научная статья по теме ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО»

Права и свободы человека и гражданина

A.A. Юнусов, М.А. Юнусов

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Права человека развивались и продолжают развиваться в условиях обостренных противоречий между индивидуализмом и социальностью. Естественно сложились социально-экономические предпосылки для устранения таких противоречий. «Мысль о правах человека, - писал Б. Бауэр, - лишь в прошлом столетии была открыта для христианского мира. Она не является для человека врожденной, а напротив завоевана им лишь в борьбе против исторических традиций, в которых до сих пор воспитывался человек. Таким образом, права человека - не дар природы, они также - не полученное нами от прошлой истории наследие, - они куплены ценной борьбы против случайностей рождения и против привилегий, доныне передававшихся историей из поколения в поколение. Они - результат образования, и только тот может обладать ими, кто их завоевал и заслужил»1.

А если сопоставить эту мысль с сегодняшним состоянием защиты прав человека в России, как справедливо отмечает И.В. Гончаров, то со сложившейся психологией и правосознанием невозможно установить правовой порядок в обществе, поскольку этот процесс не спонтанный, не автоматический, он требует усилий каждого. Права человека не реализуются автоматически даже при благоприятных условиях. Необходимы усилия или даже борьба человека за свои права и свободы. Но этой борьбы как раз в обществе не видно2.

Каждой ступени в историческом раз-

1 Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 26-27.

2 Гончаров И.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации с использованием мер федерального вмешательства. М., 2004. С. 139.

витии свободы и права присуща своя юридическая концепция человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В самом общем виде можно сказать, что мера признанности и защищенности прав человека в том или ином обществе определяется типом его социально-экономической организации, ступенью общецивили-зационного развития, степенью его гуманизации и либерализации.

В философско-правовом плане отношение к правам и свободам человека тесно связано с двумя основными направлениями юридической мысли - основными концепциями права: естественно-правовой и позити-вистской3. С точки зрения естественно-правовой концепции, права человека рассматриваются как естественные, неотъемлемые, вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека, а закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы. Позитивистская концепция определяет права человека как категорию, установленную государством, и именно государство создает эти права человека.

Эти концепции хотя и являются противоположными, но в современном мире «вряд ли можно встретить в чистом виде как позитивистские, так и естественно-правовые теории»4. Идеально, чтобы позитивное право соответствовало законам или закономерностям жизни человека, государственно-организованного общества и человечества.

Права человека являются естественными, врожденными, данными каждому от

3 Мюллерсон P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991. С. 160.

4 Там же. С. 160.

природы. В соответствии с концепцией естественного права, можно выделить три основных блока естественных прав человека.

1. Права человека как живого, природного существа. Это, прежде всего, права на жизнь и здоровье (ст. 3, 4, 5, 17, 22, 23 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.).

2. Права человека как существа мыслящего и чувствующего: права человека свободно мыслить и чувствовать, т.е. интеллектуальные и эмоциональные права человека (ст. 1, 2, 18, 19, 26 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.).

3. Права человека как существа духовного, т.е. духовные права человека (ст. 1, 3, 12, 18, 19 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.)1.

Однако за естественными правами человека всегда стоят потребности личности, определяемые набором социальных ценностей, по-разному понимаемых в различные периоды человеческой истории. По нашему мнению, для существования и развития естественных прав человека важна роль социума, социального окружения, условий и характера внутригосударственных, либо международных отношений.

Между тем, как любое общественное явление, в том числе и право, можно познать научно лишь тогда, когда в центре этого познания находится материальная основа жизни общества. Чтобы проникнуть в глубь причин, порождающих право, необходимо познать те общественные отношения, которые оно регулирует, изучить экономическую и социальную структуры, обусловливающие эти отношения, выдвигаемые при этом задачи и цели государства, ибо причинность в обществе всегда является целеполагающей деятельностью людей. В литературе существуют две точки зрения на содержание права, а следовательно на права человека. Одни считали, что право непознаваемо, не связано с объективной причинностью, старались лишить правовые нормы их материального со-

1 Всеобщая декларация прав человека // Известия. 1989. 11 декабря.

держания, противопоставить форму сущности. Например, И.В. Михайловский считал, что право есть «самостоятельное начало» и никак не определяется материальными условиями жизни. «Если бы право было отражением экономики, надстройкой над нею, то, очевидно, что сначала должен образоваться определенный экономический порядок, а потом в результате сложиться соответствующий юридический порядок. Между тем,.. институт частной собственности во много раз старше ка-питализма»2.

Другие мыслители утверждали, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения -производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»3.

Содержание естественных прав менялось от эпохи к эпохе. Для каждой эпохи характерны свои специфические стандарты правового поведения, свои охраняемые законом ценности. Они будут видоизменяться и в будущем.

Права человека, - отмечает профессор В.В. Лазарев, - основополагающий элемент правового статуса личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве4.

По мнению В.С. Нерсесянца: «История прав человека - это история очеловечивания людей, история прогрессирующего расширения правового признания в качестве человека тех или иных людей для того или иного

2 Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. С. 104.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. С. 6-7.

4 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1999. С. 447.

круга отношений»1.

Вообще, идея естественных, неотчуждаемых прав человека была связана со стремлением ограничить абсолютистский произвол государственной власти (монарха)2. В борьбе с произволом народы завоевали право на революцию, констатирует В.Д. Зорькин3. Как отмечает Е.А. Лукашева, «в конечном счете, это привело к резкому расслоению общества, создало социальную напряженность, подготовило взрывоопасную революционную ситуацию»4. Абсолютизм был порождением общественно-экономической формации. Такая система не имела перспективы развития, и она естественным путем изменена. Однако ни одно из прав, относимых к естественным, не отчуждаемым от человека, не оказалось на самом деле неотчуждаемым. Свобода и неприкосновенность личности существуют в установленных рамками закона пределах.

«В современных условиях, - по мнению В.Е. Чиркина, - утрачены многие различия между естественными правами, принадлежащими человеку как таковому, и позитивными правами, принадлежащими гражданину как члену государственного, политического сообщества»5.

«И дело не только в том, - считает автор, - что само это различение с позиций правового регулирования искусственно, поскольку позитивные права также принадлежат человеку, но и в том, что естественные права с определенными гарантиями и ограничениями теперь закреплены в конституциях. Они стали позитивными правами, хотя в силу своих особенностей нуждаются в разработке особых юридических приемов и средств защиты, и в последнее время появляются средства такого рода»6.

1 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 1999. С. 108.

2 Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и российское право // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 64.

3 Росс. газ. 2004. 11 декабря.

4 Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Рук. автор. колл., отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2002. С. 11.

5 Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 70.

6 Там же. С. 70.

Нормативная природа прав человека, фиксирующая его притязания на определенные блага и условия нормальной жизнедеятельности, вносит в общественную жизнь стабильность и правопорядок. Защита свободы и прав человека, их гарантии - это один из способов сохранения самоценности личности, ее права на жизнь, на личную неприкосновенность, на достойное существование, свободу от нужды и унижений.

Противоположна позиция С.С. Алексеева, убежденного в том, что в высшей степени важно строго разграничить основные неотъемлемые права человека, направленные на обеспечение свободы и достоинства каждого, и весь обширный комплекс прав гражданина данного государства7.

В связи с тем, что запись соответствующих положений во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. и ряд международных документов во второй половине 1940-х гг., и «включение», таким образом, в состав прав человека (и тем более в состав неотъемлемых прав человека) социально-экономических прав «второго», а потом и «третьего» поколений, «вызывает тревогу и с интеллектуально-мировоззренческой и с практической точки зрения»8. С

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком