый, яркий, тусклый, холодный, теплый

Как называются сходные по значению существительные из второго и третьего столбика? {Синонимы.) Верно. Слова-синонимы помогут вам и избежать повторов, и связать предложения в единый текст.

IV. Домашнее задание:

1) Подберите слова, которые помогут вам описать весенний день.

2) Используя ключевые слова и материалы занятия, дополните вступление к картине И. Э. Грабаря «Мартовский снег».

Вот и закончилась _,

_ зима. Сколько _

радости доставляют первые_денечки, _ и _. Снег в

марте выглядит не так, как зимой: он

_, _, _.

Именно таким его удалось изобразить на своей картине_известному пейзажисту Игорю Эммануиловичу Грабарю.

Занятие 2. Основная часть

I. На этом занятии мы поговорим об основной части сочинения, подумаем, как ее можно организовать. О чем нужно говорить, описывая картину?

Перед вами вопросы, которые помогут в написании основной части:

1) Что является предметом изображения? (Обычно предмет изображения заявлен в названии картины.)

2) Есть ли на картине три плана: ближний, средний, дальний? Что на них изображено?

3) Какой идеей (замыслом), каким настроением объединены три плана полотна?

4) Как выбранные художником краски и оттенки помогают создать настроение картины и передать ее идею (замысел)?

II. А теперь попробуем создать описание картины И. Э. Грабаря «Мартов-

ский снег» (вы уже работали с ней дома), вставив необходимые слова в следующий текст.

Даже при беглом взгляде на полотно талантливого художника нельзя не заметить интересную особенность: на картине нет _. Все пространство холста занимает _. Синий, фиолетовый,

серый, желтый, кое-где проглядывают даже _оттенки. Глядишь на это произведение и понимаешь: не _

снег в марте, совсем не _.

Используя густые мазки, художник умело показывает весенний снег, исхоженный

_, отмеченный _

зверей и птиц.

III. Домашнее задание.

Продолжите основную часть сочинения по картине И. Э. Грабаря «Мартовский снег», описав средний и дальний планы полотна.

Занятие 3. Заключительная часть

I. Наши прошлые встречи были посвящены вопросам написания вступления и основной части сочинения по картине. Мы узнали, каким может быть вступление, о чем нужно говорить, описывая картину, наметили вопросы, которые помогут в данной работе.

Однако текст, в котором есть только вступление и основная часть, кажется неполным, словно оборванным на важном месте. А все потому, что у него нет заключительной части, очень важной для любой письменной творческой работы.

II. Каким же может быть заключение? Проанализируем образцы I и 2.

Образец I

Всего четыре цвета использовал мастер: желтый, синий, зеленый, белый. Но получившееся произведение живописи, словно окошко, манит нас своей прохладой и красотой и заставляет по-особому взглянуть на мир вокруг.

Образец 2

В этой работе живописцу удалось передать всю красоту и мощь русской природы. Недаром ее относят, по словам А.Н. Бенуа, «к самым драгоценным явлениям в русской живописи».

Оба образца представляют собой в ы -в о д, то есть подводят итог всему сказанному в сочинении. Следует отметить, что особенностью первого отрывка является сравнение, а второго — цитата, но и то, и другое помогает показать отношение к полотну мастера и выразить впечатление, произведенное работой художника.

Какая заключительная часть вам понравилась больше? Почему?

III. Попробуйте дописать сочинение по картине И. Э. Грабаря «Мартовский снег», заполнив пропуски в предложенном тексте.

Художнику в работе удалось_тот

_ весны, когда еще лежит

_, еще нет ни одного

_ весны, но в воздухе уже разносится __этого

_ времени, и истосковавшееся

за зиму сердце с радостью_.

Подумайте, в каких словах содержится вывод, а в каких — отношение и впечатление автора письменной работы.

IV. Домашнее задание.

1) Познакомьтесь с картиной И. С. Остро-ухова «Золотая осень».

2) Опираясь на материалы занятий, продумайте план сочинения по этому произведению. В работе вам помогут следующие вопросы:

1. Почему художник назвал свое полотно «Золотая осень»?

2. С помощью каких приемов художник, запечатлевший уголок осеннего леса, вызывает у зрителя живое ощущение пространства?

Занятие 4. Практическая работа

I. На наших предыдущих встречах мы научились писать вступление,

основную и заключительную части сочинения по картине. Настало самое время попробовать самостоятельно создать творческую работу, но прежде чем мы перейдем к этому ответственному шагу, стоит продумать, каким будет план нашего сочинения. План будет состоять из трех пунктов, касающихся вступления, основной и заключительной частей. Как вы думаете, о чем нужно говорить, описывая картину? Для этого давайте вспомним все, о чем мы рассуждали во время наших прошлых встреч. (Повторение изученного материала.)

II. Обратимся к картине И. С. Остро-ухова «Золотая осень», попробуем создать сочинение-описание этого полотна. Как вы помните, неоценимую помощь в написании творческой работы нам могут оказать ключевые слова. Подумайте, какие слова можно использовать при описании этой картины. (Две крылатые (черно-белые) хозяйки леса; уголок осеннего леса; резные кленовые листья; оттенки желто-оранжевых тонов; еще зеленая трава; тропинка, уходящая вдаль; серое, тусклое (яркое, светлое) небо; причудливо изогнутые ветви дерева; золотое кружево листвы; тихое шуршание опавших листьев; нижний ярус леса; мозаика неба ... сквозь...; сказочные золотые чертоги; под покровом шуршащего золота; золотая (желто-оранжевая) дымка).

III. А теперь, используя материалы наших встреч, попробуйте написать свою собственную работу.

Уроки развития речи на основе описания картин, имеют такую же ценность, как уроки, развивающие умение строить тексты-рассуждения и повествования. Такая работа помогает школьникам увидеть композицию произведения, особенности взаимосвязи всех частей целого, учит определять роль каждого элемента в раскрытии общей идеи.

48

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком